Часть И
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ТЕМА 7 ПОЛИТИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Географическое и политико - географическое положение государства.
Сначала приведем определение географического положения.
Географическое положение (ГП) - это картографическое положение определенного объекта относительно внешней среды, элементы которого оказывают или могут оказывать на него существенное влияние.
При этом географические объекты различаются по видам и масштабу, а геопространственные отношения формируются на микро-, мезо - и макроуровне определенной страны или региона. Географическими объектами могут быть населенные пункты, города, экономические районы, страны, природные территориальные системы и т.д. Мікроположення определяется локальным окружением в месте непосредственного контакта с другими географическими объектами, мезоположення - отношениями в регионе или стране, макроположення - отношениями со значительными участками географической среды или с геосистемою в целом. При этом в иерархии геопространственных отношений существует определенный порог - граница территории суверенного государства. За пределами государства отсчет микро-, мезо - и макроуровня безусловно идет только относительно масштабов всей миросистемы.
Есть различие в значении терминов "географическое положение" и "местоположение". Местоположение указывает на локализацию (location) или принадлежность, оно неизменно, привязано к одним координат. Географическое положение (geographic situation) отражает отношения в системе, оно, при неизменных координат объекта, может модифицироваться в зависимости от изменений ситуации в окружающей среде.
Свойствами ГП являются:
• детерминированность отношений объекта с внешними объектами и системами;
• потенциальность - ГП является одновременно и результатом предыдущего развития объекта (города, государства и т.д.), и фактором его дальнейшего функционирования и развития;
• дистанционность - ГП является тем выгоднее, чем меньше расстояние между объектами, которые взаимодействуют. Причем расстояние может представлять собой не географическую, а виртуальную величину, которая образовалась благодаря наличию густых транспортных коммуникаций, возможностям использования электронной связи и т.д.
Понятие "географическое положение" емкое и комплексное. Поэтому для более глубокого понимания географического материала выделяют несколько его видов, но основной детерминантой остается характер геопространственных отношений. Прежде всего, стоит обратить внимание на то, речь идет об объекте в пределах страны (государства), объектом является сама страна. Далее определяем вид ГП - это естественно -, экологически -, экономико -, социально - политико - географическое положение. При этом анализ ситуации в каждом следующем из названных видов требует учета отношений ГП предыдущих видов. Самой сложной является оценка политико - географического положения, потому что она побрезгует учета данных по меньшей мере в отношении экономико - географического положения (доступность рынков сырья, сбыта, транспортно-географическое положение и т. д.), желательно и природно-географического положения (выход к морю, горные хребты, зоны дискомфортного климата и т.п.), экологического состояния и др.
Политико - географическое положение (ПГП) государства - это "ее картографическое положение относительно политических данностей миросистемы, которые оказывают на нее существенное влияние.
Добавим, что речь идет о влияние не только на ход внутриполитическим процессам, но и на экономику и общественную жизнь государства. Порой употребляется термин геополитическое положение. Мы считаем, что термины "политико - географическое положение" и "геополитическое положение" тождественны.
Так же как и географическое положение, политико - географическое положение может меняться, при этом изменения могут быть и драматические и судьбоносные для страны или территории. Приведем пример.
Венеция. При Средних веков города - республики Венеция и Генуя контролировали торговлю на Средиземном море, потеснив (после крестовых походов) арабских купцов и мореплавателей. В Европе ходовыми были восточные товары (бархатные и газовые ткани, хлопок, фарфор, пряности, духи, самоцветы и т.п.), которые поступали азиатскими торговыми путями ("Шелковым путем") до побережья Черного и Средиземного морей или доставлялись арабскими мореплавателями из Индии в Персидский залив и далее по суше до Восточного Средиземноморья. Венеция благодаря своей ключевой позиции между Западом и Востоком на некоторое время стала первой морской и торговой державой Европы. Но пала Византия под натиском турок-османов, турки захватили Константинополь, оживленные торговые города на путях восточной торговли, в том числе на Черном море Трабзон и Кафу (теперь Судак, Украина), и пала вся связка торговых путей через Центральную Азию. Одновременно от побережья Западной и Северной Европы открылись пути через Атлантику в Америку. Сейчас Венеция - город регионального значения, историко-архитектурная жемчужина, которая остается важным туристическим и экономическим центром, что живет в свете былой славы.
Сингапур. В Средние века Сингапур был рыбацким поселком, стратегическими выгодами морской гавани которого пользовались разве что местные пираты. Но уже по английской колониальной администрации гавань превратилась в транзитный перевалочный пункт всей Дальневосточной Азии. Возник мощный морской порт, создана стратегическая база ВМФ Великобритании, быстро возросла оборонная промышленность, особенно судостроительная и судоремонтная. Получив независимость, город - молодая морская держава - сполна воспользовалось выгодами политико - географического положения, которое неуклонно улучшалось. Сингапур оказался в центре транзитных коммуникаций Азиатско-Тихоокеанского региона, что быстро прогрессировал. Сейчас это узел не только морских, но и воздушных путей, один из ведущих центров мировой торговли, в котором объемы экспорта на треть превышают ВВП государства (в 2001 г. - 122 млрд. $ против 89 млрд. $), размеры ВВП на душу населения домірні с показателями стран Западной Европы. В то же время Сингапур стал одним из ведущих банковско-финансовых центров мира, где размещено более двухсот офисов ТНБ и сотни контор ТНК.
Страны Персидского залива. Возьмем этот пример для демонстрации того, что упущенные выгоды ПГП можно возродить в новых обстоятельствах. Издавна Багдад (главный город Месопотамии, Персидской империи, впоследствии Арабского халифата) и важные порты Персидского залива Басра, Дубае и Хормоз играли важную роль в торговле между Азией и Европой. Когда этот морской путь торговли, который контролировали арабские купцы, пришел в упадок из-за того, что Ближний Восток оказался под пятой Османской империи, основные пути, которыми когда-то ходили парусники Сіндбада-мореходця, стали периферийными. Даже открытие богатейших нефтяных месторождений и проведения Багдадской железной дороги сначала мало изменило ПГП побережья Залива. Только обретения независимости странами региона, а затем борьба за справедливое перераспределение доходов от добычи нефти изменили облик политической карты этой части мира. Сейчас для ландшафтов стран Залива характерны не только нефтепромыслы и нефте-терминалы. Словно миражи в пустыне, появились города современной архитектуры, мощные аэропорты обслуживают трансконтинентальные линии во все части света, потоки туристов наводнили богатые восточные базары и супермаркеты, где есть товары со всей планеты. Регион вновь присоединился к "мирового перекрестка", каким является Ближний и Средний Восток, постепенно перебирая от Восточного Средиземноморья его ключевые позиции.
Составляющие оценки политико - географического положения страны (государства).
Перечень таких составляющих может быть большим и динамически изменяемым.
Физико-географическая составляющая в политико - географическом анализе представляет собой характеристику качества земельных ресурсов и возможностей акватории исключительной экономической зоны, наличия доступа к морю и удобства выхода на мировые морские коммуникации, возможности преодоления горных перевалов и полноводных рек в приграничных районах, в конце концов природно-географических условий организации обороны территории.
Ресурсная и агро-географическая составляющая - это ситуация с доступом к стратегически важных ресурсов: топлива, различных руд, горно-химического сырья, а также лесопромышленных районов за пределами страны. Основную часть продукции агропромышленного комплекса страна обычно производит на своих землях. Но некоторые страны нуждаются и в значительном импорте продовольствия. Поэтому доступ к регионам, которые производят зерно, мясо и другие продукты, тоже важен.
Емкость, удаленность, транспортная доступность рынков сбыта товаров, производимых в стране, - жизненно важный и экономико-географическое и политико - географический фактор. Основная задача изучения этого аспекта экономической и политической географии - поиск гипотетически возможных "ниш" организации сбыта как производственных, так и потребительских товаров, анализ позиций конкурентов, действующих в соответствующих сегментах мирового рынка.
Важными экономическими факторами транспортно-географической (и политической) ситуации на путях к рынкам сырья и рынкам сбыта является пропускная способность, скорость и стоимость транспортировки на сухопутных, водных и воздушных транспортных коридорах. Политические факторы - состояние открытости границ, политическая и криминогенная обстановка на транзитных магистралях. Еще раз подчеркнем весомости фактора приморского положения государства, ведь 4/5 физических объемов внешней торговли осуществляется через Мировой океан.
Процессы глобализации и информационно-технологической революции сделали свой вклад в набор составляющих политико - географического положения. Оно определяется также тем, как размещена страна относительно мировых центров научно-технического прогресса и мировых финансово-банковских центров; как раскинутая сеть управленческих центров и филиалов ТНК; возможности доступа к информационно-технологических сетей планеты.
Так, хоть научно-технический прогресс считается достижением всего человечества, 9/10 зарегистрированных в мире патентов сосредоточено лишь в двух десятках стран Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Там же расположены основные мощности внешнеэкономической инфраструктуры - банковской сети мирового хозяйства, сети офисов ТНК, ведущие международные товарные и фондовые биржи и др.
Главной особенностью современных телекоммуникационных систем "Интернет" и др. является пространственная неограниченность их функционирования. Однако, по подсчетам ученых, в начале XXI в. лишь 1/5 людей живут в "постиндустриальном" обществе, еще 10% - в индустриальном обществе (Украина пока что принадлежит к этой когорте стран), а 70% - все еще в прошлом, имея лишь зачатки промышленности и отсталое сельское хозяйство.
Указанные составляющие в сочетании с другими факторами неодинаковой степени присутствуют на различных иерархических уровнях политико - географического (геополитического) положения стран: глобальном, региональном и соседском.