РАЗДЕЛ IV
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ КИЕВСКОЙ РУСИ
Исторические источники формирования философской культуры Киевской Руси
Такой процесс формирования и изменения мировоззрения дает возможность сделать вывод, что философские идеи Киевской Руси имеют свои корни в мифологическом, міфоепічному, языческом представлении восточных славян. Народная культура, народное творчество стало главным источником формирования украинской философии. Как отмечает Д. Чижевский, "национальными устоями", на которых выросла национальная философия, был народный мировоззрение. Однако были и другие источники украинской философии. Как пишет Д. Чижевский, он не знает в истории
культуры Европы случаев, "когда бы философски настроенный интерес и философствующая творчество проявились у какого народа спонтанно, независимо от чужих влияний... Не делают выемку в этом отношении и украинцы" [14, с. 23-24].
С введением христианства, распространением письменности, грамоты и особенно с развитием литературного языка древнерусская культура получила возможность познакомиться с достоянием мировой философской мысли прошлого. Киевские книжники знали произведения Иоанна Дамаскина, Пифагора, Демокрита, Диогена, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Софокла, Эсхила и других мыслителей прошлого. Значительное место в формировании философских идей занимают Библия, переведенные произведения "священного писания", произведения "отцов церкви". Среди представителей патристики на Руси популярны были имена Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и др. Именно христианская философия первой повысила интерес к философской мысли на Руси.
Большое значение для древнерусской философской мысли оказало творчество Иоанна, экзарха Болгарского, автора весьма популярного на Руси "Шестиднева". Интересные размышления содержатся в известном на Руси того периода "Изборнике" 1073 г., который включает более 300 статей, посвященных вопросам богословия, этики, логики, поэтики, истории, философии, ботанике, астрономии и т.д. Распространенными на Руси были сборники "Діоптра", или "Зерцало", "Пчела" и др. Да и само понимание философии киевскими "книжниками" формировалось в значительной мере на основе предыдущего духовного развития, в первую очередь христианской философии, какой она была в патристичній, а потом в специфически византийской традиции.
В "Изборнике" 1073 г. приводится перевод отрывка из "Диалектики" одного из самых авторитетных христианских авторов - византийского философа VII - VIII вв. Иоанна Дамаскина, в котором философия является почти универсальной системой знаний. "Философия, - говорится там, - является познанием сущего, поскольку оно сущее, то есть познанием природы сущего. И еще: философия является познанием вещей божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых. Далее, философия есть помисленням о смерти, как произвольной, так и естественной... Далее, философия есть уподібненням Богу... Философия является искусством искусств и наукой наук, поскольку философия есть начало всякого искусства... Далее, философия есть любовь к мудрости: истинная же мудрость есть Бог. А потому любовь к Богу есть истинная философия" [1, с. 622]. Характерной чертой философской мысли Киевской Руси было "софийное" понимание философского знания. "София" (мудрость) толкуется не как абстрактно-монологическая, а как личностно-плюралистическое знания.
Отечественной философской мыслью велись поиски ответов на фундаментальные онтологические проблемы. Здесь в значительной мере ощутимое влияние античной философии, особенно трудов Аристотеля. Характерным в этом плане является "Изборник" 1073 г., в котором содержится хорошо разработана система категорий для описания картины бытия мира.
Однако не стоит ограничивать древнерусскую культуру, даже начального периода, только заимствованными достижениями. В тех же мифологических представлениях восточных славян появилась своя "модель мира" с наивно пантеистической, натуралистической позиции. Позже, в христианском мировоззрении, эта мифологическая модель мира" была раздвоена на "наличное" бытие (природа, человек) и "желаемое" (божественный, трансцендентный мир). Природа теряет божественную сущность, она создана Богом из ничего и в ничто превратиться. Только Бог вечен, он начало всего.
Несмотря на такое раздвоение мира, христианское мировоззрение не отрицает мир естественный, поскольку он считается творением Божьим, а отсюда возникает своеобразное решение проблемы единства мира. Это, прежде всего, проблема отношения духовного и материального, которая решалась с позиций дуализма. Мир земной, природный, материальный был отражением мира божественного, духовного, а вместе они составляли единое, гармоничное, упорядоченное целое. В киеворусскому мнении даже появились попытки найти посредников, которые бы преодолели отчуждение между этими мирами. Такими посредниками в воображении києворусичів представали Богоматерь Дева Мария, ангелы, прежде всего архангел Михаил, которые и обеспечивали единство мира.
С решением проблемы единства мира решались и натурфилософские проблемы, проблемы понимания природы. Мир природы представлялся гармонизированным и ієрархізованим, благоустроенным, закономерным, в котором центральным регулятивным принципом является Бог как высшее благо и совершенство. Важным моментом в этих взглядах является то, что порядок природы определялся не только Богом, но и человеком как действительным объектом божественного світоправління и конечной целью мироустройства.
Глубокое видение мира природы, Вселенной киевские книжники находили в "Шестидневі" Иоанна, экзарха Болгарского, в "Ізборниках" 1073, 1076 гг. и др. Здесь же содержатся определенные представления о Земле, Солнце, Луна и другие планеты с позиций геоцентризму, излагаются идеи о первоэлементы, о "стихии", из которых состоит мир материальных вещей, про живую и неживую природу, некоторые взгляды на пространство и время.
Центральной философской проблемой древнерусской мысли была проблема человека. В Киевской Руси философская мысль воспринималась прежде всего как философия человека, суть которой заключалась в том, чтобы научить человека, как ему приблизиться к идеалу, которыми есть смысл ее жизни и призвание.
Следует отметить, что в древнерусской философской мысли мировоззренческая ориентация смещается в духовный мир человека. Человек мыслилась не как часть космоса, природы, она осознавала себя ее хозяином, ее "венцом". Состояла мнение о человеке как о "малый мир", "микрокосм", в ней виделось воспроизведения Богом модели Вселенной как целого. В этом взгляде заметное влияние средневекового мировоззрения, Иоанн Дамаскин пишет: "Бог Сотворил человека... как будто какой-то другой мир: малый в великом. Человек - это малый мир, ведь он наделен как душой, так и телом, и является серединой между умом и материей, он связывает собой видимое и невидимое, чувственное и то, что только умом обозримое" [1, с. 625].
Проблема тела и души занимает важное место в размышлениях киевских книжников,которые в ее решении опирались на "Шестиднев", "Изборник" 1073 г. и другие памятники письменности. Считалось, что в отличие от тела душа бестелесна, бессмертна, является "сущностью живой", но только в сочетании с телом она становится реальностью. Делалась попытка обосновать дуализм двух субстанций в человеке. Как отмечает В. С. Горский, "доминирующую интенцию древнерусской философской мысли составляет, так сказать, экзистенциально-антропологическая редукция философского знания" (4, с. 6].
Исходя из такого взгляда на человека, формировались и определенные моральные нормы, требования, ценности, ориентации и нравственные идеалы. Характерным является то, что именно эту сторону человеческой жизни считался настолько важным, что это привело фактически к етизації всей философской мысли Киевской Руси. Конфликт между добром и злом проходил через всю философскую проблематику.
Итак, философская культура Руси предстает как результат предыдущего духовного развития восточных славян. Кроме того, на основе восприятия, творческого осмысления переводных источников мировой культуры в начале XI в. создавались оригинальные произведения отечественной книжности.