Раздел 6
Как завоевывать сторонников, или имидж
политика
Все, за что граждане симпатизируют
или не симпатизируют тому или иному политику, составляет его образ, или, как
говорят, имидж. Такой имидж является не только врожденным, но и в определенной степени сформированным,
созданным.
6.1. Политический имидж как социальный
феномен
Довольно часто упрощенно путают
термины “образ” и "имидж”, делая ”имидж” своеобразной калькой от
“оскорбление”. Это ошибочная точка зрения, поскольку между этими социальными
явлениями есть довольно заметная разница. А именно: образ формируется преимущественно естественным
путем, тогда как имидж в значительной степени является искусственным образованием. В политике это
заметно. Врожденные качества и черты образуют естественный образ политика, тогда как
имидж является результатом определенной работы над его созданием, когда к тому же
используются соответствующие технологии, основа которых - наработанные стереотипы.
Политический имидж - объективный образ
субъекта политики, что существует в массовом сознании. Это обобщенное определение
понятие, хотя относительно политического имиджа имеем всего четыре чаще всего
используемые подходы к определению его сущности, а именно:
• антропологический - набор конкретных
качеств, внешних черт, которые ассоциируются с конкретным человеком;
• онтологический - образ личности,
что сформировался и существует в сознании значительного количества людей;
• ценностный - целенаправленно
созданный образ политического лидера за счет осознания разных его качеств;
• этический - образ политика,
созданный за счет его моральных качеств и черт, которые импонируют представителям
электората или не воспринимаются ими.
Существует множество типологізацій
политического имиджа. Так, украинский политолог В. Бебик в современной Украине
выделяет три основных типа политического имиджа [20]:
• “свой парень” - тип политического
лидера, который всеми возможными способами подчеркивает, что он практически ничем не
отличается от обычных граждан (биография, предпочтения, интересы, условия
жизни и т.д.);
• “аристократ” - такой политик
доказывает, что надо попытаться оторваться от обыденности, устроить свою жизнь
комфортнее, что настоящую политику делают лидеры, элита, которая понимает потребности
масс;
• “знаток” - политик, который
пытается объяснить и доказать всем, что именно он лучше всего знает и способен
решить острейшие социальные проблемы.
Поскольку каждый человек является совершенно
неповторимой, своеобразной, то в процессе формирования и представления имиджа конкретного
политика максимально делается все, чтобы оттенить, представить все лучшее, что есть в
него, и наоборот - затенить, а то и скрыть все невыгодное, неудачное,
негативное. Это делается даже с внешностью, что, как известно, является врожденной и изменить
ее можно только искусственными методами и средствами.
Довольно часто политик, политический
лидер не является таким, как кажется, а скорее пытается стать или быть схожим с
образу, который сформировался в массовом сознании, то есть, так сказать, персонифицируется.
Помогают ему в этом специалисты - имиджмейкеры, учитывая то, что в
индивидуальном имидже политика одной из решающих признаков является внешность. Если
она выигрышная, можно спокойно работать над политической программой, другими рычагами
влияния на людей, государство, а когда такой внешности не хватает, то лидер всячески
пытается стать красивее, привлекательнее или же работает над другими качествами
своего портрета.
Граждане прежде всего запоминают
у лидера глаза, взгляд, лицо в целом, прическу, усы, бороду, лысину, улыбку,
одежда и прочее. Но этого еще недостаточно для успеха в политике. В этих внешних
признаков добавляются и такие: добрый, уверенный в себе, человечный, умный,
опытный, сильный, порядочный, решительный и другие положительные или разнообразные
негативные черты и признаки.
Несмотря на важное значение не только
внешности, но и других качеств политика, можно попробовать на основании многочисленных
исследований составить своеобразный портрет идеального политика, в частности в Украине.
Это политик:
• мужского пола,
примерно сорока лет, немного выше среднего роста, хорошо выбритый,
подтянутый, уравновешенный, улыбчивый;
• интеллектуально развит,
образованный;
• честный, ничем заметно не
запятнан;
• добрый, человечный, отзывается на
чужое горе и проблемы;
• преданный народу;
• хороший оратор;
• доступен для общения с
простыми людьми;
• энергичный, трудолюбивый, умеет
достигать своей цели.
Имиджмейкеры советуют политику
соблюдать в общении с электоратом, гражданами нескольких основных
принципов:
1) что делать
перед гражданами в лучшем образе, подобии, чем он есть на самом деле;
2) максимально
скрывать или не демонстрировать на людях те черты и качества, которые характеризуют
его не с лучшей стороны;
3) делать все, чтобы
граждане (электорат) сами дорисовали те его положительные черты, что реально
отсутствуют или слабо выражены.
На внешние характеристики имиджа
прежде всего, стоит обращать внимание самому политику по той причине, что их легко
заметить и оценить, тогда как, скажем, его программные принципы могут по-настоящему
оценить только достаточно информированные и подготовленные люди (избиратели, электорат).