КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ - разновидность социального действия, концепция которого предложена Ю. Хабермасу в результате анализа и переосмысления всей акціоністської перспективы в социологии. Типология социального действия, в которую включается К.д., построена на различении особых типов рациональности, которые присущи телеологічній (цілераціональній) действия (М. Вебер), нормативно регулируемой действия (Т. Парсонс) и "драматургической" интеракции (Е. Гоффман). К. д. реализуется исключительно через інтерсуб'єктивну взаимодействие путем рационально опосредованного общения, направленного на взаимопонимание индивидов и согласованное определение ситуации, координирует их последующие акты. В отличие от трех первых, моноцентричних по своей природе действий, благодаря которым индивид соотносит себя с внешним миром, социумом или реалиями собственного субъективного опыта, К. д. становится возможной в случае ее свободной самоидентификации во всех этих "мирах" одновременно. Отсюда вытекает ее более высокий, по сравнению с другими действиями, уровень рациональности. Именно К. д. и направляет языковой дискурс, в который добровольно вступают участники интеракции, опираясь на свою коммуникативную компетентность. Последняя означает, что в речевом акте индивиды одновременно выдвигают взаимные претензии на истинность знания, к которому они апеллируют, на правильность своих ориентаций относительно принятых в социальной среде норм, на искренность выражения каждым собственных интенций. Если же претензии не воспринимаются как обоснованные и отрицаются участниками, они обсуждаются в дальнейшем вне применением силы и власти, однако путем наращивания лучшей аргументации.
К. д. согласовывают "жизненный мир" людей, придают ему действительно человеческого смысла, создают условия для него и служат инструментом его недеформованого сохранения и обновления. Выработанные в ходе коммуникативных актов определения ситуаций пополняют запас социокультурных образцов, которые координируют любые человеческие контакты. Как продукт сотрудничества субъектов, который прошел в коммуникации проверку на общ. понимание, эти определения лингвистически воспроизводятся снова и снова и поэтому способны формировать фундамент для рациональной социальной интеграции, которая исключает угнетение одним участником коммуникации другого.