РАЗДЕЛ 12
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
12.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Географическое положение Украины обусловливает ее значение для Европейской
транспортной системы в определении оптимальных путей транспортировки грузов
и пассажиров, обеспечении сокращения сроков перевозок, снижении
транспортной составляющей в стоимости продукции.
Кратчайшие пути из Западной Европы в Закавказье, Центральную Азию, Иран,
Афганистан; с Центральной и Северной Европы в порты Черного моря, страны
Ближнего Востока проходят по территории Украины. Из девяти сухопутных международных
транспортных коридоров, определенных второй Пан'європейською транспортной
конференцией (март 1994 г., Крит, Греция), три «критских» проходят по
Украины: №3, №5, №9 (приведено на картах).
Украина имеет разветвленную сеть автомобильных дорог, одну из найпотужніжих в
Европе железнодорожную сеть, которые органично сочетаются Европейской - через
Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию, Молдову, Болгарию, охватывают морские и
речные порты Черноморско-Азовского бассейна, через порты Измаил и Рени
взаимодействуют с «критским» коридором №7 (водный по Дунаю).
Международный транспортный коридор - это наземные и водные транспортные магистрали с
комплексом инфраструктуры, включая вспомогательные сооружения, подъездные пограничные
переходы, сервисные пункты, грузовые и пассажирские терминалы, оборудование для
управления движением и иные объекты, обеспечивающие перевозки грузов и
пассажиров в определенном направлении на уровне, что отвечает требованиям Европейского
Сообщества к трансъевропейских сетей.
Утверждена Концепция создания в Украине транспортных коридоров и вхождения
их к международной транспортной сети.
Проработан комплекс первоочередных мер, направленных на развитие
транспортных коридоров на период до 2005 года и утверждена Программа создания и
функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в
Украине. Продолжается работа по внедрению в Украине концессий на строительство
и реконструкцию автомобильных дорог.
Законодательная и нормативно-правовая база развития транспортных коридоров
Правовой основой создания в Украине транспортных коридоров является Конституция
Украины, Закон Украины «О транспорте», а также другие законодательные и нормативные
акты, действующие в области транспорта.
Правовая база транспортных коридоров Украины создается путем:
•
совершенствование действующих и разработка новых законодательных актов, касающихся
транспортно-дорожного комплекса;
•
принятия или адаптации существующих в Европейском Сообществе международных
документов и соглашений относительно транспортной инфраструктуры;
•
определение и аккредитация учреждений, учреждений, специалистов для создания
нормативно-правовых и законодательных актов, правил, норм и стандартов,
использование с этой целью потенциала образовательных и производственных учреждений;
•
создание системы доведения нормативно-правовых документов до непосредственных
пользователей независимо от форм собственности.
Разработка правовых актов будет осуществлена с учетом приоритетности
важнейших и первоочередных актов. Контроль за разработкой правовых актов,
их государственная регистрация и введение в действие является одним из основных задач государственного
регулирование развития транспортных коридоров.
Целесообразно использование возможностей совместной разработки нормативных документов
с соответствующими зарубежными или международными организациями, осуществление
постоянного контроля за выполнением требований нормативно-правовых актов, в том числе
контроля за приведением установочных документов и организационно-правовых форм
субъектов сферы транспортных коридоров в соответствие с законодательством.
Предполагается, что в условиях реализации Программы создания и функционирования
национальной сети международных транспортных коридоров, утвержденной постановлением
Кабинета Министров Украины от 20 марта 1998 года N0346, в торговом
балансе страны произойдут позитивные изменения за счет роста экспорта
услуг, связанных с функционированием транспортных коридоров, будет обеспечено
существенный приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Средства для
реализации Программы предполагается получить из государственного бюджета, так и за
счет нетрадиционных источников финансирования: кредитов ЕБРР, Всемирного банка, а
также благодаря финансовой участия различных организаций, компаний, которые заинтересованы в
модернизации транспортной системы Украины.
Подытоживая изложенное выше, можно сделать следующие выводы:
1.
Доля перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом в топливе
объеме перевозок увеличивается, в связи с чем более актуальной становится
необходимость в строительстве новых и доводке параметров существующих автомобильных
дорог до мирового уровня с целью обеспечения бесперебойных комфортных и
безопасных перевозок.
2.
Развитие автомобильных дорог по направлениям международных транспортных коридоров
позволит увеличить объем транзитных международных перевозок, что вызовет
увеличение поступлений в бюджет Украины.
3.
Развитие инфраструктуры сервисного обслуживания позволит повысить
комфортность движения на дорогах.
Строительство транспортно-складских комплексов (терминалов) на больших
транспортных узлах решит проблему быстрого перегрузки грузов, в
свою очередь даст возможность уменьшить время их доставки по назначению.
Но быстрое решение всех упомянутых проблем возможно лишь при условии привлечения
частного капитала и иностранных инвестиций.