УРОК № 20
Тема. Буквы е, и в префиксах пре-, при-
Цель: обучать орфограмме «Буквы е, и в префиксах пре-, при-»; развивать умение учащихся находить в словах изученную орфограмму, пользоваться орфографическим словарем.
Оборудование: учебник, обучающие таблицы, орфографический словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
1) Выполнение у доски морфемного разбора слов из домашнего задания.
2) Проверка индивидуального задания — чтение наизусть стихотворения Б. Окуджавы.
3) Проверка упр. 186.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с таблицами.
1) Ученики определяют общее значение слов с префиксом при-, заполняют таблицу.
Значение префикса при-
Присоединение |
Приближение |
Близость (около чего-нибудь) |
Неполное действие |
|
|
|
|
2) Ученики определяют общее значение слов с префиксом пре-, заполняют таблицу.
Значение префикса пре-
Близость по значению к слову очень |
Близость по значению к префиксу пере- |
(очень добрый)
(очень красивый) |
(перегородить)
(переслідувати — укр.) |
3. Выявление восприятия.
Устно объяснить значение приставок в упр. 191.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Словарный диктант.
Запишите словосочетания, устно объясните выбор префикса при- или пре-.
Прервать разговор, престарелый ученый, прибежать к финишу первым, приблизиться к лесу, преодолеть все трудности, прилечь на десять минут, немного приоткрыть окно, пришить пуговицу к пальто, решил задач много-премного, прибить доску к забору, добрый-предобрый человек, привезти пассажиров на станцию, самолет приземлился, слегка приподнять ножку стола.
2. Творческий диктант.
Запишите словосочетания, заменяя существительные с предлогами именами прилагательными с префиксом при-.
Постройка при усадьбе — приусадебная постройка. Край около моря — ... . Участок при школе — ... . Тростник у берега — ... . Трава у дороги — ... . Киоск у вокзала — ....
3. Выборочный диктант.
Запишите словосочетания. Первый вариант — с префиксами при-, второй — с префиксами пре-.
Неприступные горы, преподаватель математики, преобладает бодрое настроение, беспрестанный дождь, беспредельные просторы, бесприютный ребенок, приглашать к обеду, приглядеться к темноте, приближаться к берегу.
4. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 195.
Цель: сравнить правописание префиксов при- и пре- в украинском и русском языках.
5. Задание учащимся с разъяснениями.
— Записать слова приготовить, прекратить, превращение, пригодиться, привыкать, приказать, примерять.
— Выделить в словах префиксы.
— Легко ли определить значение префиксов в этих словах и выбрать правильное написание?
Вывод: правописание таких слов, в которых значение префикса трудно определить, нужно запомнить. В случае затруднения при написании следует обращаться к орфографическому словарю.
6. Задание на развитие орфографической зоркости.
Запишите предложения парами. Найдите слова с префиксами при-, пре-. Объясните разницу в написании, основываясь на разнице лексического значения слов.
Мы сделали приемник, принимающий звуковые передачи.— М. Горький — преемник русских писателей XIX века.
Поезд прибывает без опоздания.— В настоящее время наш класс пребывает на экскурсии в музее.
Слабые люди предают друзей.— Художник придал портрету большую выразительность.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 19, 20 (с. 96). Упр. 197.