МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
УРОК 21 Что такое почва?
Тема. Что такое почва?
Цель: дать учащимся представление о грунт, его состав; применяя методы исследовательской деятельности, продемонстрировать свойства почвы; развивать обще - учебные умения учащихся; воспитывать уважение к земле.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадку.
• Один льет, второй пьет, третий растет. (Дождь, почва, растение)
- Сегодня на уроке вы узнаете, чем земля отличается от грунта.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Работа по учебнику (с. 48-51)
- Рассмотрите рисунок на с. 48.
- Что вы видите на рисунке?
- Вспомните: какие условия необходимы растениям для жизни? (Воздух, тепло, питательные вещества, свет)
- Рассмотрите рисунок на с. 49 вверху.
- Где на рисунке изображена земля?
- Из чего она состоит?
- Почва - верхний рыхлый слой земли. Именно на нем растут растения. Почва обеспечивает растения питательными веществами, теплом, воздухом и водой.
Работа в группах
- Подумайте: где на рисунке изображен грунт? Какого он цвета?
- Какими условиями почва обеспечивает растения?
- Что входит в состав почвы?
Демонстрация опытов о составе почвы
- Что еще есть в почве? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыты.
- Рассмотрите рисунки на с. 50 вверху.
Опыт 1
Всипимо почву в стакан с водой, збовтаємо и дадим отстояться. Что вы видите? (На дне стакана образовался слой песка и слой глины.)
- Значит, в почве есть песок и глина, есть также камни и перегной.
- Запомните новое слово! Перегной - это перегнившие остатки растений и животных.
Перегной образуется в результате гниения опавших листьев, отмерших растений и животных. В перегное содержатся различные питательные вещества, необходимые растениям.
- Рассмотрите рисунок на с. 50 внизу.
- Что на нем изображено?
- Какого цвета почва?
- Черного окраса почвы оказывает перегной. Чем больше в почве перегноя, тем выше урожай.
Опыт 2
Возьмем почву. Нагреем на спиртовке. Над почвой подержим лупу.
- Что вы заметили? Почему это происходит?
- Какой можно сделать вывод? (В почве содержится вода.)
- Как попадает вода в грунт? (Вода в почву поступает во время выпадения дождя или снега.)
- Для чего нужна вода в почве? (Вода нужна для жизни растений. С водой корни всасывают из почвы необходимые вещества.)
Опыт С
В стакан с водой опустим комочек почвы. Что вы видите? (Из нее выходят пузырьки.)
- Итак, в состав почвы входит воздух.
- Для чего нужен воздух в почве? (Воздух нужен для дыхания корней. Чтобы в почве было больше воздуха, его разрыхляют.)
Работа в парах
- Рассмотрите фото на стр. 51 вверху.
- Какие живые организмы живут в почве?
- В почве живут дождевые черви, личинки насекомых, мыши, кроты, хомяки, суслики.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Продолжение работы по учебнику (с. 51)
Работа с пословицами
- Объясните и запомните пословицы!
• Без перегноя, не будет урожай горой.
• На черной земле белый хлеб родит.
- Подумайте: Земля, земля, грунт...
- Что называет каждое из этих трех слов?
2. Задачи для друга природы
- Сравните, чем отличаются земля и почва. Можно грунт называть землей? Как вы считаете, почему нашу планету назвали Землей?
- Прочитайте поэтические строчки о землю на с. 136.
- Как вы их понимаете?
V. Итог урока
- Что такое почва?
- Что входит в состав почвы?
- Какое значение имеет почва в жизни природы?
- Для каких животных почва является домом?