Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 24

Тема. Деление слов на слоги. Понятие ударения. Ударный слог. Чёткое выделение ударного гласного в словах. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый)

 

Цель: учить учащихся делить слова на слоги, чётко выделять ударный слог; ввести понятия «ударение», «ударный слог»; учить произносить слова, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках; развивать слуховое восприятие и внимание, речь, словесно-логическое мышление; показать значимость ударения; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: аудиозапись песни «Антошка»; предметные рисунки; карточки со схемами слов (из 1, 2, 3 слогов).

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Психогимнастика «Овощи»

Звучит запись отрывка из детской песенки «Антошка».

— Вам знакома эта песенка? Как она называется? («Антошка»)

— Куда дети звали Антошку? (Дети звали Антошку копать картошку.)

— Каким обобщающим словом можно назвать картошку? (Овощ)

— Представьте, что вы — овощи на грядке. Изобразите толстый серьёзный помидор; тоненький огурчик; печальный лук; весёлую морковку; строгий баклажан. (Учащиеся мимически изображают настроение.)

— Молодцы! Вы правильно изображали эмоции.

— А какими вы должны быть на занятии, чтобы всё получалось? (Мы должны быть серьёзными, бодрыми, активными.)

— Я уверена, что вы такими и будете.

 

III. Сообщение темы и задач урока

— Чьи эмоции мы сегодня изображали? (Овощей)

— Сегодня мы и поговорим об овощах, а также — о фруктах.

Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений.)

— Правильно! Из чего состоят предложения? (Из слов)

— Из чего состоят слова? (Из слогов) слоги? (Из звуков)

— Какие вы знаете звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

— Правильно. Молодцы! Всё помните.

Итак, сегодня мы будем говорить об овощах и фруктах и учиться делить слова на слоги, различать слог и слово.

 

IV. Подготовительная работа

1. развитие слухового восприятия и внимания

Учитель. А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть слова и слоги, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

2. Вывод о различии между словом и слогом

Учитель. Как вы определяли слоги? (Слог — это сочетание гласного с согласными звуками. У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)

 

V. Работа по теме урока

1. игра «подбери слог»

Учитель. Поиграем в игру «Подбери слог».

Добавьте слог, чтобы получилось слово, и определите количество слогов в слове.(Учащиеся называют слово, а учитель вывешивает картинку с изображением этого предмета.)

Граб... (ли) — 2 слога           

Тяп... (ка) — 2 слога

Вед... (ро) — 2 слога            

Моло... (ток) — 3 слога

Лопа... (та) — 3 слога

— От чего зависит количество слогов в слове? (От количества гласных звуков. Сколько в слове гласных — столько и слогов.)

— Скажите, для чего нужны эти предметы? (Для работы в саду или огороде.)

— Молодцы! Вы были внимательны и отлично справились с заданием, правильно определили количество слогов в словах.

2. «Витаминный стол»

— Ребята, где растут овощи? (На грядках в огороде.)

— Где растут фрукты? (В саду на деревьях.)

— У кого рядом с домом есть огород или сад?

— Скажите, легко ли вашей семье выращивать овощи? (Нет, надо много работать.)

— Да, не просто вырастить хороший урожай. Вы помогаете своим родителям? Как вы помогаете? (Копать землю, поливать, вырывать бурьян и сорняки и т. д.)

— Молодцы! Я уже собрала урожай фруктов и овощей и приглашаю вас к «Витаминному столу». (Вывешивается название.)

— Почему я его так назвала? (Потому что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.)

— Отгадайте, какие овощи и фрукты я собрала. Попробуйте на вкус, рассмотрите. (Учащиеся подходят к столу, на котором на блюде лежат небольшие кусочки моркови, свёклы, лука, яблока, банана, лимона, груши, редьки.)

Учащиеся пробуют и, называя овощ или фрукт, характеризуют его вкус и цвет; делят слово-название на слоги.

— Как же определить, сколько слогов в слове? (Сколько гласных, столько и слогов.)

 

VI. Физкультминутка

 

VII. Закрепление изученного материала

Компьютерная игра «Разгадай слово»

Учитель. Вспомните, как определить количество слогов в слове. (Сколько гласных — столько и слогов.)

— Я предлагаю вам поиграть в компьютерную игру «Разгадай слова».

Перед вами — схемы слов. Нужно показать схему, которая подходит к названному слову, и объяснить почему.

В русском и украинском языках встречаются слова, которые различаются при произношении ударением. Например:

Постановка ударения в таких словах отрабатывается: сначала их произносит учитель, потом — учащиеся, с вопросительной интонацией, чтобы выделить ударный слог. Например: вчера? говорит?

 

VIII. Итог урока

— Чему вы учились на уроке?

— Какое задание было самым интересным?

— Чем слово отличается от слога?

— Как правильно определить количество слогов в слове?