Раздел 6
Как завоевывать сторонников, или имидж
политика
6.2. Составляющие формирования имиджа
политика
Рассмотрим основные составляющие, которые в
сумме формируют имидж политика как сложный и часто противоречивый его портрет, как
единство природных и приобретенных качеств, знаний, умения и опыта заниматься
политической деятельностью.
Политик и его электорат. Каждый
политик должен знать и учитывать то, что эффективность его деятельности во
чем определяется прежде всего знанием особенностей не только своих сторонников
в общем (электората, близкого окружения, коллег), но и малых групп (семья, друзья)
и отдельных социальных слоев общества, которые в Украине еще не
определились четко даже на теоретическом уровне. Попытку систематизированного разделения
российского общества сделала известный российский социолог Т. Заславская, которая
выделяет в нем следующие слои:
• верхний - представители
реальной власти, элитные, субелітні группы, которые занимают заметные позиции в
управлении государством, в экономике, силовых структурах;
• средний - преимущественно
предприниматели, бюрократы среднего звена, квалифицированные специалисты;
• базовый - основная
часть интеллигенции, служащие из технического персонала, работники массовых
профессий, большая часть крестьянства;
• нижний - летние,
малообразованные люди, обделенные здоровьем, беженцы, безработные.
Кроме того, Т. Заславская выделяет
еще и так называемый несоціальний прослойка, называя его “социальным дном”
(преступники, наркоманы, бомжи, алкоголики).
Любой политик может достичь
успеха в своей деятельности, при условии соответствующей поддержки со стороны определенных
социальных групп. Важным условием взаимных симпатий между политиком и гражданами,
которые относятся к таким группам, есть соответствующая взаємоідентифікація. Упрощенно это можно
выразить так: “Он такой же, как мы” (электорат о политика), “Они такие
сами, как и я” (политик о своих симпатиков).
Идентификация - это своеобразное
перекресток, на котором человек должен сделать выбор: куда идти, как идти, с кем идти
(лицо, группа людей и т.д.). Характерно, что после сделанного выбора идентификация
не завершается: она может углубляться, деталізуватися т.д.
Существует и так называемая (по Е. Эриксоном)
массовая патология идентичности, когда индивиды идентифицируют себя со всем
обществом или даже с целыми системами (европейская демократия, либерализм
и др.).
Для того чтобы эффективно работать
самому, умело организовывать работу подчиненных, коллег, влиять на их
поведение и деятельность, политик должен хотя бы в некоторой степени ориентироваться в
социальной психологии. Это наука, которая изучает закономерности поведения и
деятельности людей в зависимости от их принадлежности к социальным группам, а также от
психологических характеристик этих групп.
Как известно, большинство психологов,
в частности Б. Ананьев, И. Кон, К. Платонов, М. Каган, А. Леонтьев и другие, среди
всех видов деятельности человека, прежде всего, выделяли два - работу и общение.
Не прибегая к детальному рассмотрению
всех аспектов социальной психологии, акцентируем внимание на тех, которые больше всего
способствуют успеху политика в его деятельности. Это особенности общения в целом
и межличностного частности; закономерности делового общения; социальная
психология групп; социальная психология личности и др.
Почему именно такого характера знания и
подготовка нужны политику, проиллюстрируем хотя бы на одном примере. В
процессе деятельности каждый политик непременно имеет многочисленные встречи и деловые
беседы с гражданами, руководителями, другими политиками. И далеко не каждый знает и
учитывает то, что успех в деловой беседе обусловлен многими составляющими. Это
подготовительный этап беседы (отработка плана беседы, определение вопросов, которые
будут обсуждаться, подготовка документов, материалов, проектов возможных решений
т.п.). Далее - это собственно сценарий беседы: ее начало, основная часть, аргументы
и доказательства, предложения, знание и учет интересов собеседника. Напоследок
- завершение беседы, анализ ее результатов.
Политик, который не учитывает характера
социальных групп, существующих в обществе, не имеет собственного электората, который
ему симпатизирует, на который он опирается, с которым общается, интересы и потребности которого учитывает в своей повседневной
деятельности, никогда не поднимется выше примитивного популизма. То есть не
станет настоящим политиком, способным самореализоваться как в собственных, так и в
общественных интересах.
Заботясь о решении проблем всего
народа, политик, однако, выбирает ту социальную группу или несколько групп, которые он
лучше всего знает, к которым причастен и сам, на поддержку которых надеется. Вокруг
него собираются также граждане (электорат), которые становятся не только его пылкими
сторонниками, но и помощниками, друзьями, соратниками.
Для того чтобы найти общий язык со своим
электоратом, лучше объясниться, политик должен знать его потребности. По
всего разнообразия отношении конкретного человека такие потребности все же можно
разделить на материальные и духовные, индивидуальные и общественные; коренные,
стратегические, долгосрочные, повседневные и этапные; здоровые и нездоровые. Не прибегая к
более глубокой характеристики какого-либо из них, подчеркнем, что такие потребности не является
постоянными. Это требует от политика постоянного их изучения и учета в повседневной
деятельности, не говоря уже о таких важных политико-общественные события, как выборы,
референдумы и т.д.
Политик непременно должен учитывать,
что каждый отдельный гражданин воспринимает политику, а следовательно и деятельность отдельного
политика достаточно субъективно, потому что политика для него - лишь один из аспектов его
жизни. К тому же граждане в большинстве своем критически относятся ко всему, что
творится в политической сфере. Итак, политик должен быть не просто взвешенным в своей
деятельности, но и постоянно задавать себе вопросы - что и почему гражданам не
нравится, какие причины вызывают у них недовольство отдельными действиями
политиков, так и конкретными политическими процессами.
Время от времени политический лидер должен
отвечать на такие вопросы: “Почему мне симпатизируют соратники и электорат,
который меня поддержал?”, “Насколько мобильной есть масса, которая поддерживает меня?”, “Какой
мере, я как лидер завишу от своего электората или большей его части?” и т.д.
Это даст возможность пристальнее взглянуть на себя, свой авторитет, имидж, на
собственное окружение. И не только взглянуть, но и при необходимости изменить себя на
лучше.
Политик и политическая партия:
диалектика отношений. Одним из важнейших институтов политической системы
любого общества являются политические партии. Без них не существует настоящей
демократии, без них трудно представить жизнь и деятельность практически каждого политика.
Наличие различных политических партий,
в частности в Украине, подтверждает тот неоспоримый факт, что по своей природе,
интересами, запросами, потребностями, а особенно за идейными предпочтениями и
ориентирами люди как личности абсолютно разные. Мало того,
история свидетельствует, что любая попытка какой-либо одной партии решать все
оборачивается трагедиями для людей. Итак, партии являются носителями политического
плюрализма, что является необходимым атрибутом демократии.
Люди, профессиональные политики
объединяются в партии, руководствуясь собственными групповыми, корпоративными,
идеологическими интересами, пытаясь в такой способ с помощью партии
реализовать эти интересы, полнее самореализоваться как личности.
Если добавить то, что партии отличаются
от других объединений тем, что каждая из них в определенный способ хочет осуществлять
политическую власть, то становится понятным, что политику не обойтись без конкретной
партии или просто без соответствующих отношений с одной или несколькими партиями.
Соответствующим образом устанавливаются и
связи политиков с политическими партиями. С одной стороны, политик должен разделять
идеологию, идеи своих однопартийцев, той партии, к которой он принадлежит, выполнять
программу, решение своей партии, придерживаться ее уставных требований. А с другой -
он имеет и собственные убеждения, в частности идейные взгляды, собственное мнение. Важно,
чтобы определенные разногласия, которые, естественно, возникают между политической партией и
политиком, устранялись, согласовывались демократично, в форме дискуссий, цивилизованной
критики и самокритики. В случае обострения таких разногласий и невозможности их
устранение политик должен решить, стоит ли ему находиться в этой политической
партии, не вредит ли это не только ему лично, но и другим, общему состоянию
дел в партии, наконец, состояния дел в обществе.
Много политиков гіперболізують роль
и значение политических партий в жизни общества, ожидают от них выполнения
функций, не свойственных партиям. Стоит напомнить, что во многих странах, особенно
на Западе, политические партии заметно потеряли свой идеологический, классовый
характер и фактически используются лишь как средство мобилизации голосов на
выборах за определенного кандидата.
В целом же политические партии
играют роль посредника между общественностью и органами государственной власти. Они
аккумулируют и отражают в идейно-политических установках интересы определенных классов
и социальных групп, переносят в сферу политики обсуждения и решения их
самых разнообразных вопросов и проблем.
Деятельность политика - члена,
активиста, лидера определенной политической партии - во многом обусловлена
особенностями, требованиями, характером деятельности той политической партии, к которой
он принадлежит. Политическим кредо, которое обосновывает цель, основные принципы и характер
деятельности партии как на далекую, так и близкую перспективу,
ее программа.
Программа должна быть максимально
общей, стратегически выверенной с тем, чтобы действовать длительное время и одновременно быть
открытой для возможных перемен в политической жизни, развития общества.
Партийная программа, с одной стороны,
должно оказывать соответствующее влияние на общественность, сторонников партии,
то есть выполнять своеобразную рекламную функцию, а с другой - формировать и
обеспечивать внутреннюю построение, строй партии. Кроме того, каждая партия своей
программой определяет, чем она отличается от других партий.
Важнейшими составляющими партийной
программы являются закрепленные в ней политические требования, которые содержат обязательные положения
относительно деятельности, поведения каждого члена партии. Именно через эти положения члены
партии отождествляют себя (или нет) с партией, определяют, соотносят свои действия
и поступки с требованиями программы в рамках внутрипартийной демократии. Кроме
того, политические требования - это те элементы, которые являются основным предметом конкуренции
между партиями.
Каждый политик обязан знать и
выполнять программу той партии, к которой он принадлежит. От него требуется
постоянно пропагандировать эту программу, отстаивать ее преимущества перед программами
других партий, особенно перед гражданами другой политической ориентации.
Политическое образование как обязательное
условие становления настоящего политика. При любых обстоятельствах, уровня подготовки
и опыта политической деятельности политик постоянно должен учиться вообще и учиться
политики в частности хотя бы потому, что общественно-политические процессы в обществе
динамично развиваются, изменяются и никогда не остаются постоянными.
Учиться политики можно везде: в
школах, университетах, на семинарах, практикумах и т.д. Такое обучение
организуют партии, профсоюзы, общественные объединения, фонды, инициативные группы,
другие общественные институты.
Учась политики, политик учится
демократии, не только пониманию сущности явлений и процессов, происходящих в
обществе, но и умению согласовывать личную инициативу, представления, взгляды с
интересами других людей.
Политик может получить соответствующие
знания как обучаясь в учебных заведениях разных форм, так и за счет
самообразования, сотрудничества со своими экспертами, помощниками, консультантами. Относительно последних,
то их выбор должен осуществляться по двум основным принципам. Первый - “чего мне самому не хватает”.
Другими словами политик подбирает экспертов, помощников из тех вопросов, направлений
деятельности, которые по разным причинам сложны для него. Например, он имеет
недостаточные знания экономики или политики, права, социологии и др. Второй
принцип - “что сделает эксперт, консультант, освобождая мне время для личной
деятельности”. То есть политик экономит время, концентрируясь на том, что есть
необходимым в его непосредственной деятельности.
В теоретических научных дисциплин,
которые обязательно должен овладеть политик, относятся история, философия, экономика,
социология, педагогика, но особенно политология, политическая психология, право.
Политик и государственная символика.
Национально-государственные символы - неотъемлемая составляющая формирования, фиксации и
воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и
политического сообщества. Символ - это образ государства, некоторое общее представление о
нее. Он также является средством взаимодействия людей, регулирования их социальной
поведения.
У каждого народа являются созданные им
самым, признанные и принятые визуальные и звуковые национально-государственные символы,
имеют конкретное содержание и сопровождают его жизнь, отношения с другими народами,
людьми. Уважительное отношение к собственным национально-государственных символов -
свидетельство политической культуры, высокой гражданской сознательности человека, его
патриотизма.
Символика - субсистема политической
системы общества, государства. Это флаг, герб, гимн, конституция, праздники,
политические ритуалы и т.п. Национально-государственными символами можно считать также
отдельные города (Киев как древнерусская столица), сооружения (статуя Свободы в США как символ американской
мечты”, демократии), Киево-Печерская лавра, Софийский собор, денежные единицы
(украинская гривна, американский доллар).
Политик должен не просто уважать
национально-государственные символы своего государства, но и делать все для их
пропаганда, воспитание любви и уважения к этих символов у сограждан.
Искусство общения. Общение -
необходимая предпосылка существования как личности, так и общества в целом, взаимодействие
двух или более людей с целью обмена информацией познавательного, оценочного
характера. Общение имеет практически такую же структуру, что и любая другая
деятельность. Это потребность, мотив, способы общения и его результат.
Небезосновательно общения многие считают специфическим, самостоятельным видом
деятельности.
Различают общение формальное и
неформальное. Формальное общение, обусловленное соответствующими социальными функциями
человека, регламентировано по форме и содержанию (руководитель - подчиненный, контроллер -
пассажир).
Неформальное общение - более
субъективное и менее регламентировано. Цель такого общения, его характер
во многом определяются личными отношениями между людьми (мать - ребенок,
муж - жена, пассажир - пассажир).
Специфической формой контактов и
взаимодействия людей является деловое общение. Оно принадлежит к формального общения
и служит для обмена мнениями, установление контактов, поддержание определенных
связей между людьми, которые представляют разные, но во многом взаємозацікавлені
организации, структуры, человеческие сообщества.
Деловое общение в основном
ориентировано на определенный результат, хотя интересы сторон при этом
могут быть слишком разными, а то и вообще противоположными. В деловом общении
выделяют три фазы [103, 14]:
• начальную, в течение которой
устанавливаются контакты;
• основную, в течение которой
реализуется такая последовательность действий: установка промежуточной и конечной цели
общение, непосредственные языковые и документальные контакты, взаимный анализ
исходных и промежуточных позиций, поиск согласованных решений, определения дальнейших
перспектив общения;
• заключительную, в течение которой
формируются итоги делового взаимодействия.
М. Доронин, исследуя проблему
делового общения, выделяет такие типы людей [103, 19 -20]:
• “черепахи” - пытаются прятать
свои чувства и переживания под “панцирем”, не способны на их бурные проявления;
• “хамелеоны” - держат нос по ветру,
быстро подыгрывают собеседнику: сочувствуют, возмущаются, подмазываются зависимости
от обстоятельств;
• “львы” - постоянно двигаются, их
внутренний мир не ограничивается служебными делами. Они чувствуют свою деловую
преимущество и гордятся этим;
• “дикобразы” - всегда встревожены,
осторожны, враждебные, будто постоянно ждут неприятностей от окружения;
• “бесцветные” - кажется,
растворяются в окружающей среде, ничем не отличаются, не оставляют
следа в памяти.
Общаясь, стоит помнить, что
партнеры передают друг другу информацию вербально (слова, речь) и невербально
(одежда, мимика, поза, жесты). Нетрудно заметить, что каждый человек пытается
использовать тот канал информации, который является выигрышным для нее. Хороший оратор,
например, подчеркивать языковые, ораторские способности и меньше уделять внимания
своему одеянию или жестам. Зато опытный политик, общественный деятель
определит свои уязвимые места при общении и приложит усилия для их
усовершенствования.
Деловое общение может происходить
в форме беседы или переписки, по телефону.
Беседа. Это преобладающая форма делового
общения, которая имеет несколько фаз.
Первая фаза - собственно начало разговора,
когда что-нибудь надо попробовать установить положительный эмоциональный контакт, сосредоточить
собеседника (собеседников) на проблеме, вопросах, которые являются предметом беседы.
Если это беседа одного человека с сравнительно большой аудиторией, то необходимо
учесть состояние, особенности такой аудитории: уставшая она, спокойная,
возбуждена, однородная или неоднородная, представители каких социальных групп в ней
преобладают т.д. Итак, начало разговора должно быть таким, чтобы заинтересовать,
привлечь на свою сторону как можно больше людей. Возможно, вы сосредоточите внимание на
каком-либо событии, факте, что интересуют многих. А может, просто объясните, почему вам
нужна эта встреча, какие причины побудили к ней. Иногда начинают разговор с
какого остроумной шутки, пословицы, поговорки. Понятно, что нежелательно начинать
разговор с извинений, неуверенных фраз типа “Я не собирался с вами встречаться”,
выражать благодарность в чей-либо адрес и т.п.
Вторая фаза - передача информации.
Здесь все зависит от вашей подготовленности к разговору, ораторских способностей,
умение выделить основное. Даже опытные политики, общественные деятели
основательно готовятся к беседы, подбирают нужные факты, цифры, другие
аргументы.
Третья фаза (самая важная) -
аргументация. К ней готовятся заранее, подбирая аргументы,
которые были бы весомее, чем у собеседника. При этом стоит учесть, что
аргументов должно быть несколько, чтобы не повторять постоянно одно и то же.
Учтите также, примет другая сторона ваши аргументы, какие аргументы
будет ли она выдвигать в свою очередь.
Деловой разговор желательно вести в форме
диалога, избегая монолога, умело ставя нужны закрытые
вопросы (на которые можно ответить только “да” или “нет”), открытые (ответы на
которые требуют пояснений, дополнительной информации), переломные вопросы (которые
переводят внимание с одного предмета на другой), риторические, вопросы для
обдумывание и др.
Достичь успеха в деловой
разговоре невозможно, если вы:
• резко возражаете
другой стороне, обрываете ее на полуслове;
• демонстрируете желание
не дать возможности другой стороне вообще высказать свою точку зрения;
• не учитываете, а то и
игнорируете взгляды другой стороны;
• резко реагируете на критику,
демонстрируете свое подозрение к другой стороне по ее точек зрения, аргументов.
В процессе общения люди
сталкиваются с разнообразными трудностями, которые называют барьерами в общении.
Такие барьеры могут возникать из разных причин, обусловливающих различия между
людьми, - социальных, политических, религиозных, профессиональных. Однако сложными
есть причины психологического характера (застенчивость, неприязненное отношение к
человека-партнера в беседе, недоверие к ней и т.п.).
Устранению или по крайней мере преодолению
барьеров в общении способствует повышению индивидуальной культуры, что дает возможность
человеку наиболее полно использовать все средства и приемы, составляющие
коммуникативный потенциал в целом.
В общении с другими людьми
пригодятся рекомендации известного психолога М. Ночевника:
• не злоупотребляйте
критикой и не вините других людей (критика не должна быть самоцелью,
превращаться в сплошной негатив);
• умейте подчеркивать
неподдельный интерес к человеку, с которым вступаете в общение (проявляйте уважение
и понимание того, с кем общаетесь);
• умейте быть добрым
слушателем (надо уметь выслушать человека до конца, не перебивая;
выслушивание выполняет психотерапевтическую функцию);
• помогайте людям почувствовать их собственное
значение (каждый человек заслуживает уважения);
• уважайте мнение других людей;
• избегайте ненужных
споров - нельзя мириться с несправедливостью, с недостатками, но превращать споры в самоцель
- также не выход;
• старайтесь
убеждать, избегайте исключительно распорядительного метода руководства, указаний;
• запоминайте имена,
отчества людей, с которыми общаетесь (не расслышали - переспросите);
• поддерживайте положительные эмоции,
чаще улыбайтесь.
Как отмечалось выше, чаще всего
общение происходит в форме разговора (беседы). Полезными здесь могут быть еще
и такие советы:
• до беседы нужно быть готовым
(готовиться надо заранее, прогнозируя даже ее возможность, течение и
развитие). Для этого продумывают сценарий беседы, договариваются о месте, времени,
возможную продолжительность, надежды, расчеты на результат;
• желательно начинать беседу в
приятному, непринужденному тони (за исключением беседы внезапного характера);
• кратко, но точно, интересно
формулируйте первые тезисы в беседе (если вы начинаете ее), на желание
собеседника уточните их или повторите;
• спокойно, до конца выслушивайте
собеседника, по возможности не прерывайте его резко, не реагируйте мимикой, жестами, словом. Это раздражает, побуждает к
резких действий, высказываний;
• проявляйте личный интерес к
того, чем практически занимается, интересуется ваш собеседник;
• если критикуете кого-то, что-то, а
особенно собеседника, то критика должна быть взвешенной, адресной,
конструктивной. Собираясь критиковать другого, немного похвалите его, заметьте
положительное, покритикуйте себя, а уже потом и его.
Разговор (беседа) - не единственный способ
общение.
Переписка. Достаточно распространенным и
специфическим является общение в форме деловой переписки. Письма должны готовиться
с учетом уважительного отношения к адресату и его интересов, содержать четкий
изложение того, о чем в них идет речь. Последнее зависит от того, какого характера
письмо вы готовите: сопроводительное, письмо-заказ, письмо-объяснение, письмо-извинение,
письмо-рекомендацию и т.д.
Общение по телефону. Оно
сравнительно проще (не видишь лица, реакции собеседника, можешь сказать, что
угодно, но то же самое касается и собеседника).
Прибегайте к телефонного разговора:
• когда хотите быстро
получить или сообщить необходимые данные;
• когда желаете
оперативно выяснить мнение определенного лица по вопросу, что вас касается или
интересует;
• когда хотите достать
согласие на конкретное действие;
• когда хотите уточнить,
остается ли в силе предварительно достигнута договоренность.
Впрочем, до телефонных разговоров также
нужно готовиться, продумывать их, даже если потом приходится вести такие
разговоры внезапно или перестраиваться в процессе разговора. Следует четко формулировать
свои мысли, выразительно называть имена, фамилии людей, внимательно слушать
собеседника, стараться не перебивать его, попытаться понять, потому
это, наконец, соответствует вашим личным интересам.
Публичное выступление политика. Без
публичных выступлений политической деятельности практически не существует. Желательно заблаговременно
согласовать время выступления, определить его цель, подготовиться к общению с теми,
перед кем будете выступать. Готовясь к выступлению, как минимум составляют тезисы
(структуру) того, о чем пойдет речь, с учетом времени, которое будет предоставлено для
выступления. А уже от этого будут зависеть объем и характер материала (факты, цифры,
другие данные).
В процессе выступления не следует злоупотреблять
фактическим и цифровым материалом, приводить его безосновательно. Не менее опасно
говорить о каких-общем, без соответствующих тезисов в подтверждение того, что
хотите довести до слушателей, а более всего, благодаря чему надеетесь склонить их
на свою сторону, завоевать сторонников.
Перед выступлением обязательно уточните
особенности аудитории (количество слушателей, их профессии, профессиональную деятельность,
возраст, интересы, социально-политические вкусы и пристрастия, вероисповедание, национальность
т.п.).
Не спешите идти к месту, откуда
будете говорить (трибуна, помост, открытая площадка) до тех пор, пока вам окончательно не
предоставят слово. Выдержите небольшую паузу, а уже затем направляйтесь к месту,
откуда будете говорить - спокойно, неспешно, не опуская головы, а осматривая
присутствующих и излучая лицом: “Я сейчас скажу вам нечто очень важное,
интересное, нужное и именно то, о чем вы мало знаете или не знаете вообще”.
Далее советуем вести
выступление, несмотря на такие предостережения:
• не спешите говорить. Сначала
осмотрите аудиторию (помните, как актеры перед спектаклем посматривают в щель
завесы - они хотят почувствовать общую атмосферу зала, почувствовать, в которой его
точке им больше симпатизируют). Дайте возможность тем, кто собрался, вас увидеть и
услышать, сконцентрировать на вас внимание. Однако не переносите слишком долго паузу и
позаботьтесь, чтобы ваше лицо не выглядело самоуверенным, а тем более равнодушным
или невнятным, растерянным;
• начните выступление
уверенно, рассудительно, но не самоуверенно, не медленно и вяло;
• начало должно быть
непродолжительным, но и не слишком коротким - примерно процентов двадцать от основной
части выступления;
• кратко поздравьте
тех, кто вас слушает, но не прибегая к длинным комплементарных отступлений - это
быстро надоедает;
• четко сформулируйте тему
своего выступления, чтобы слушатели поняли, что вы собираетесь сказать; пропустите несущественные
детали;
• если есть определенные трудности
(но не оправдание), что мешать аудитории лучше понять вас, этично,
сдержанно скажите об этом;
• начните с чего-то заметного
(например, из жизненного случая), что понятно всем или привлекает внимание
большинства, а главное - непосредственно касается темы
выступления, проблем, волнующих собрания. Не начинайте с того, что далеко от
интересов слушателей. Можно “оттолкнуться” от тезиса, мысли, фразы предыдущего оратора, чьей-то реплики из зала,
полученной вами записки и т.д. Задача - привлечь внимание к себе, а следовательно и к
того, о чем вы будете говорить дальше;
• начинайте с более-менее
известного слушателям и постепенно идите к менее известного и даже до того, что им
совсем неизвестно;
• излагая свои тезисы,
постоянно подчеркивайте главную из них или напоминайте ее составляющие - так слушателям
будет легче вас воспринимать;
• обязательно напомните,
что вы завершаете выступление и тогда переходите к выводу (выводам). Перед этим
сделайте паузу, чтобы понять, обострилось
восприятие аудиторией
того,
о чем вы говорите. Кульминация должна быть эффективной, а не наоборот. Последнее
важно для актеров, популистов, но не политиков-реалистов;
• уходите с трибуны (с
места выступления) неспешно, но уверенно, не вяло, определяя, восприняла и как
восприняла аудитория то, о чем вы только что говорили.
Вполне уместной для того, кто
готовится выступать, будет и такой совет: выясните, что является правдой для этой
аудитории (во что люди верят), а уже потом попробуйте:
• понравиться, запомниться
публике;
• доказать тем, кто вас
слушает, что ваша точка зрения самая правильная;
• при наличии времени
объясните подробнее смысл хотя бы одной из своих тезисов принципиального характера.
Совершенно по-разному ведут себя
сильный и слабый политики как ораторы.
Сильный оратор основном не
боится любых острых вопросов, записок, реплик и всегда пытается
доказать людям, что его программа, взгляды, предложения являются наилучшими, целесообразными,
необходимыми для всех. Такой оратор, как правило, мало внимания обращает на мелкие
детали своей внешности, поведения, чьи-то замечания и критику.
Слабый оратор постоянно пытается
сказать всем как можно больше “правды”, точнее того, что он сам считает правдой, часто оправдывается или озабоченно
реагирует на малейшее возражение, критику своей позиции и т.д. Его может смутить,
вывести из равновесия даже чья-то реплика, а тем более основательная критика.
Специальные советы.
Голос. Говорите негромко, но и не
тихо, приспособьте голос до среды, говорите так, чтобы вас хорошо слышали. Не
говорите безразлично, не употребляйте слов-паразитов (что постоянно и неуместно повторяются
оратором), повышайте тон только тогда, когда ставите
вопросы или хотите сказать про самое важное, призываете собрания к
действия. Чрезмерное повышение голоса свидетельствует об агрессивности. Сила голоса зависит
от размеров аудитории и наличия (или отсутствия) усиления звука.
Лицо. Мимика должна быть сдержанной,
не отвлекать от сути словесной информации. Старайтесь хотя бы время от времени
поглядывать в зал при всей сложности того, о чем говорите. Помните: лицо
произносит вместе со словами.
Жесты. Не делайте необычных, резких
жестов, не начинайте и не заканчивайте выступление неожиданным жестом. Если
выступаете с трибуны, не жестикулюйте, а когда выступаете без трибуны и не держите
текст в руках, возьмите хотя бы в одну руку карандаш или ручку. Если вам за чрезмерную жестикуляцию сложно выступать
стоя, говорите сидя, когда есть возможность. Многие выступающие так чувствуют себя
свободнее и больше нравятся слушателям.
Дыхание. Попробуйте с самого начала
выступления говорить так, чтобы дыхание было равномерным. Если это сложно, делайте
небольшие, незаметные паузы. Вдыхайте воздух в начале фразы, а выдыхайте
после ее окончания - ртом и носом одновременно. Многим ораторам становится пригодится
умение чередовать длинные и короткие предложения, но не забывайте, что основную мысль надо выражать главным,
а не второстепенным предложением. А еще лучше взвешенно повторить ее дважды.
Одежда. Политик - человек публичный, а
поэтому его внешний вид, одежду имеют большое значение, влияют на
окружения.
Как правило, костюмы надо носить не
очень светлых и слишком темных цветов, избегайте белых, желтых, малиновых,
черных.
Рубашки желательно одевать белые,
светло-голубые, светло-синие, в мелкую полоску. Рукава рубашки должны выглядеть
из-под рукавов пиджака примерно на два сантиметра, а штанины брюк прикрывать
застежки обуви.
Подбирайте не очень яркие галстуки,
что по цветовой гамме соответствуют рубашке и костюму, и завязывайте их так,
чтобы они прикрывали застежку пояса.
Проведение деловых совещаний. Каждый
политик, слишком политик высокого уровня, имеющий соответствующую группу людей, команду,
коллектив, с ним и на него работают. Поэтому время от времени возникает потребность проводить совместные деловые совещания, на
которых решаются определенные вопросы, согласовывается стратегия совместного труда,
определяются перспективные вопросы работы и т.д.
Политик должен уметь хорошо
подготовить и провести деловое совещание, поскольку от этого зависят как его
собственные статус и авторитет, так и успех дела, которое он делает
с помощью других людей.
Форм деловых совещаний относятся сборы,
совещания по различным вопросам, конференции и т.д. Все они предусматривают решение определенных
задач, а главное - привлечь внимание участников совещания к проблемам, которые
обсуждаются, уточнить место и роль в их решении каждого участника, разработать
рабочий план реализации отдельных конкретных задач с указанием сроков,
ответственных лиц и т.д.
Различают следующие виды совещаний:
• информационные, когда
необходимо подать определенную информацию, ознакомить с определенными документами,
материалами, сведениями, точками зрения и т.п.;
• разъяснительные, или
инструктивные, когда есть потребность определиться относительно определенной ситуации, события, объяснить
определенные общественно-политические события, явления;
• отчетные, когда речь идет
о реализации определенных планов, действий, дел, отдельных поручений;
• неотложные, когда
ставится задача повысить квалификацию по любым вопросам, проблемам;
• проблемные -
самые сложные, потому что речь идет о том, чтобы выработать стратегию соответствующего поведения,
способы решения конкретной проблемы.
Любая совещание требует соответствующей
подготовки. Без нее рассчитывать на успех трудно. Прежде всего нужно четко
определиться, для чего, с какой целью вы хотите провести совещание. Далее выясните
повестка дня совещания, перечень тех, кто будет в ней участвовать. При этом следует
помнить, что сначала решают самые сложные, неоднозначные вопросы, а уже потом
- второстепенные.
Деловые совещания не должны быть
длительными. Как правило, продуктивными являются совещания, которые длятся не более одной
часа.
До начала совещания нужно четко
определить количество участников. Лишних людей, которые только будут создавать массовость,
на совещании не должно быть. Как правило, приглашают тех, кто непосредственно
причастен к решению вопросов.
К собранию нужно тщательно
подготовиться. Это может быть развернута доклад, подробные или краткие тезисы.
Нужно помнить, что аудитория лучше воспринимает того, кто говорит не больше
15-17 минут. Чтобы завладеть слушателями, прежде всего скажите о цели своего
выступления, объясните, что вы хотите сказать и почему это важно, далее предложите
аудитории, что надо делать и для чего, кто должен это делать. При этом важное
значение имеет то, какие способы решения существующих проблем вы предложите. Другими
словам, нужно выработать примерный и возможный проект решения таких
проблем, кому и что будет поручено сделать и в какие сроки.
В процессе делового совещания важно
также учесть несколько особенностей.
1. Не пытайтесь взять
инициативу исключительно на себя, попробуйте услышать мнения и предложения других
участников совещания, дайте им возможность высказаться.
2. Попробуйте действовать по
правило: критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай.
3. Не пытайтесь давать
исполнителям однозначные оценки типа: “Вы этого не сможете сделать”, “Вам это не
под силу”, “У вас мало опыта” и т.д.
4. Со всеми участниками
совещания ведите себя одинаково (называйте всех по имени и отчеству.
5. Помните, что именно
от вас ожидают итогового, заключительного слова, заранее готовьтесь к нему.
Каждая имеет деловое совещание
заканчиваться принятием определенных решений, письменных или устных. Можно заблаговременно
подготовить проект письменных решений и предложить их для обсуждения или в
процессе совещания предложить проект решения устно и принять его по согласованию
всех, кто принимает участие в совещании. Все зависит от конкретной ситуации.
Любая совещание не лишена
принципиальных замечаний или критики. Это естественно, потому что единственная точка зрения существует
достаточно редко. А поэтому важно внимательно относиться к любого критического замечания,
попробовать опровергнуть его или объяснить его сущность, особенности или
отмежеваться от него.
В любом случае на пользу делу
стоит ознакомиться со всеми существующими точками зрения, мнениями, предложениями,
возможно и такими, которых вы совершенно не разделяете. Толерантно относитесь к
любых мыслей, имея и отстаивая свою собственную.
Тому, кто ведет совещание,
советуем:
• будьте внимательным, таким,
чтобы с вами хотели общаться;
• умейте слушать других,
учитывать их точку зрения; собственную позицию излагайте четко и понятно;
• учитывая мнения
многих, имейте и отстаивайте собственную точку
зрения, прокомментируйте свои аргументы и предложения.
Как вести беседу, дискуссию,
решать конфликты. Каждый политик должен учиться искусству ведения
равноправного, культурного диалога, поскольку именно диалог является
конкретным средством общения с другими людьми, взаимодействия с ними.
Диалог как средство уточнения позиций,
решение проблем, достижение договоренностей может иметь разный характер:
• диалог-торг (когда
ставится задача получить от общения как можно больше выгоды для себя
лично);
• диалог-компромисс (когда
одна из сторон в определенной степени уступает другой);
• диалог-равенство
(идеальный вариант диалога, когда обе стороны имеют после его завершения
фактически одинаковый выгоду).
Общий уровень участия любой
стороны (если речь идет о конкретных лицах) в диалоге в значительной степени определяется
уровнем общей культуры в целом и политической культуры дискутантов в частности.
Умение разговаривать с другими людьми не является врожденным. Для успешной беседы нужно
отработать умение быть контактным, внимательной к собеседнику человеком
и многое другое. В конце концов - это искусство.
Отметим качества и навыки, которые
должны быть присущи опытному собеседнику.
• Динамичность, гибкость поведения
во время ведения беседы, умение легко переключаться с одной проблемы на другую,
сохраняя общую канву разговора, отстаивая свою точку зрения, выходить из
сложных ситуаций, которые возникают.
• Умение выслушать, понять,
успокоить собеседника. Часто, внимательно выслушав собеседника, вы сможете
постепенно, методично доказать свою точку зрения, даже используя аргументы
противоположной стороны. Нетрудно заметить, что лучшими собеседниками являются люди,
которые умеют слушать.
• Способность сдерживать себя, избегать
радикальных выводов, предложений, резких высказываний (демонстрировать уважение к
собеседника, сохраняя при этом самоуважение).
• Избегание разговоров, касающихся
интимных сторон жизни собеседника. Такое можно допускать лишь при условии, если,
образно говоря, это позволяет делать ваш собеседник.
• Умение выстроить и выдержать до
конца свою линию поведения в беседе. Это непросто, но довольно часто крайне необходимо.
• Способность четко осознать цель
собеседника. Это даст возможность не только понять его, но и выстроить собственную
стратегию беседы, скорректировать ее уже в процессе общения.
Важно осознать цель беседы. Она
может быть разной:
• беседа как потребность засвидетельствовать свое
уважительное отношение к собеседнику, укрепить, продолжить свои деловые отношения
с ним;
• беседа с целью получить нужную
вам информацию;
• беседа с целью урегулировать
отношения, а то и конфликт с противоположной стороной;
• беседа, инициатором которой является не вы,
а ваш собеседник;
• беседа, которая ни к чему конкретно
вас лично не обязывает (в вагоне поезда, на отдыхе и т.д).
Беседы могут различаться не только
содержанием, характером, но и сложностью. Чтобы не усложнять беседу со своей стороны,
следует придерживаться таких правил:
• не спешите делать выводы с
того, что говорит ваш собеседник;
• не перебивайте без надобности
собеседника, дайте ему возможность высказаться;
• покажите своему собеседнику,
что вы действительно внимательно его слушаете;
• следите за своими жестами (чтобы они
не были слишком резкими и динамичными), постоянно поддерживайте визуальный контакт с собеседником;
• старайтесь понять не только то,
о чем вам говорит, но и то, что чувствует собеседник;
• следите за жестами, мимикой
собеседника, пытаясь понять, действительно ли они соответствуют тому, о
что он говорит;
• придерживайтесь одобрительной целом
реакции относительно того, о чем говорит собеседник, когда это в какой-то степени
совпадает с вашим мнением, точкой зрения, позицией;
• не считайте, что любое молчание
собеседника является согласием с вашими мыслями, точкой зрения;
• избегайте поспешных выводов;
• старайтесь как можно меньше ставить
уточняющих вопросов, поскольку это может раздражать собеседника;
• все время вдумуйтесь в суть того,
о чем идет речь в разговоре, не акцентируя внимания даже на неприятных, різкуватих
высказываниях собеседника;
• не прибегайте к молчанию как
средства избежать обострения разговора;
• старайтесь, чтобы вас “не поймали”
во время разговора на противоречиях, то есть будьте логичными и внимательными во время беседы.
Иногда беседа переходит в спор
или даже начинается с нее. Спор возникает тогда, когда стороны имеют слишком
разные, а то и диаметрально противоположные взгляды, точки зрения, оценки определенных явлений,
ситуаций, поступков и т.д. В любом споре есть инициатор и оппонент. Понятно,
что их поведение во время спора также разная. Ни один политик не избегает и
фактически не может избежать дискуссий как их организатор, участник, наблюдатель.
Выделяют дискуссии “свободные” и “прогрессивные”.
“Свободной” называется дискуссия, целью
которой является не поиск любого решения, более-менее единой точки зрения, а просто
обмен мнениями.
“Прогрессивная” дискуссия - групповое
решения (или по крайней мере нахождения способа решения) определенной, в том числе
политической, проблемы.
Если политик должен участвовать в
дискуссии или является ее организатором, прежде всего нужно знать цель, примерный
содержание будущей дискуссии. Далее следует осуществить подготовительные межличностные контакты
с отдельными участниками дискуссии, чтобы уточнить ее цели, возможности реализации
плана дискуссии, на который рассчитывает политик. Главное - непосредственно сама
дискуссия (участие или управление ею). Важный этап дискуссии - ее завершение,
анализ и подведение итогов.
Целью дискуссии для политика часто является
стремление доказать правильность собственной точки зрения и ошибочность точки зрения
оппонента или оппонентов. Чтобы достичь этого, необходимо использовать в дискуссии как
минимум два основных элемента:
• тезис, то есть предмет дискуссии, или
на чем мы концентрируем свои доказательства, которые обосновываем как самое существенное, весомое;
• аргументы - суждения, мнения, которые
должны подтверждать одну точку зрения и опровергать другую. При этом нужно
обязательно придерживаться культуры аргументации, то есть использовать реальные
аргументы и факты.
Между отдельными людьми возникают и
межличностные острые ситуации или конфликты. Они имеют разные причины, но
в основном конфликты разделяют на объективные и субъективные.
Понятно, что в случае возникновения
конфликтов (а они являются достаточно распространенным явлением) стоит сначала разобраться в самом
себе, определить объективные и субъективные причины, суть конфликта, проанализировать
возможные пути его решения, выработать собственную стратегию поведения в
конфликте.
Конфликт может иметь как негативные, так
и положительные последствия для дальнейших отношений, общения конфликтующих сторон. Часто он приводит не только к
ухудшение отношений между людьми, но и к их прекращению. Специалисты
считают, что угрозу представляют не конфликты как таковые, а их последствия. Поэтому
профилактика конфликтов, попытка устранить причины, которые могут их вызвать,
значительно важнее, чем даже конструктивное разрешение конфликтов.
Чаще всего решить конфликт можно
в результате определенного диалога с другой стороной. Психологи советуют прибегать к
таких приемов:
• признайте, в чем
прав ваш собеседник, а в чем вы;
• попробуйте перевести
разговор в русло вопросов, по которым у вас нет существенных противоречий с противоположным
стороной;
• немного уступите в
споре противоположной стороне, если предмет такого спора не имеет особо
принципиального значения (уступите хотя бы на словах);
• попробуйте смягчить
дискуссию за счет шутки, спокойного, рассудительного тона беседы;
• признайте, что вы не
совсем глубоко разобрались в отдельных вопросах, вокруг которых возник спор,
предложите еще раз (со временем) вернуться к совместному их обсуждению.
Нетрудно понять, что важнейшей
предпосылкой предотвращения конфликта или успешного его решения является умение понять
другую сторону. Следует терпеливо относиться к тому, что кто-то думает иначе, чем вы.
Будьте всегда готовы согласиться, что ваши аргументы, позиция - малодоказові или
даже ложные. Вспомните высказывание известного французского философа-гуманиста М.
Монтеня о том, что никто не обеспечен от возможности сказать чушь.
Беда, когда ее высказывают сознательно.
Напоследок напомним основные
способы разрешения конфликтов тогда, когда их невозможно избежать вообще:
• минимизация взаимодействия с другим
стороной, т.е. сведение к минимуму общение с человеком, который конфликтует с
вами, надеясь, что наступит более благоприятное время для положительного разрешения конфликта;
• открытый разговор с другой стороной.
К этому приему прибегают нечасто, поскольку такой разговор - дело нелегкое. К
того же надо быть достаточно уверенным в том, что правда и аргументы на вашей стороне
и в вашу пользу;
• односторонняя уступка. Это делается
тогда, когда вы вынуждены уступить или видите бесперспективность конфликта
лично для себя, готовность противоположной стороны также несколько уступить;
• обнародование конфликта, привлечение
к нему влиятельных лиц, вынесение его на их суд. Речь идет о третьих лицах,
способных помочь своим авторитетом, влиянием, умением решить
конфликт. Следует разве что остерегаться, чтобы такие лица не воспользовались ситуацией в
собственных интересах;
• сотрудничество при определенных обстоятельствах
- самый эффективный способ разрешения конфликта, когда выигрывают обе стороны.
Размышляйте следующим образом: “Я желаю иметь положительные результаты от
разрешения конфликта и хочу, чтобы другая сторона
также их малая”;
• избежание активных действий в
конфликте. Проанализируйте, возможно, отсутствие активности вам выгоднее, чем ее
избыточность, иначе конфликт будет развязан по инициативе противоположной стороны
или же вообще сам собой;
• выбор разумной последовательности
личных действий. Не стоит спешить, ставить в один момент решить конфликт.
Попробуйте распределить свою стратегию на отдельные действия тактического характера или на несколько возможных
вариантов решения конфликта, которые вы последовательно используете.
Политическая культура политика. Успех
деятельности политика обеспечивает, кроме знаний, навыков и умений, политическая культура
- своеобразный вид человеческой культуры, который граничит на стыке политики и достижений
общества в материальной и духовной сферах и проявляется как цивилизованная
деятельность, поведение в сфере политики и политической жизни.
Различают политическую культуру
отдельных политиков, общественных деятелей, партий, движений, наций, классов, государств,
стран, народов. Политическая культура отдельного политика - важный показатель его
подготовленности (знаний, навыков, идейных убеждений), готовности к активной и
сознательной политической деятельности. Как правило,
политик, которому присуща высокая политическая культура, занимает четкую политическую,
гражданскую позицию, умеет сочетать собственные интересы с групповыми,
корпоративными, общенациональными, общегосударственными. Его действия преимущественно
открытые, честные, последовательные и взвешенные.
Политическая культура - особый
разновидность культуры, способ духовно-практической деятельности и отношений, которые
отражают, закрепляют и реализуют основные национальные ценности и
интересы, формируют политические взгляды и ценности, знания и навыки участия
граждан в общественно-политической жизни.
Одним из характерных признаков состояния
общественного мнения в политической сфере является авторитет политических институтов, партий,
организаций, властных структур и доверие к ним со стороны населения страны. Лицо в
процессе сознательной деятельности получает политические знания и опыт, формирует свою
политическое сознание и соответствующие политические отношения.
Политическая культура характеризуется
собственным способом реализации социально-политической деятельности людей, в процессе
которой изменяются отношения между ними и создаются определенные ценности. Политическая
культура отдельного человека формируется в процессе обучения, овладения профессией,
производительной деятельности по созданию материальных и духовных благ, участия в
общественной, общественной жизни.
Формирование политической культуры, на
мнение многих людей в Украине, в настоящее время не может быть действенным, потому что демократия еще не
отличается стабильностью, парламентский демократизм существует только теоретически, а
выборы не отражают истинных чаяний народа. По крайней мере таково мнение многих
специалистов по философии, истории, политологии и социологии. Можно сделать
вывод, что в сознании старшего поколения сложился иллюзорный имидж социализма,
который обеспечивал идеальное “социальное благополучие” и полную занятость в условиях
плановой экономики.
Политическая культура прежде всего
должна способствовать осознанию обще-исторической ответственности украинцев как
нации, воспитанию в них истинного патриотизма, национального достоинства и
самосознания.
В подлинно демократическом обществе
политическая культура должна быть направлена на воспитание граждан, особенно молодых,
которые уважают закон, но оказывают сопротивление в том случае, когда их права порушуються. ее
реализация может быть действенной, если человек, особенно молодой, будет иметь четкие идеи ограничения
власти и готовность бороться законными средствами для поддержки этих ограничений.
Достичь такой ситуации можно только через воспитание, формирование личности.
Следует предостеречь от раздувания
только сугубо национального, пока оно не утвердится в сознании как государственно-национальное
в духовной и государственно-правовой сферах, то есть не станет естественным и объективно
необходимым. М. Маринович по этому поводу отмечает, “что есть националисты, для которых
каждый пункт, каждая запятая в Декальозі имеют сакральное значение. Они и не
замечают, что их народозахисні модели, не выверенные во времени и конкретных исторических
обстоятельствах, могут привести к гражданской войне, то есть означать защиту
народа” до последнего украинца [181, 58].
История свидетельствует, что культурный
развитие определенного народа не всегда сопровождается формированием политической
культуры, которая предполагает осмысление тех проблем, что стоят перед политическими
институтами для развития государства.
Политическая культура в различных
обществах всегда фрагментирована, особенно в Украине. По мнению Б. Цимбалістого,
политическая культура украинцев слишком глубоко фрагментирована, ибо разделяет их на Восток
и Запад, по религиозным вероисповеданием (католики и православные), на большую
количество политических партий.
В целом политическую культуру следует
определить как систему соответствующих представлений, установок, убеждений в сознании
гражданина, которые оказываются в его личной практической деятельности.
В реальной жизни в процессе
формирование политической системы украинского общества политическая культура имеет
быть интегрированным целым, где органично связаны, с одной стороны, гуманистически и
демократически ориентированная политическая сознание и реальная политическая творчество
трудящихся, всего украинского народа, а с другой - политическое мышление и
политическая активность отдельных граждан, которые берут реальную и эффективную участие в
управлении делами общества и государства и других
творческих политических действиях.
Молодая Украинская держава
чрезвычайно заинтересована в цивилизационной социализации молодого гражданина, в
формировании у него демократического политического сознания и культуры, законопослушности,
которые ограничивают проявления крайностей и радикализма, делают человека социально
активной, способной к саморазвитию и самореализации.
Однако одной такой заинтересованности
маловато. Нужны еще и практические действия, направленные на поощрение участия молодежи в
развития процессов, соответствующая молодежная политика, которая
учитывала бы интересы молодежи, определяла пути решения проблем, которые ее волнуют, конкретные действия по
реализации такой политики. Ведь молодежная политика, как и политика вообще, только
тогда достигает успеха, когда она понята, осмыслена, принята, принята
массами, побуждает их к активному действию в общественных процессах.
До недавнего времени государственная политика в отношении
молодежи была преимущественно декларативной и поучительной. Молодежь рассматривали не иначе,
как объект идеологического, воспитательного воздействия, а как субъект деятельности в собственных
и государственных интересах. Этом сегодня необходимо предотвратить, сделать все,
чтобы именно молодой гражданин стал действенным субъектом государства.
Становление и развитие государственной
молодежной политики предусматривает систематический анализ состояния сознания как
методологической основы этого процесса и одновременно является необходимым условием формирования
политического сознания как основы высокой политической культуры личности.
Политическое сознание - система
идейно-теоретических взглядов, установок и эмпирического отношение к явлениям и
процессов политической жизни общества, а также политического понимания, политического
осознания. Она обусловливает познавательные и практические функции политической
деятельности, выбор форм и методов, развитие социальной активности, а поэтому является
определяющим фактором политического поведения лица.
Изучение особенностей развития
политического сознания предполагает исследование тенденций, динамики развития
социально-политических ориентаций граждан, особенно молодежи.
Для становления украинской
государственности существенное значение имеет формирование политики национального согласия,
единства граждан вокруг общенациональной идеи. Именно национальная идея должна быть консолидирующим фактором нации,
народа. Это отмечал в свое время академик М. Жулинский. “Возникает общая
необходимость, - пишет он, - формирование целостной системы ценностных ориентаций
общества, концептуальным ядром которой должна быть собственная государственная национальная идея. Главный принцип
формирование этой системы ценностных ориентаций заключается в учете интересов
всех слоев общества, всех народов, населяющих Украину, а следовательно, предполагает
охват всех сфер экономического, интеллектуального и духовного жизни общества. По сути, идет
речь о соответствующую идеологию, с помощью которой можно было бы формировать новые
структуры сознания, новую ментальность нации в ее национально-культурной
единства и духовной суверенности” [119, 93].
Участие граждан в
общественно-политической жизни имеет большое значение, учитывая не только на
самореализацию личности, конкретного гражданина, но и на реализацию
общегосударственных, общенациональных проблем. Другими словами, достичь
политических сдвигов в деле демократизации общества можно лишь при наличии
высокой политической культуры максимального количества граждан.
Для формирования такой культуры
следовало бы иметь и реализовывать комплексную государственную программу
социально-духовного развития общества, в центре которой должны быть вопросы
формирование гражданской позиции, активной политической культуры граждан.
Как свидетельствует социальная практика,
упадок политической культуры происходит в тех обществах, где отсутствует
стабильная, упорядоченная демократическое, правовое государство, то есть где нет
одинакового для всех закона.
В том случае, когда существует бесправие
народа, однако процветает бездействие властных структур, некомпетентность
политиков, неспособность политических партий выдвинуть обобщающую концепцию
дальнейшего развития национального государства, происходит постоянная борьба между
различными ветвями власти, тогда упадок политическая культура, углубляются
пессимизм и социальная напряженность.
Упадок политической культуры
происходит также в случае отсутствия определенных весомых социальных ценностей,
которыми вдохновляется каждое новое поколение, то есть формируется и утверждается на
будущее уважительное отношение к своей истории, языка и культуры и соответствующих
властных структур.
Важнейшими чертами, которые имеют
быть присущи настоящему политику, являются: образованность, мудрость, человечность,
трудолюбие, интеллигентность, мужество, смекалку, настойчивость,
гибкость, коммуникабельность, честность, коллегиальность и др.
Как и любая другая, политическая
деятельность имеет не только свои особенности, средства и методы, но и закономерности.
Речь идет о технологии политической деятельности.
Внешность политика. Политика
могут характеризовать даже отдельные детали его одежды, не говоря уже о
общий вкус и манеру одеваться. Например, психологи считают, что характер, темперамент политика, общественного,
политического деятеля выдает даже его галстук:
• яркий галстук, с вызовом,
подобранная не в тон. ее носят люди, склонные к неожиданным действиям, поступкам,
риска. Довольно часто эти риски граничат с открытой грубостью, бесцеремонностью;
• галстук с необычными фигурками,
контрастных цветов. Подбирают их люди, которые любят эффектную риторику, демагогию,
часто обещают даже то, чего реально никогда выполнить не могут;
• умеренно яркая, заметная, но
такая, что гармонирует с одеждой. ее носят люди, склонные к демонстративных
поступкам. Они всему знают меру, смелые, у них достаточно развито чувство
юмора;
• галстук в смутных бледных
тонах. ее чаще всего носят люди, которые в основном не любят рисковать, как
говорят, тяжеловаты на подъем, сомневающиеся в своих оценках, точках зрения, выборе;
• галстук в цветочек или разные
зверюшки. Предпочтение таким галстукам отдают те, кто имеют холерический, импульсивный
характер, не очень любят установившееся положение вещей - порядок чаще выводит их
из равновесия, чем дает спокойствие и удовольствие;
• полосатая галстук, с какими-то
геометрическими фигурками. Как правило, их любят те, кто склонен к
плановости, организованности, порядка, кому хаос не импонирует;
• галстук темных, невыразительных
цветов. их носят в основном люди сдержанные, невыразительные, которые избегают
публичности, столкновений, конфликтов.
Существуют также другие детали, которые часто
могут играть большую роль, чем мы считаем. Вот отдельные советы.
Лучше иметь однотонный костюм с
пиджака и брюк, а можно - костюм-тройку.
Отдавайте предпочтение черным или
темно-коричневым ботинкам из тонкой кожи. Как правило, деловые люди избегают
носить обувь белого цвета, яркие носки.
Отдельно следует дать советы
женщине-политику относительно одежды, внешнего вида. Она, как и человек, имеет
одеваться модно, но без “вызова”. Желательно, скажем, избегать смело декольтированных
костюмов, платьев, блузок, коротких юбок, заметно дорогих, особенно в
большом количестве, украшений. Специалисты по имиджу рекомендуют женщине-политику,
деловой женщине днем носить удачно подобранную бижутерию, изделия из дерева, серебра,
полудрагоценных камней, а дорогие драгоценности надевать после 18 часов.
Итак, одевайтесь просто, но
приятно, без чего-то слишком пестрого в костюме (резкий цвет, необычный фасон).
Понятно, что одежда должна быть опрятной, выглаженной, удобным. Внешность подчеркивает
умные слова и такие же мысли.
Несколько советов относительно того, как держаться
во время публичного выступления.
В процессе выступления, если нет
предыдущей однозначной договоренности, вам могут подавать записки или ставить
устные вопросы. Опытные ораторы не “боятся” ни того, ни другого, менее опытные
отдают предпочтение первому. Если вам удобнее давать ответы на письменные
вопрос, попросите представить их в такой форме, завершая выступление. Но если
слушатели настаивают на устные вопросы, ничего не остается, как согласиться.
Если же прозвучал устный вопрос
прямо из зала, из толпы, даже провокационного характера, то главное - не
демонстрируйте (если это даже так), что оно неожиданное для вас. Не втягуйтесь в
спор, а тем более не пытайтесь еще больнее “достать” своего оппонента.
Попробуйте корректно парировать его. Здесь уместным будет и удачный аргумент, и
остроумная реплика, и комплимент в адрес автора даже найдошкульнішого
замечания, а то и просто шутка. Не волнуйтесь, держитесь уверенно, потому что неуверенность
достаточно остро ощущают слушатель и зритель.
Иногда приходится выступать без
подготовки, при обстоятельствах оперативных, внезапных. В таком случае за несколько минут
разберитесь в особенностях аудитории, в том, чего она ожидает от вас,
будет ей важно, интересно услышать вас, а также в том, что вы хотите сказать и
ради чего (убедить, согласиться с чьей-то точкой зрения, призвать собрание к определенному действию, то
попробовать сделать подобное). Другими словами, определите цель своего выступления.
Публичное выступление политика - сложная
и ответственное дело, оно требует соответствующей подготовки, работы над собой.
Особенно это касается выступлений на телевидении. Телевидение - самое действенное средство
информации, общения с большим количеством избирателей. Однако использование
политиком телевидение - дело сложное. Можно приобрести большую популярность,
авторитета, а можно одновременно потерять и ту популярность, которая у вас уже была.
Если вас пригласили на телевидение,
то прежде всего:
• выясните название программы, ее цель,
характер;
• узнайте, кто кроме вас будет
участие в программе;
• уточните, форму программы (беседа,
дискуссия, дебаты, интервью, комментарий, ответы на заранее заготовленные
вопрос), в зависимости от указанного нужно будет готовиться к программе
(передачи);
• выясните, есть ли более-менее точный
сценарий передачи, кто ее будет вести;
• узнайте, регламентирован
время, связанное с вашим личным участием в передаче;
• выясните, в каком режиме
будет вестись передача (запись, прямой эфир, специальное монтирования);
• узнайте, кто лично будет вести
передачу (имя, номер телефона). Подготовьтесь к телевизионной
передачи следующим образом:
- если вам будет предоставлена возможность выступить, то подготовьте
тезисы своего выступления (монолога) в пределах указанного времени;
- если это будет дискуссия, обмен
мыслями - напишите короткие реплики (ответы на возможные вопросы, попробуйте
их запомнить;
- если есть потребность, запишите нужный
материал на видеокассету, магнитофон - может он понадобится затем на телевидении.
Попробуйте отрепетировать,
отшлифовать свой текст (выступление, ответы на возможные вопросы, реплики),
представляя возможную ситуацию в процессе телепередачи.
Накануне передачи предоставьте
особого внимания своему внешнему виду.
Вы должны быть хорошо выбриты,
аккуратно зачесанные (без парика), в костюме спокойных цветов, темных туфлях и
носках. Если вы носите очки, их дужки не должны быть блестящие. В
коем случае не надевайте темных очков - зрители не будут видеть ваших глаз.
Итак, вы - в телестудии
(постарайтесь прийти за 10-15 минут до начала передачи):
• уточните, правильно
будет названа ваша фамилия (имя, отчество), партию, организацию, которую вы
представляете;
• познакомьтесь с ведущим
программы, вручите ему свою визитку;
• воспользуйтесь
услугами гримера, ретушера, который поможет вам выглядеть симпатичнее и
привлекательнее;
• если вы впервые на
телевидении, попросите оператора, координатора программы показать вам, как смотреть
в телекамеру, чтобы выглядеть как можно проще,
увереннее;
• перед тем, как говорить,
улыбнитесь, расслабьтесь, старайтесь держаться привычно, естественно;
• старайтесь говорить четко,
спокойно, взвешенно, без нужды не жестикулюйте, не закрывайте свое
лицо и не касайтесь его, без необходимости не снимайте и не надевайте очков;
• если вы имеете
возможность произнести перед слушателями и зрителями монолог, улыбнитесь,
сделайте небольшую паузу, поздоровайтесь и спокойно начинайте свою речь.
В бизнесе, политической, общественной
работе неотделимым атрибутом общения, формирования контактов есть
визитные карточки, или визитки. Ими обмениваются в соответствии с потребностью,
ситуации, определенных ритуалов.
Традиционно размер визитных карточек 5
х 9 см, иногда (в высоких должностных лиц) 6 х 9. Женщины, которые принимают участие в
официальных деловых приемах и являются женами официальных лиц, имеющих визитку размером
4 х 8 см.
Изготавливаются визитные карточки с
плотной бумаги - белого или других цветов. Карточки могут содержать герб государства,
эмблему, знак фирмы, политической партии, общественной организации, а иногда и
небольшое фото владельца.
Нежелательно слишком роскошно оформлять
визитку, перегружать ее текстом и рисунками-изображениями.
Если текст на визитке пишут двумя
язык, его размещают на каждой стороне отдельно. При этом следует позаботиться, чтобы
текст на иностранном языке был совершенен, идентичный национальном языке.
Изготавливают также специальные
карточки-визитки для приветствий, поздравлений, выражения благодарности, соболезнования,
приглашений на различные события (официальные, дружеские приемы, дни рождения,
годовщины фирм, организаций, партий, юбилейные даты государств, отдельных известных лиц
т.п.). Такие карты в основном пересылают почтой или курьером. В один конверт
(немного больше за визитку) можно вложить несколько визиток, если они
адресованы людям, которые вместе работают, являются близкими родственниками. На конверте, как
правило, пишут имя, отчество, фамилия адресата, его должность.
Тот, кому передано визитку,
должен соответственно отреагировать - отправить собственную визитку,
позвонить, выразить благодарность при личной встрече.
В процессе политической деятельности, как
и в любом общении, не обойтись без подарков и сувенірів. их широко
используют по случаю праздников, торжеств, наград отдельных лиц и
организаций.
Поскольку подарки и сувениры имеют
засвидетельствовать определенное уважение к человеку, организации, структуры, то стоит позаботиться о
том, чтобы они не были слишком дорогими, лучше с уместной символикой. Проследите за
тем, чтобы подарок или сувенир оказался по вкусу тому, кому он адресован, не
был ненужным намеком, аналогии для адресата или же лишней, ненужной
вещью. Например, вы
подарили дорогую книгу, но без иллюстраций
и языком, которым
тот, кому она досталась,
абсолютно не владеет.
Для этого в корректной форме нужно поинтересоваться вкусами,
предпочтениями адресата, а еще лучше узнать об этом заранее.
Подарок или сувенир должен быть
красиво упакован. Внутрь кладут свою визитку или открытку -
поздравления, поздравления.
За подарок или сувенир могут
править красивые цветы. Наиболее подходящие - розы, гладиолусы, герберы, тюльпаны,
гиацинты, хризантемы, гвоздики. Не желательно дарить как официальный подарок
полевые цветы, георгины, ирисы. Не стоит также дарить цветы темных цветов.
Цветы (четное количество - траурные
события, нечетная - праздничные, торжественные) надо красиво оформить. На улице дарят
завернутые цветы, в помещении - распакованы.
Если подарок или сувенир вручили
вам, нужно обязательно
распаковать их, цветы -
поставить в вазу, поблагодарить того, кто принес подарок, выразить свое
удовольствие типа: “Я давно мечтал (мечтала) иметь такую замечательную вещь”, “Мне очень
нравится ваш сувенир, спасибо” и т.д.