РАЗДЕЛ 12
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
12.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Развитие транспортных коридоров (инвестиционные проекты)
Этот раздел Программы определяет адреса и объемы инвестиционных вложений в разработку
транспортных коридоров и сооружений на них. Там, где уже определена целесообразность
возможности сооружения новых объектов или реконструкция или повышение
технико-экономических (потребительских) характеристик существующих, предусмотренные Программой
конкретные адреса и объемы работ по развитию коридоров.
В основном эти работы предусматриваются на существующих объектах транспортных
коридоров.
На объектах, определенных для строительства и новых, в случае необходимости,
Программой предусмотрено осуществление предварительных расчетов, выполнение
технико-экономических обоснований или подготовительных работ к ним. К таким
объектов принадлежит перечень автодорожных транспортных коридоров, определенных для
строительства на определенных направлениях. С целью предстоящего размещения автомагистралей
и их сооружений необходимо заранее определять направления их прокладки и
зарезервировать земельные участки в соответствии с планом застройки, оставив эти
участки в государственной собственности, без права передачи в частную собственность.
В Программе предусматривается приоритетное развитие коридоров №3, 5, 9, а также
коридора Балтийское море - Черное море (Гданьск-Одесса). Объемы работ определены с
учетом возможностей инвестирования соответствующих отраслей и
транспортно-дорожного комплекса.
Общая стоимость намеченных Программой работ составляет 3013,73 млн. гривен. По
счет государственного бюджета предусмотрено выделить 11 68,82 млн. гривен, в том
числе более 1 млрд. гривен из средств дорожного фонда, отнесенного к
государственного и местных бюджетов. Объем капитальных вложений, которые предусматриваются
на развитие транспортных коридоров, составляет 3 млн. гривен. На
научно-исследовательские, проектно-конструкторские и организационно-технологические
разработки предусмотрено 13,89 млн. гривен.
В результате реализации Программы ожидается повышение экономических показателей
работы железнодорожного, морского и автомобильного транспорта, увеличение объема
грузо - и пассажироперевозок, в том числе за счет транзита через
территорию Украины, повышения уровня качества труда и услуг на транспортных
коридорах. Возрастут валютные поступления в страну. Уже на этом
начальном этапе развития транспортных коридоров ожидается увеличение
рабочих мест на 15-20 тыс. единиц.
Рост прибыли от транзитных перевозок на железнодорожном транспорте
ожидаются в пределах 23-25%. Прибыль морских портов вырастет на 51 %.
Среднегодовой экономический эффект от улучшения условий движения на автомобильных
дорогах составит более 230 млн. гривен. Окупаемость капитальных вложений в
развитие автомобильных дорог составит 6-7 лет, железных дорог 8-10 лет.
Дорожная отрасль финансируется государством путем действия следующих налогов:
•
отчисления предприятий и хозяйственных организаций;
•
отчислений от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта;
•
сбор от реализации горюче-смазочных материалов;
•
ассигнования из государственной бюджета;
•
другие внутригосударственные источники финансирования.
В тяжелых экономических условиях, в которых сейчас находится Украина, а именно, при
ограниченных финансовых ресурсах, очень важным источником инвестирования могут стать
кредитные ресурсы иностранных финансовых организаций, так и частного
капитала. Следует остановиться на таком моменте, как возможность использования
кредитных ресурсов отечественных коммерческих банков. Высокие процентные ставки
(50-60%) делают их практически недосягаемыми для отдельных дорожных организаций и,
даже, получения и использования льготного кредита Национального банка под
гарантию Минфина с процентной ставкой на уровне 30-40 пунктов становится
проблематичным.
В то же время инвестиционная программа строительства автомагистралей в Украине
рассчитана в основном на негосударственные формы финансирования, за счет
привлечение финансов отечественных и иностранных инвесторов, коммерческих банков,
различных фондов и других источников государственной поддержки. Это означает, что
возврат кредитов должно осуществляться за счет доли прибыли, которую
получит дорожная организация от своей производственно-хозяйственной деятельности. В
дорожников единственным надежным источником получения дохода является плата за пользование ее
основными фондами, плата за проезд по автомобильным дорогам, а также по
пользование транспортников придорожным сервисом (автозаправочных станциях,
ремонтные мастерские, гостиницы, кафе и другие услуги).
И то, и другое для нашей страны является новым, но шаг, который сделала Украина по пути в
рыночную экономику, и те преобразования, которые уже осуществлены, делают этот
взаимосвязанный процесс в экономике Украины, что начался, необратимым. Правила
игры установлены, и их должны соблюдать все участники экономических реформ,
начались. Для эффективной работы в этом секторе экономики нужна соответствующая
законодательная база. Инициатором в ее формировании должен быть Укравтодор, что несет
по Конституции Украины, соответствующими законодательными актами полную
ответственность за состояние государственной дорожной сети страны.
Экономическая эффективность, соревнования, признание или непризнание преимуществ услуг,
предоставляются той или иной дорожной организацией, пользователям автомобильных
дорог - единственный критерий, определять право на существование субъекта государственной или
предпринимательской деятельности, Такие формы выживания требуют концессионных форм
функционирование автомагистралей.
Наиболее благоприятный вариант концессии, при котором государство сдает в концессию
частному сектору все этапы создания автомагистрали - ее проектирования,
строительство и содержание. Вместе с тем, государство получает дополнительно следующие
макроэкономические преимущества:
•
сокращается время перевозки грузов и пассажиров;
•
сокращаются затраты на перевозку товара, сводится к минимуму потребность в
сохранении материальных запасов и складирования;
•
сокращаются расходы, связанные с эксплуатацией транспортных средств;
•
сокращается количество дорожно-транспортных происшествий;
•
улучшится экологическая ситуация;
•
удобства проезда способствуют увеличению торгового потока;
•
распространяются общественные связи;
•
государство получает пользу от инфраструктуры, не вкладывая средств на ее содержание
и эксплуатацию.
Государство может обеспечить свой вклад в капитал непосредственно в виде субсидии
концессионеру или другим альтернативным способом. Такая схема широко
применяется в Европе и привела к образованию там почти 20 тыс. километров
автомагистралей с платным проездом.
Автомобильные дороги Украины и их роль в международных транспортных коридорах
Создание транзитных международных транспортных коридоров в направлениях Запад-Восток
и Север-Юг является одним из основных направлений в развитии внешнеэкономической
деятельности транспорта. Понятие международный транспортный коридор включает три
виды транспорта: автомобильный, железнодорожный и водный, которые состоят из
автодорожных, железнодорожных, водных и комбинированных транспортных инфраструктур,
включая пути сообщения, пограничные переходы, сервисные пункты, грузовые и
пассажирские терминалы, оборудование для управления движением и иные объекты.
Европейским Союзом определены 9 транспортных коридоров, проходящих через
страны Европы на важнейших направлениях транспортных сообщений, их развитие
бесспорно будет способствовать улучшению и развитию транспортных и экономических взаимоотношений
стран Европы. Выгодное географическое положение Украины на пересечении путей из Европы
в Азию, с Севера на Юг на фоне перегрузки и перенасыщение
европейских транспортных узлов создает предпосылки для интеграции в международную
транспортную систему, а наличие достаточно развитой промышленности дает право
рассчитывать на интеграцию в сферу разработки, производства и ремонт современной
дорожно-транспортной техники. Экономика Украины тесно связана с транспортом,
и поэтому в современных условиях много теряет из-за недостаточного использования
транспортных возможностей межрегиональной торговли и перевозок между Европой и
Азией.
Анализ транспортных связей в Украине показал, что большие транспортные потоки в
транзитном, международном и межобластном сообщениях, в основном, осуществляется
по направлениям запад-восток, север-юг, северо-западно-юго-восток,
северо-восток-юго-запад.
Из выше приведенного можно сделать вывод, что интеграция транспортных сетей и
транспорта Украины в международную транспортную систему не только способствовать
прироста валютных поступлений в страну за счет роста экспортных услуг,
но и будет способствовать позитивному отношению к стране со стороны потенциальных партнеров и
инвесторов. Во всех отраслях экономики Украина станет привлекательным регионом для
инвестиций, что обеспечит мощный приток инвестиций в экономику уже в первые
годы нового тысячелетия.
Украина, которая планирует войти в общеевропейскую транспортную сеть, должна
принять принципиальные подходы Европейского общей транспортной политики,
адаптировав их к российским условиям. Главная цель этой политики - образование
единого рынка транспортных услуг, повышения эффективности функционирования
транспортных предприятий, увеличению безопасности перевозок, надежности и
комфортности поездок пассажиров и т. д.
Инвестиции, в первую очередь, необходимо направить на расширение локализованных и
очень специфических пропускных мощностей в местах пересечения границы или вблизи
них, но в связи с экономической ситуацией в Украине, осуществление такой политики
только за государственные средства невозможно. Следовательно, крайне необходимо вложение
инвестиций в строительство автомагистралей, железнодорожных путей, портов,
входят в трансъевропейских коридоров.
Вступление Украины в международных транспортных организаций и структур и ратификация
ряда международных соглашений, конвенций и других документов по вопросам транспортных
систем и перевозок, стал первым шагом, с которого началась интеграция
транспортно-дорожного комплекса Украины в международную транспортную систему. На
основе законодательства Украины, в частности постановления Кабинета Министров Украины от
С октября 1996 г. №1324 и от 16 декабря 1996 г. №1512, решений Государственной
комиссии по вопросам транспортных коридоров Украины, разработана Концепция создания
и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в
Украине. Эта разработка вызвана необходимостью интеграции транспортных сетей и
транспорта Украины в международную транспортную систему с целью привлечения
дополнительных объемов перевозок и валютных поступлений, сокращения транспортных
затрат, приближения к международным стандартам перевозок пассажиров и грузов,
энергетических и экологических показателей работы транспорта и увеличение доли
экспортного потенциала Украины на международном рынке транспортных услуг путем
значительного повышения конкурентоспособности украинских перевізників. ее
концептуальные положения основываются на том, что Украина является независимым государством,
одной из основателей ООН, входит в Совет Европы, международных организаций с
различных видов транспорта, занимает выгодное для создания международных транспортных
коридоров геополитическое положение, имеет развитую промышленность, способную
изготавливать и обслуживать современные транспортные средства, дорожно-строительную
технику, а также мощный потенциал научных, проектных, учебных заведений и
квалифицированных кадров.
Концепция является стратегическим ориентиром для всех заинтересованных субъектов деятельности
независимо от форм собственности и органов исполнительной власти, а ее основные
положение - основой программы создания и функционирования национальной сети
международных транспортных коридоров.
Создание транспортных коридоров и вхождения их в международной транспортной
системы является приоритетным общегосударственным направлением развития
транспортно-дорожного комплекса.
Основные транспортные связи, проходящих через Украину:
•
страны Центральной Европы - страны СНГ;
•
страны Южной Европы, Ближнего Востока, Африки - страны СНГ;
•
Индия, страны Центральной Азии, Дальнего Востока - страны Балтии, Скандинавии;
•
Китай, страны Закавказья, Средней Азии, Дальнего Востока - страны Западной
Европы, Балтии, Скандинавии.
Согласно этих направлений постановлением Кабинета Министров Украины от 16 декабря
1996 г. №512 утвержден перечень транспортных коридоров Украины, включенных, как
составную часть, к сети международных транспортных коридоров.
В 1997 году отремонтировано и модернизировано 130 км автомобильных дорог на
транспортном маршруте №3, 38 км на маршруте №5, 114 км на маршруте №9. Но это
маловато для Украины. Основная причина медленной реконструкции
автомобильных дорог связана с недостаточным финансированием работ. И все же в
текущем году несколько увеличены объемы работ по строительству и ремонту
автомобильных дорог.
Подготовлен проект соглашения между Украиной и Венгрией относительно места пересечения
общей границы на автомагистрали Триест-Любляна-Будапешт-Киев. С целью
создание мостового перехода через реку Западный Буг на украинско-польском
границе в рамках транспортного коридора Гданьск - Одесса, где нескольким
министерствам Украины и Волынской госадминистрации поручено обеспечить его
сооружение, достигнуты договоренности с деловыми кругами провинции Манитоба по
создание совместного украинско-канадского СП. Стоимость проекта - 600 млн. грн.
Предполагается строительство новых и реконструкция существующих сервисных пунктов. На
Критских транспортных коридорах №3,5,9 необходимо осуществить в первую очередь (до
2000 года):
•
сооружение новых объектов - 4 грузовых терминалы, пункты 44 автодорожного
сервиса;
•
реконструкцию существующих объектов - 9 грузовых терминалов, 16 пунктов
автодорожного сервиса;
Соответствующие работы по оснащению сервисными объектами намечено на предложенных
Украиной дополнительных транспортных коридорах.
В дальнейшем автодорожный сервисный комплекс будет дополняться новыми объектами
Европейского уровня. Они будут располагаться на транспортных коридорах
чаще и с более высоким качеством услуг, их перечень устанавливается в соответствии с
международными нормативами.
В развитии автодорожного сервиса предпочтение отдается частному капиталу, в
том числе иностранному, государство осуществляет преимущественно контрольно-координирующие
функции. В ближайшем будущем планируется создание платных дорог за
участием как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Для реального внедрения
этого плана в жизнь вышел Указ Президента Украины от 04.07.98 №735 «О
концессию на строительство и реконструкцию автомобильных дорог».
Реальную перспективу в ближайшем времени имеет дорога Львов-Краковец (84 км). С
целью ускорения ее строительства вышел Указ Президента Украины от 04.07.98 г.
№739 «О концессии на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги
Львов-Краковец». Соответствующие материалы переданы в Кабинет Министров Украины.