Раздел 5. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
5.4. Организация специализированных
автобусных туров
Автобусы используются не только
для организации регулярных перевозок, а также для путешествий по специально
организованным туристическим маршрутам. В туристической практике они получили название
«нерегулярных перевозок», то есть таких, условия осуществления которых определяются в
каждом отдельном случае по согласованию между заказчиком и перевозчиком. Благодаря
своей мобильности и относительной независимости от транспортных коммуникаций и
расписания путешествия автобус применяется для организации путешествий по интересным
местам в наиболее удобные для туристов сроки. Преимущества автобусных туров
заключаются в том, что они являются относительно дешевыми: автобусная поездка стоит
примерно в 1,5-2 раза дешевле, чем обычный тур с авиа перелетом, и цена на
автобусные туры не изменяется в течение всего сезона, независимо от спроса.
Автобусный туризм принадлежит к
популярных и недорогих видов туризма и поэтому пользуется большой популярностью
среди туристов в разных странах. Главное преимущество данного вида перевозок
заключается в оптимальном соотношении «цена - качество», что позволяет
использовать их в массовом международном туризме. На сегодня на мировом
рынке международных автобусных перевозок наблюдается быстрый рост
объемов продаж услуг и качественных показателей сервиса.
Можно выделить два способа
организации нерегулярных перевозок туристов:
1. Туристическая фирма разрабатывает
определенный автобусный тур и поручает перевозки транспортной организации, которая
организует перевозки по данному маршруту, выполняет техническое обслуживание
рейса.
2. Туристическая фирма арендует
автобус в транспортной организации (или частного лица) и сама организует
перевозки. Однако в данном случае такая фирма должна иметь лицензию на
осуществление перевозок пассажиров в международном направлении, необходимые разрешения и т.
др.
Европейским соглашением о нерегулярных
международные перевозки пассажиров автобусами (АSOR), принятым в Дублине 26 мая 1982 г.,
предусмотрена такая классификация перевозок:
Перевозки «маятниковые» -
перевозки группы пассажиров, осуществляемых в определенный срок с территории
одного государства к месту временного пребывания на территории другого государства с
последующим возвращением группы автобусом того же перевозчика в государство их
первоначального отъезда.
Перевозки «с закрытыми дверями»
- перевозки одной и той же группы пассажиров одним автобусом на протяжении всей
путешествия и доставка их обратно на место отправления.
«Челночные перевозки» -
перевозки заранее сформированной группы пассажиров из одного пункта
отправления в один пункт прибытия. При выполнении челночных перевозок
запрещено брать новых пассажиров и высаживать людей на маршруте.
Перевозки до места назначения -
перевозки, при которых пассажиры высаживаются в месте назначения, транспортный
средство идет обратно пустым.
Права и обязанности перевозчика и
туристов регламентируются договором на перевозки, договором на туристское
обслуживание и ваучером Автобусные путешествия могут быть организованы на
собственных автобусах, принадлежащих туристическим фирмам, а также на арендованных
автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям. В последнем
случае автобусные туры осуществляются на основе разовых, сезонных или годовых
договоров аренды автобусов. В договоре аренды указываются: предмет целевого
использование транспорта; продолжительность аренды; конкретная марка автобуса; график
подача транспорта по часам суток; обязанности арендодателя и арендатора; порядок
взаиморасчетов; ответственность сторон за выполнение договора; другие в том
числе форс-мажорные условия.
Важной частью договора является
наличие разработанного маршрута или карты транспортного туристского маршрута.
Если такой маршрут открывается впервые, то необходимо согласовать паспорт маршрута
с перевозчиком.
В паспорте (карточке) транспортного
маршрута указываются:
• тип маршрута (линейный,
кольцевой, радиальный и т.д.);
• карту-схему
маршрута с привязанными к населенным пунктам или уличной сети;
• график движения по маршруту;
• продолжительность маршрута в часах,
календарных днях;
• обозначение остановок, мест
ночлега;
• количество туристов на маршруте.
Автотранспортное предприятие как
арендодатель должно выполнять ряд требований подвижного состава и водителей.
Требования к микроклимату в автобусе
регламентируются санитарно-гигиеническими нормами и международными стандартами.
Так, система кондиционирования воздуха должна обеспечивать микроклимат в пределах
22-24 С°, уровень шума во всех частях салона не должен превышать 72 дБ,
расстояние между сиденьями в автобусе - 80-85 см. Рабочее место водителя должно быть
отгорожено от салона. Стекло на боковых окнах должно быть двойным,
детермальним, с покрытием, что уменьшает теплообмен салона с внешним
средой, и иметь положительную кривизну.
Кроме штор, должны быть
предусмотрены специальные жалюзи, в автобусах класса «люкс» - индивидуальное
освещение. Для дальних маршрутов предусматриваются видеомагнитофон с несколькими
мониторами, а также радиотелефон или рация.
На туристических маршрутах допускаются водители,
которые прошли соответствующую стажировку, в том числе и на данном маршруте, медосмотр
и соответствующий инструктаж. Водителю категорически запрещается разговаривать с
пассажирами во время движения, вмешиваться в работу гида или экскурсовода, произвольно
менять маршрут, провозить в автобусе посторонних лиц [25].
Организация транспортных путешествий
на международных маршрутах имеет свою специфику.
Международные перевозки - это
перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые по территории двух и более
государств, а пункт отправления и пункт назначения находится на территории
государств - участников соглашения или международной конвенции о данные перевозки.
Международные автоперевозки являются
специфической сферой деятельности автотранспорта, поскольку осуществляются на базе
международных нормативных актов с учетом национальных нормативных актов и
с учетом национальных законодательств тех государств, по территориям которых пролегает
маршрут. Так, открытие движения на регулярных международных маршрутах
регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны
требует разрешения комитета по транспорту Европейской экономической комиссии ООН
(ЕЕК). В данных документах конкретизируются следующие положения:
1. Разрешенная система въезда -
выезда.
2. Виды транспортных средств.
3. Экологические требования к
транспортных средств.
4. Пограничный, санитарный и
таможенный контроль.
5. Налоги и сборы.
6. Расчеты и платежи.
7. Санкции за нарушение соглашений.
Согласно международных соглашений
выработаны специальные требования к подвижному составу на международных маршрутах:
1. Соответствие
международным стандартам экологической безопасности (уровню шума, токсичности
выхлопных газов, вибрации, вредным испарениям).
2. Соответствие
международным стандартам в массе, габаритах и нагрузках по осям.
3. Соответствие нормам безопасности.
4. Наличие символов
(знака), международной перевозки и розрізнювального знака страны.
При организации международных
перевозок автотранспортом необходимо решить вопросы: технического
обслуживания; стоянки, организации заправки, отдыха, питания,
медицинского обслуживания; организации связи на трассе маршрута.
Для упрощения договоров на
международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г.
принята «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки
пассажиров и багажа». Дальнейшие упрощения международных туристических перевозок
зафиксированы в Гаагской (1989 г.) декларации по туризму и Шенгенском соглашении для
членов Европейского Союза.
Организация туристических перевозок в
рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств -
участников СНГ «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в сфере
туризма» от 29 октября 1994 г. и другими актами. Так, регулярные туристские
перевозки между Россией и Украиной регулируются правительственным соглашением «О международном
автомобильное сообщение с республикой Украина», подписанное в 1995 г.
В настоящее время Украина является полноправным
членом Европейской конференции министров транспорта, что дает возможность
получать ежегодно многоразовые разрешения на международные перевозки.
Увеличение количества международных
автомобильных перевозок связано также с тем, что страна является участником
многих международных конвенций, соглашений и протоколов в этой сфере.