УРОК № 21
Тема. Буквы а, у после всегда мягких [ч'], [ш':]; буква и после всегда твёрдых [ж], [ш]. Гласные о, е, ё после шипящих
Цель: ознакомить учащихся с условием выбора орфограмм «Буквы и, у, а после шипящих» и «Буквы о, е, ё после шипящих»; с особенностями произношения гласных после шипящих; развивать навыки применения знаний на практике; воспитывать наблюдательность учащихся.
Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и пишут гласные после шипящих; находят изучаемые орфограммы в словах.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, схема «Чудо-деревья».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
К данному звуковому значению слов подберите графическое.
[жыз'н'], [ч'уда], [ч'ашка], [шып'эт'], [жолтый].
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Распределительный диктант.
Запишите слова в две колонки: 1) с озвончением согласных; 2) с оглушением согласных. Подчеркните орфограмму.
Рекорд, клуб, мороз, ёж, косьба, указка, книжка, молотьба, ногти, ловкость, просьба, дождь.
- Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Запишите звуковое значение слов. В каком слове букв больше, чем звуков. Почему?
Образец: ведро — [в'идро].
Весна, хорошо, сегодня, портфель.
КАРТОЧКА № 2
Запишите звуковое значение подчёркнутых сочетаний.
Образец: тема — [т'э].
Музей, текст, темп, тире, терапевт, термометр, термос.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа со схемой.
См. с. 69.
ЧУДО-ДЕРЕВЬЯ
— Почему эта схема названа «Чудо-деревья»?
— С каким правилом мы знакомимся благодаря этим «деревьям»?
— Каких «деревьев» ещё не хватает в этой «рощице»? (ща, щу, жи.)
- Работа по вариантам.
Подберите слова, нарисуйте дерево по образцу схемы, рассмотренной в предыдущем задании.
I вариант — ща.
II вариант — щу.
III вариант — жи.
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 77.
- Словарный диктант.
Широкий, часы, жизнь, шиповник, жирный, часто, чаща, щука, шины, счастье, шипенье, брошюра, парашют, жюри.
- Слово учителя.
После шипящих под ударением в корне пишется буква ё (произносится [о]), если можно подобрать однокоренное слово с буквой е: жё[о]лтый — желтеть. Если такое слово подобрать нельзя, пишется буква о: крыжовник, обжора, шов, шорох, капюшон.
Запомните также правописание заимствованных слов: шорты, шоссе, шоколад, жокей, шофёр, крюшон и т. д.
- Тренировочные упражнения.
1. Вставьте пропущенные буквы, предварительно подобрав проверочное слово.
Образец: жёлудь — желудёвый.
Ш..пот, ч..рный, ш..лковый, щ..лкнуть, ш..рстка, ш..ссе, щ..лка, ч..рствый.
2. Переведите слова с украинского языка на русский. Сравните написание слов в обоих языках.
Образец: шостий — шестой.
Жонатий, шовк, пшоно, жолудь, щока, жовток, жорстоко, шовковиця.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] § 15, 16.
2. Выполнить упражнения: [1] 160, 165.
3. Выписать из орфографического словаря 10 слов с орфограммой «Буквы и, у, а после шипящих» и 10 слов с орфограммой «Буквы о, е, ё после шипящих».
V. ИТОГ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Какое правило надо знать, чтобы правильно писать гласные о, е, ё после шипящих в корне слова?