РАЗДЕЛ 10
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
10.4. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ДРУГИЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
(Утверждено приказом Министерства транспорта и связи Украины от 19.12.2005
г. №891) Общие положения
Методические рекомендации по вопросам формирования цен (тарифов) на перевозки
грузов и другие услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного
транспорта (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью создания
прозрачного и доступного механизма формирования и установления тарифов на
услуги.
Методические рекомендации определяют единые для всех пользователей транспортных
услуг, которые предоставляются предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (далее
- ППЗТ) критерии и правила установления цен и тарифов.
Методические рекомендации направлены обеспечить:
•
экономическое обоснование тарифов на услуги, которые предоставляют ППЗТ;
•
согласование интересов ППЗТ и потребителей транспортных услуг;
•
максимальную конкурентоспособность и привлекательность транспортных услуг с целью
наращивание объемов перевозок грузов;
•
гласность принятых решений по вопросам формирования тарифов.
Термины, приведенные в настоящих Методических рекомендациях, применяются в таком
значении:
Предприятие промышленного железнодорожного транспорта - субъект хозяйствования, что
имеет на праве собственности или ином праве подъездные железнодорожные пути, подвижной
состав, здания, сооружения и другие объекты для оказания услуг.
Услуги ППЗТ - комплекс работ, определенных Уставами предприятий промышленного
железнодорожного транспорта.
Тарифы на услуги ППЗТ - размер платы за услуги, что обеспечивает возмещение
затрат на их предоставление и прибыльность работы ППЗТ.
Базовая цена (тариф) - базовая стоимость перевозки 1 (одной) тонны груза по
подъездных путях на расстояние до 3-х километров, утвержденная приказом руководителя
ППЗТ определена на основании расчетов, которые включают все расходы на выполнение
этих работ.
Дифференцированный тариф - установление различных цен (тарифов) на перевозки
грузов в зависимости от технологического процесса, уровня затрат и объемов
перевозок.
Значения иных понятий, используемых в настоящем документе, соответствуют
законодательству Украины.
Виды цен (тарифов)
Цены (тарифы) разрабатываются по видам работ (услугам) и условиям их предоставления
отдельно каждым ППЗТ и имеют следующую дифференциацию:
При подаче и забор вагонов локомотивами ППЗТ применяется цена
(тариф) за перевозку 1 (одной) тонны груза на подъездных путях, определенная
на основании расчетов, включающих все затраты на выполнение этих работ.
Во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ (погрузка, разгрузка
и перегрузки груза) применяется цена (тариф) за 1 (одну)
тонно-операцию в зависимости от вида груза, его фактического веса и способа
выполнения работ.
Одной тонно-операцией считается перемещение груза:
•
со склада (площадки) в вагон, автомашину или другое транспортное средство - при
нагрузке;
•
из вагона, автомашины или другого транспортного средства до склада (на площадку) -
при разгрузке;
•
из вагона в вагон (с одного транспортного средства на другое) - при перегрузке
(прямая операция);
•
внутри склада (площадки) с целью проверки или перевешивание груза;
•
от железнодорожной колеи для освобождения места для разгрузки;
•
в других случаях, когда по условиям работы возникает потребность в таких операциях,
подтверждается договором на транспортное обслуживание или другим документом.
Во время предоставления услуг подвижным составом и механизмами ППЗТ применяется цена
(тариф) за пользование (за час, сутки). По согласованию с заказчиком могут
устанавливаться другие сроки пользования, которые оговариваются в соответствующих
пунктах договоров на оказание работ (услуг).
Цена (тариф) разрабатывается для каждого вида подвижного состава или механизма отдельно
с учетом его грузоподъемности и емкости.
При перевозке грузов локомотивом станции (заказчика) применяются
следующие цены (тарифы):
•
цена (тариф) за пользование подъездными путями, учитывает все расходы,
связанные с текущим содержанием подъездных путей;
•
цена (тариф) за пропуск вагонов по подъездным путям, что учитывает все расходы,
связанные с пропуском вагонов по подъездным путям согласно условиям договора
с заказчиком (станцией).
Размер платы за пользование подъездными путями определяется, исходя из
установленной цены (тарифа) и фактической длины пути, эксплуатируется, и
взимается с заказчика независимо от количества пропущенных вагонов.
Размер платы за пропуск вагонов по подъездным путям определяется, исходя из
установленной цены (тарифа) и фактического количества пропущенных вагонов.
Для расчетов за другие услуги могут применяться индивидуально разработанные
ППЗТ цены (тарифы), учитывающие виды и условия их предоставления.
Перечень других работ (услуг):
•
пользование подвижным составом и механизмами;
•
занятие подъездных путей (отстой вагонов);
•
услуги стропальщиков;
•
ежеквартальный осмотр подъездных путей, стрелочных переводов, находящихся на
балансе грузовладельцев;
•
обследование грузовых фронтов;
•
осмотр подъездных путей на заказ их владельца;
•
составление и оформление договоров;
•
содержание, обслуживание и перевод стрелок, установка тормозных
башмаков, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов, расположенных на подъездных
путях грузовладельцев;
•
информация о времени подачи вагонов;
•
взвешивание и проверка по просьбе получателя (отправителя) массы грузов;
•
выдача (передача-факс) счетов на оплату за услуги;
•
экспедиционные услуги, розкредитування документов;
•
подача сжатого воздуха;
•
хранение грузов и подвижного состава на своих осях;
•
оказание услуг по текущему содержанию и ремонту путевого хозяйства
сторонним предприятиям;
•
предоставление справок, консультаций;
•
выполнения ремонтов подвижного состава, узлов, агрегатов сторонним предприятиям;
•
подготовка вагонов под грузовые операции;
•
другие работы (услуги).
Порядок установления цен (тарифов)
Базовые цены (тарифы) на перевозки грузов и цены (тарифы) на прочие услуги
утверждаются руководителями ППЗТ (филиалов) и вводятся в действие с учетом требований
действующего законодательства.
В зависимости от объемов перевозок, с целью их увеличения, и исходя из
экономической целесообразности, могут устанавливаться дифференцированные тарифы.
В отдельных случаях для пользователей транспортных услуг, благодаря которым
достигается значительный рост или привлечения новых объемов перевозок, могут
устанавливаться по договоренности сторон ниже в сравнении с базовыми цены
(тарифы).
Во всех случаях изменения базовых тарифов устанавливаются в условиях гарантирования
пользователем транспортных услуг объемов перевозок, внесения предварительной
оплаты, надлежащего выполнения договорных отношений и оформляются согласно требованиям
действующего законодательства.
Применение изменений в базовых тарифов должно обеспечивать рентабельность
услуг.
В случае значительного уменьшения объемов работ, изменений условий предоставления услуг или
рост материальных и финансовых затрат, могут устанавливаться цены
(тарифы) выше базовых по договоренности сторон.
Основанием для пересмотра утвержденных цен (тарифов) может быть:
•
изменение основных ценообразующих факторов, технологических или внешних экономических
условий: цен на материальные ресурсы, энергоносители, переоценка основных фондов,
изменение норм амортизационных отчислений, заработной платы и других условий;
•
колебания объемов работ (услуг);
•
изменение Тарифной политики железнодорожного транспорта Украины;
•
изменение нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования;
•
другие факторы, которые существенно влияют на конкурентоспособность транспортных услуг
ППЗТ;
•
форс-мажорные обстоятельства.