Основы философских знаний
Раздел пятый ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ
ГЛАВА ПЯТАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Специфика и структура эстетического сознания
Эстетический идеал.
Эстетическое сознание, любой элемент имманентно имеют ориентир, образец, духовную цель, что и является эстетическим идеалом. Слово «идеал» греческого происхождения. В переводе - это игра, понятие, образец, представление. Необходимость в идеале как
особой форме регулирования человеческой деятельности связана с наличием в природе человека, что понимается как «открытость миру», такого момента, который в классической философии рассматривается как момент развития духа. Этот момент имеет выражение в ориентации человека на образец должного, ценность, на основе которой происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования. В отличие от любого социального идеала, эстетический существует не в абстрактной, а в чувственной форме, потому что тесно связан с эмоциональным, чувственным отношением человека к миру. Это первая особенность эстетического идеала. Вторая особенность определяется различными средствами взаимодействия эстетического идеала с действительностью. Идеалистическая эстетика выявляет оторванность эстетического идеала от сути природы и поэтому настаивает на осознание непостижимости и достижения. В противовес В. Белинский писал, что «идеалы - это не свободная игра фантазии, не выдумка, не мечта, но тогда же идеалы - не описание действительности, а угаданное умом и воспроизведенная фантазией возможность того или другого явления».
Третья особенность эстетического идеала связана с характером отражения действительности в идеале. Эстетический идеал, без сомнения, воспроизводит ее особенно, но не пассивно, а творчески, что определяется умением лица или общества отбросить наносное, случайное, несущественное. Отсюда вытекает определение эстетического идеала. Эстетический идеал - отражение сути предмета, но сути самого глубокого порядка, которая содержит в себе высшую форму развития реальности, что данная эмоционально.
Четвертая особенность заключается во взаимодействии объективных качеств действительности и особенностей внутреннего мира человека. Высшей степенью развития реальности является ее социальная форма, а ее носителем - личность как совокупность общественных отношений. Эстетический идеал общества, который отражается через человека в чувственных формах, воплощает в себе главные, выдающиеся общественные отношения такого общества. Поэтому эстетический идеал - это диалектическое единство объективного и субъективного.
Объективное предопределяется тем, что идеалы рождаются и реально существуют в самой действительности как тенденции общественного развития независимо от степени их осознания (степень осознания обнаруживает связь с конкретно-историческими обстоятельствами). Субъективное определяется качествами цели, идей, носителями которых выступают определенные общественные силы, способные увидеть наличие таких тенденций в зарождении жизни, осознать их и способствовать тому, чтобы через искусство, которое они создают, или другие виды творчества эти тенденции поняла большинство.
Специфика эстетического идеала проявляется в особых связях с общественными и нравственными идеалами человека и общества, что воспроизводится в историческом характере эстетического идеала. В свою очередь, эстетический идеал обусловливается обстоятельствами материальной жизни общества, условиями социального общественного бытия, развитием эстетической деятельности и искусства. Эта взаимосвязь рельефно выступает в сравнении конкретно-исторических типов эстетического идеала, например античного и средневекового. Античный эстетический идеал воплощает представление о совершенную, идеальную человека, которая является синтезом прекрасного внешнего (тело, лицо и т.д.) и внутреннего (мысли, чувства, намерения). Средневековый идеал декларирует отторжение от действительности.
Эстетический идеал при определенных исторических обстоятельствах может быть направлен не в будущее, а в прошлое, что составляет еще одну особенность (например, идеализация отечественной истории XVI - XIX вв.). Благодаря своей чувственно убедительной форме эстетический идеал способствует образованию мифов в сознании человека или общества и таким образом как бы заслоняет эту действительность. В обществе эстетический идеал выполняет следующие функции: мобилизует человеческую энергию чувств и воли, указывая направление деятельности; создает возможность опережать действительность, отмечая тенденцию будущего; выступает как норма, образец и как необходимое (то, что должно быть), является высшим объективным критерием оценки всего, с чем встречается человек в окружающем мире, всего, что есть в сфере ее интересов. В эстетическом идеале объединяются реальное и идеальное.