Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ПЯТАЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2. Специфика эстетической деятельности

Разнообразие эстетической взаимодействия действительности человечество воспроизвело в эстетических понятиях, категориях. Среди них категория эстетической деятельности как специфической способности человека и человечества преобразовывать действительность «по законам красоты». Эта деятельность связана с любой человеческой деятельностью, однако имеет ряд особенностей. В любой утилітарній деятельности (индивидуальной, коллективной) есть элементы общечеловеческого значения, содержания, смысла, которые воспроизводят общечеловеческую ценность деятельности. Каждый, кто имеет эстетическое сознание, сознательно или бессознательно работает, действует, оценивает деятельность во взаимодействии со своими эстетическими представлениями. Поэтому на степень эстетической окрашенности любого вида деятельности оказывает существенное влияние: и качество эстетического вкуса; и содержание эстетического идеала; и развитость эстетического чувства, эмоций и представлений субъекта деятельности.

Эстетическая деятельность - это любая деятельность в ее общечеловеческом измерении (хотя общечеловеческое не исчерпывается эстетическим. Вместе с красотой содержание общечеловеческого составляют добро, истина, свобода и т.д.). Каждому человеку красивый дом нравится больше, чем невзрачный, и на строительство такого жилья будут направлены все ее усилия; элегантное платье привлекает больше, чем лантухувате, поэтому выбор при прочих равных условиях будет остановлен на первом. Каждый надеется увидеть результат своего труда гармоничным, пропорциональным, привлекательным, который украшает быт, труд, жилище, внешность человека, поднимает его настроение, самочувствие. Цель эстетической деятельности - преобразование действительности по законам красоты, то есть по законам ритма, симметрии, пропорции, гармонии и т.д. Это связывает эстетическую деятельность с деятельностью творческой, которая делает акцент на перетворюючому характере деяния, эстетический намерении вносит качественный смысл, «зверхідею» преобразования. Связь между эстетическим и творческим характером человеческой деятельности является диалектическим, отсутствие любого аспекта лишает смысла деятельность полностью.

Цель эстетической деятельности является не внешне, а в человеке: благодаря ей у личности развиваются качества и способности, которые имеют общее культурное значение. По закону перенос, в процессе эстетической деятельности формируются, а затем могут быть использованы в любой человеческой деятельности качества мышления и характеристики ценностного мира, наполняют творчеством и эстетической значимости любое проявление личности. Среди таких результатов является чувственное, образное мышление; способность к эмоциональному реагированию, соотносится с культурой чувств; способность к тонкому, чувствительному общения с другими людьми; способность и способность к опережающему отражению действительности, которая формируется на основе творческого воображения, что имеет эстетическую природу; способность и способность к предвидению, опережение и т.д.

Ценности, создаваемые в процессе эстетической деятельности, имеют вечный характер. Например, физика за два века прошла путь от Исаака Ньютона до Альберта Эйнштейна. Есть отрасли, где не действуют закономерности, открытые Исааком Ньютоном, где действует физика Альберта Эйнштейна. Но находки, сделанные Рубенсом или Рембрандтом, не стали менее значительными с появлением шедевров Матисса или Ван Гога. Эмиль Золя, Чарльз Диккенс, Виктор Гюго стоят рядом, а не ниже чем Анатоль Франс, Бернард Шоу, Эрих-Мария Ремарк и т.д. Более того, то, что предусмотрено в XVI ст. Босхом или в XIX ст. Диккенсом, набирает своей истинной значимости и жизненного наполнения в XX в. Эстетическая деятельность порождено трудовой деятельностью и существует как ее часть. Поэтому необходимо учитывать следующее: эстетическая деятельность - это необходимый аспект общественной практики, на основании которой развивается эстетическое производство (творчество и сознание) и эстетическое потребления; эстетическая деятельность - атрибут (существенное свойство любой социальной деятельности, что создает совершенную вещь, совершенный произведение, порождает отточенную мысль (идею); однако эстетическую деятельность можно рассматривать как отдельный вид деятельности, которая существует самостоятельно. Так характеризуется вид деятельности, где непосредственно и в основном решаются эстетические задачи.

Итак, эстетическая деятельность внутренне неоднородна, соотносится со всеми видами человеческой деятельности, но степень ее наличия зависит от направленности личности на преобразование мира по законам красоты, т.е. от развитости эстетической потребности; способности личности к такому преобразованию, т.е. от развитости эстетических умений, навыков, знаний и т.п.; условий, при которых эта деятельность осуществляется. Обстоятельства могут способствовать как реализации качеств и потребностей личности, так и их формированию. Виды эстетической деятельности соотносятся с наличием эстетической и другой цели, что является целью такой деятельности, а также с характером предмета, превращается.

Собственно эстетическая деятельность - деятельность, направленная на достижение какого-либо утилитарной цели. Это художественная деятельность, за исключением архитектуры и декоративно-бытового искусства. Другое дело - духовная польза, которые получает человек в процессе общения с другом, чтение книги или восприятие величественных явлений природы, и т.д. Результатом эстетической деятельности есть не только мир предметов и окружающей среды, преобразуются по законам красоты, но и сама человеческая субъективность, которая обогащается и совершенствуется благодаря развитому творческому представлению и другими навыками и умением, что имеют эстетическую природу.