Часть И
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ТЕМА 6 ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВА
Функции границ.
Границы могут выполнять барьерную, контактную и фильтрующую функции. В зависимости от геополитической ситуации, которая складывается на границе, или преобладает одна из них, или все функции выполняются одновременно. Граница - это и непреодолимый барьер ("граница на замке" времен Советского Союза), и обоюдная зона активного экономического взаимодействия ("Европа регионов" на рубеже XX - XXI вв.), и своеобразный фильтр, который пропускает полезные для национальной экономики коммуникации с внешним миром и задерживает негативные и вредные. Ситуация на государственных границах предопределяется внешней и внутренней политикой государств - партнеров и, с одной стороны, становится активным фактором развития геополитической ситуации в регионе, с другой - оказывает влияние на состояние хозяйства определенной страны, прежде всего ее приграничных районов.
Благодаря выполнению границей указанных функций устанавливается взаимосвязь хозяйства определенной страны с хозяйством миросистемы.
В процессе глобализации мирового хозяйства акцент в функционировании границ смещается от проблем локализации государственной границы (включая его делимитации и демаркации) к проблемам гармонизации его действия как зоны контакта.
В барьерной функции границы выделяются две ситуации.
Ситуация закрытого границы состоит между недружественными государствами или практикуется государством, которое хочет оградить свой народ от внешних воздействий (границы бывшего СССР и стран "соцлагеря" в Европе, нынешние границы Израиля, Китая, КНДР и т.д.). На границе остается необходимый минимум пропускных пунктов, укрепляются естественные рубежи, усиливается обороноспособность стратегически уязвимых участков. Опасения относительно отторжения части территории через территориальные претензии соседнего государства или действия сепаратистских сил еще больше напрягают положение.
В ситуации развития добрососедских отношений границу становится линией мира и сотрудничества, то есть открытым рубежом. Его активно пересекают разнообразные коммуникации, создается свободный доступ для общения этнических групп, которых судьба разбросала по разные стороны линии разграничения. Проводятся совместное освоение территории, строительство ирригационных систем, добыча природных ресурсов, создаются международные транспортные коридоры доступа к морю или транзита по территории сопредельных государств. Сейчас такими являются границы почти всех стран Западной и Центральной Европы, включая Украину, границы стран НАФТА и т.д.
Конечно, даже открытую границу остается барьером, то есть выполняет фильтрующую функцию, и призван защищать национальные интересы государства, особенно хозяйственные. Это задача реализуется объединенными усилиями пограничной и таможенной служб (таможни могут быть расположены как на границе, так и в глубине государства). Границу и таможенный периметр фильтруют потоки людей, товаров, капиталовложений и информации.
Контроль за потоками людей предполагает использование различных типов виз для туристов, чиновников, деловых людей, трудовых мигрантов и т.д. В идеальных случаях могут быть достигнуты двусторонние или многосторонние соглашения о безвизовом режиме пересечения границ. Такой, например, является так называемая Шенгенская соглашение о свободе коммуникаций между странами ЕС, которые ее подписали.
Перевозка товаров через границу регулируются путем установления размеров пошлины на разные группы товаров или применения лицензий и квот. Движение капиталов через границу должен быть прозрачным - при этом перемещение безналичных средств является сферой компетенции международных банковских систем, движении же наличных денег, золота и других ценностей может быть нормирован и подлежит декларированию. Кроме того, необходимы карантинные, экологические и другие ограничения.
При выполнении контактной границей (коммуникационной) функции складывается определенное множество схем приграничного взаимодействия, которую исследовал английский политико - географ Дж. Гауз. Итак, есть такие типы взаимодействия.
Предположим, что А и Б - две соседние государства, а, А1, А2.... и В1, В2 ... - их пограничные районы. В их взаимодействии могут возникать следующие ситуации:
• "А-В" - отношения на уровне государств, регламентированы их правительствами и обусловлены национальными интересами каждой из стран;
• "А-А1, А2 ..." и "В-В1, В2..." - отношения пограничных районов в каждом из государств со своей столицей. Они зависят от места каждого из районов в системе политических и экономических отношений в государстве;
• "А1-В1", "А2-В2" и т. д. - прямые трансграничные связи соседних регионов различных государств. Они продиктованы хозяйственными (этническими и т.д.) интересами местных администраций;
• "А1 - А2 -...", "В1-В2 - ..." - отношения между приграничными районами в пределах каждой страны, обусловленные уровнем их солидарности и внутреннего взаимодействия.
Всесторонний учет множества взаимодействий отвечает национальным интересам государства и влияет на состояние ее национальной безопасности.
Приведем пример взаимодействия субъектов разного уровня. Польша - независимое государство со сложившимися национальными интересами, которые привели ее из "социалистического лагеря" в ЕС и НАТО. Украина - молодое независимое государство, национальные интересы которой формируются, среди них - стратегический выбор ориентации на евроатлантические структуры. В результате все активнее создается поле взаимодействия Украина - Польша. На региональном уровне активизируется трансграничное сотрудничество (Львовщина - Малая Польша, Волынь - Холмщина) в различных формах, логическим организационным воплощением которого стало создание еврорегионов "Буг" и "Карпаты" с приграничными украинскими свободными зонами "Интерпорт Ковель", "Яворов" и "Закарпатья".