УРОК 21. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ
Цель: сформировать понятие «работа», «энергия», ознакомить с проявлениями механической работы, многообразием видов энергии; развивать умение определять взаимосвязь между работой и энергией, распознавать виды энергии, объяснять значение энергии; воспитывать аналитическое мышление, внимательность.
Оборудование: шарик на нити, брусок, пружина, наклонная плоскость, учебники, тетради.
Основные понятия: сила, работа, энергия, механическая работа, механическая энергия, электрическая энергия, атомная энергия, тепловая энергия, солнечная энергия.
Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Загадки о механизмах
• Всех на свете обшивает, а что сошьет - не надевает. (Игла)
• Тит на работу вышел - каждый услышал! (Молоток)
• Два конца, два кольца, а посередине гвоздь. (Ножницы)
• Кланяется, кланяется, придет домой - отдыхает. (Топор)
• Чепкий рот на тех сердит, кто зря в доску забит. (Клещи)
• Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Лопата)
2. Вопрос
• Что называется силой и в каких единицах она измеряется?
• Какие виды сил вы знаете? Приведите примеры проявления различных видов сил.
• Какое назначение имеют простые механизмы? Приведите примеры простых механизмов.
• Приведите примеры использования простых механизмов в технике. Приведите примеры «простых механизмов» в живой природе.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Вы, наверное, все видели, как подъемный кран поднимает на высоту большой груз, как бульдозер толкает большие глыбы земли или как каток выравнивает асфальт? Эти мощные машины осуществляют тяжелую работу, для выполнения которой без машин человека понадобилось бы много усилий и времени. Для выполнения работы телу нужна энергия. Работа и энергия - важные понятия, понимание которых поможет вам лучше понять процесс взаимодействия тел, функционирования машин и механизмов.
ИV. Изучение нового материала
1. Работа. Механическая работа
Всегда, когда меняется состояние определенного объекта под действием других тел, употребляют слово «работа». Так, работу выполняет грузчик, который передвигает мешки, кран во время подъема груза, учитель, который изменяет состояние умственных способностей учащихся.
В физике используют понятие «механическая работа». Механическая работа выполняется всегда, когда на тело действует сила, которая его перемещает.
Механическая работа - физическая величина, которая характеризует изменение определенного объекта в результате действия на него других тел. Механическая работа зависит от величины силы, что действует, и пути, на котором действует эта сила. Работа обозначается буквой А и измеряется в джоулях (Дж). Единица измерения названа в честь английского ученого Д. Джоуля.
Демонстрация опыта. Падение шарика
Что происходит? Выполняется работа? (Шарик совершает перемещение под действием силы тяжести. Работу по перемещению шарика выполнила сила притяжения.)
Если шарик находится на поверхности стола, она не осуществляет перемещение, хотя сила притяжения действует. В этом случае работа не выполняется.
2. Энергия. Виды энергии
Много тел в природе находятся в состоянии, когда не выполняется работа, но при определенных обстоятельствах может быть выполнена.
Демонстрация опыта. Шарик подвешенный на нитке. Если перерезать нить, шарик начнет падать и будет выполняться работа.
Энергия - это физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело. Энергия обозначается буквой Е и, как и работа, измеряется в джоулях (Дж).
Виды энергии: механическая, электрическая, солнечная, тепловая, атомная и др. Составление в тетрадях опорной схемы:
3. Преобразование энергии
Демонстрация опыта. Работа электрического фонарика Сборка электрической цепи ліхтарика. простейшая электрическая цепь состоит из источника тока, потребителя электроэнергии (лампочка), выключателя, проводников.
Задача 1. Установите последовательность преобразования энергии во время работы электрического фонарика.
Химическая энергия (гальванический элемент (батарейка) электрическая энергия (проводники) световая энергия (лампочка).
Следовательно, энергия не возникает ни из чего, никуда не исчезает, а превращается из одного вида в другой.
V. Закрепление изученного материала
Задание 2. Продолжите логические цепочки преобразования различных видов энергии.
Движение воды в реке (механическая энергия) - ... - ...
Солнечная энергия - ... - ...
Атомная энергия - ... - ...
Движение ветра (механическая энергия) - ... - ...
Вопрос
• Почему за длительного пробега автомобиля резина колес заметно нагревается?
• Зачем во время строительства гидроэлектростанции строят плотины?
• Преобразование которых видов энергии происходит на тепловых электростанциях? Атомных электростанциях?
• На каком явлении основан принцип работы тепловых двигателей? электрических двигателей?
VИ. Итог урока
VII домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Определить, какие виды энергии вы применяете дома для обеспечения бытовых нужд, источники этих видов и приборы, которые на них работают. Результаты оформить в виде таблицы:
Вид энергии |
Источники энергии |
Приборы |
|
|
|