Туризм
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Организация транспортных путешествий и перевозок туристов

Раздел 5. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

5.4. Организация специализированных автобусных туров

 

Автобусы используются не только для организации регулярных перевозок, а также для путешествий по специально организованным туристическим маршрутам. В туристической практике они получили название «нерегулярных перевозок», то есть таких, условия осуществления которых определяются в каждом отдельном случае по согласованию между заказчиком и перевозчиком. Благодаря своей мобильности и относительной независимости от транспортных коммуникаций и расписания путешествия автобус применяется для организации путешествий по интересным местам в наиболее удобные для туристов сроки. Преимущества автобусных туров заключаются в том, что они являются относительно дешевыми: автобусная поездка стоит примерно в 1,5-2 раза дешевле, чем обычный тур с авиа перелетом, и цена на автобусные туры не изменяется в течение всего сезона, независимо от спроса.

Автобусный туризм принадлежит к популярных и недорогих видов туризма и поэтому пользуется большой популярностью среди туристов в разных странах. Главное преимущество данного вида перевозок заключается в оптимальном соотношении «цена - качество», что позволяет использовать их в массовом международном туризме. На сегодня на мировом рынке международных автобусных перевозок наблюдается быстрый рост объемов продаж услуг и качественных показателей сервиса.

Можно выделить два способа организации нерегулярных перевозок туристов:

1. Туристическая фирма разрабатывает определенный автобусный тур и поручает перевозки транспортной организации, которая организует перевозки по данному маршруту, выполняет техническое обслуживание рейса.

2. Туристическая фирма арендует автобус в транспортной организации (или частного лица) и сама организует перевозки. Однако в данном случае такая фирма должна иметь лицензию на осуществление перевозок пассажиров в международном направлении, необходимые разрешения и т. др.

Европейским соглашением о нерегулярных международные перевозки пассажиров автобусами (АSOR), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., предусмотрена такая классификация перевозок:

Перевозки «маятниковые» - перевозки группы пассажиров, осуществляемых в определенный срок с территории одного государства к месту временного пребывания на территории другого государства с последующим возвращением группы автобусом того же перевозчика в государство их первоначального отъезда.

Перевозки «с закрытыми дверями» - перевозки одной и той же группы пассажиров одним автобусом на протяжении всей путешествия и доставка их обратно на место отправления.

«Челночные перевозки» - перевозки заранее сформированной группы пассажиров из одного пункта отправления в один пункт прибытия. При выполнении челночных перевозок запрещено брать новых пассажиров и высаживать людей на маршруте.

Перевозки до места назначения - перевозки, при которых пассажиры высаживаются в месте назначения, транспортный средство идет обратно пустым.

Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозки, договором на туристское обслуживание и ваучером Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристическим фирмам, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям. В последнем случае автобусные туры осуществляются на основе разовых, сезонных или годовых договоров аренды автобусов. В договоре аренды указываются: предмет целевого использование транспорта; продолжительность аренды; конкретная марка автобуса; график подача транспорта по часам суток; обязанности арендодателя и арендатора; порядок взаиморасчетов; ответственность сторон за выполнение договора; другие в том числе форс-мажорные условия.

Важной частью договора является наличие разработанного маршрута или карты транспортного туристского маршрута. Если такой маршрут открывается впервые, то необходимо согласовать паспорт маршрута с перевозчиком.

В паспорте (карточке) транспортного маршрута указываются:

• тип маршрута (линейный, кольцевой, радиальный и т.д.);

• карту-схему маршрута с привязанными к населенным пунктам или уличной сети;

• график движения по маршруту;

• продолжительность маршрута в часах, календарных днях;

• обозначение остановок, мест ночлега;

• количество туристов на маршруте.

Автотранспортное предприятие как арендодатель должно выполнять ряд требований подвижного состава и водителей.

Требования к микроклимату в автобусе регламентируются санитарно-гигиеническими нормами и международными стандартами. Так, система кондиционирования воздуха должна обеспечивать микроклимат в пределах 22-24 С°, уровень шума во всех частях салона не должен превышать 72 дБ, расстояние между сиденьями в автобусе - 80-85 см. Рабочее место водителя должно быть отгорожено от салона. Стекло на боковых окнах должно быть двойным, детермальним, с покрытием, что уменьшает теплообмен салона с внешним средой, и иметь положительную кривизну.

Кроме штор, должны быть предусмотрены специальные жалюзи, в автобусах класса «люкс» - индивидуальное освещение. Для дальних маршрутов предусматриваются видеомагнитофон с несколькими мониторами, а также радиотелефон или рация.

На туристических маршрутах допускаются водители, которые прошли соответствующую стажировку, в том числе и на данном маршруте, медосмотр и соответствующий инструктаж. Водителю категорически запрещается разговаривать с пассажирами во время движения, вмешиваться в работу гида или экскурсовода, произвольно менять маршрут, провозить в автобусе посторонних лиц [25].

Организация транспортных путешествий на международных маршрутах имеет свою специфику.

Международные перевозки - это перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые по территории двух и более государств, а пункт отправления и пункт назначения находится на территории государств - участников соглашения или международной конвенции о данные перевозки.

Международные автоперевозки являются специфической сферой деятельности автотранспорта, поскольку осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных нормативных актов и с учетом национальных законодательств тех государств, по территориям которых пролегает маршрут. Так, открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения комитета по транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕЕК). В данных документах конкретизируются следующие положения:

1. Разрешенная система въезда - выезда.

2. Виды транспортных средств.

3. Экологические требования к транспортных средств.

4. Пограничный, санитарный и таможенный контроль.

5. Налоги и сборы.

6. Расчеты и платежи.

7. Санкции за нарушение соглашений.

Согласно международных соглашений выработаны специальные требования к подвижному составу на международных маршрутах:

1. Соответствие международным стандартам экологической безопасности (уровню шума, токсичности выхлопных газов, вибрации, вредным испарениям).

2. Соответствие международным стандартам в массе, габаритах и нагрузках по осям.

3. Соответствие нормам безопасности.

4. Наличие символов (знака), международной перевозки и розрізнювального знака страны.

При организации международных перевозок автотранспортом необходимо решить вопросы: технического обслуживания; стоянки, организации заправки, отдыха, питания, медицинского обслуживания; организации связи на трассе маршрута.

Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа». Дальнейшие упрощения международных туристических перевозок зафиксированы в Гаагской (1989 г.) декларации по туризму и Шенгенском соглашении для членов Европейского Союза.

Организация туристических перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в сфере туризма» от 29 октября 1994 г. и другими актами. Так, регулярные туристские перевозки между Россией и Украиной регулируются правительственным соглашением «О международном автомобильное сообщение с республикой Украина», подписанное в 1995 г.

В настоящее время Украина является полноправным членом Европейской конференции министров транспорта, что дает возможность получать ежегодно многоразовые разрешения на международные перевозки.

Увеличение количества международных автомобильных перевозок связано также с тем, что страна является участником многих международных конвенций, соглашений и протоколов в этой сфере.