Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Мой конспект
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1 КЛАСС

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

УРОК 21 Что такое почва?

 

Тема. Что такое почва?

Цель: дать учащимся представление о грунт, его состав; применяя методы исследовательской деятельности, продемонстрировать свойства почвы; развивать обще - учебные умения учащихся; воспитывать уважение к земле.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

- Отгадайте загадку.

• Один льет, второй пьет, третий растет. (Дождь, почва, растение)

- Сегодня на уроке вы узнаете, чем земля отличается от грунта.

III. Восприятие и осознание нового материала

1. Работа по учебнику (с. 48-51)

- Рассмотрите рисунок на с. 48.

- Что вы видите на рисунке?

- Вспомните: какие условия необходимы растениям для жизни? (Воздух, тепло, питательные вещества, свет)

- Рассмотрите рисунок на с. 49 вверху.

- Где на рисунке изображена земля?

- Из чего она состоит?

- Почва - верхний рыхлый слой земли. Именно на нем растут растения. Почва обеспечивает растения питательными веществами, теплом, воздухом и водой.

Работа в группах

- Подумайте: где на рисунке изображен грунт? Какого он цвета?

- Какими условиями почва обеспечивает растения?

- Что входит в состав почвы?

Демонстрация опытов о составе почвы

- Что еще есть в почве? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыты.

- Рассмотрите рисунки на с. 50 вверху.

Опыт 1

Всипимо почву в стакан с водой, збовтаємо и дадим отстояться. Что вы видите? (На дне стакана образовался слой песка и слой глины.)

- Значит, в почве есть песок и глина, есть также камни и перегной.

- Запомните новое слово! Перегной - это перегнившие остатки растений и животных.

Перегной образуется в результате гниения опавших листьев, отмерших растений и животных. В перегное содержатся различные питательные вещества, необходимые растениям.

- Рассмотрите рисунок на с. 50 внизу.

- Что на нем изображено?

- Какого цвета почва?

- Черного окраса почвы оказывает перегной. Чем больше в почве перегноя, тем выше урожай.

Опыт 2

Возьмем почву. Нагреем на спиртовке. Над почвой подержим лупу.

- Что вы заметили? Почему это происходит?

- Какой можно сделать вывод? (В почве содержится вода.)

- Как попадает вода в грунт? (Вода в почву поступает во время выпадения дождя или снега.)

- Для чего нужна вода в почве? (Вода нужна для жизни растений. С водой корни всасывают из почвы необходимые вещества.)

Опыт С

В стакан с водой опустим комочек почвы. Что вы видите? (Из нее выходят пузырьки.)

- Итак, в состав почвы входит воздух.

- Для чего нужен воздух в почве? (Воздух нужен для дыхания корней. Чтобы в почве было больше воздуха, его разрыхляют.)

Работа в парах

- Рассмотрите фото на стр. 51 вверху.

- Какие живые организмы живут в почве?

- В почве живут дождевые черви, личинки насекомых, мыши, кроты, хомяки, суслики.

2. Физкультминутка

IV. Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Продолжение работы по учебнику (с. 51)

Работа с пословицами

- Объясните и запомните пословицы!

• Без перегноя, не будет урожай горой.

• На черной земле белый хлеб родит.

- Подумайте: Земля, земля, грунт...

- Что называет каждое из этих трех слов?

2. Задачи для друга природы

- Сравните, чем отличаются земля и почва. Можно грунт называть землей? Как вы считаете, почему нашу планету назвали Землей?

- Прочитайте поэтические строчки о землю на с. 136.

- Как вы их понимаете?

V. Итог урока

- Что такое почва?

- Что входит в состав почвы?

- Какое значение имеет почва в жизни природы?

- Для каких животных почва является домом?