Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 21

Тема. Вычитание натуральных чисел

 

Цель: ввести понятие и смысл действия вычитания; сформировать навыки вычитания багатоцифрових чисел.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Сумму чисел 19 и 8 уменьшить на 27.

2. От числа 53 отнимите сумму чисел 13 и 17.

3. Какие из приведенных записей записями одного и того же самого числа?

1) 300 + 40 + 5;

2) 3000 + 400 + 5;

3) 3405;

4) 3 · 1000 + 4 · 100 + 5 · 1;

5) 3045;

6) 345.

II. Усвоение знаний

Задача 1. Группа туристов, состоящая из 14 человек, пошла в поход по местам боевой славы. Пять туристов поехали автобусом, а остальные отправились пешком. Сколько туристов отправилось пешком?

@ Анализ решения

Если число туристов, которые путешествовали пешком, неизвестно (обозначим его буквой х), то условие задачи можно записать так: 5 + х = 14.

То есть в задаче надо по известной суммой двух чисел (14) и одним известным слагаемым (5) найти неизвестный слагаемое (х), находим вычитанием:

х = 14 - 5; х = 9.

Следовательно, отнять от числа 14 число 5 - означает, что надо найти такое число х, которое в сумме с числом 5 дает число 14.

Задача 2. На конец И семестра в 5 классе было 18 учеников, что учатся на достаточном уровне. Но за II семестр количество таких учащихся увеличилось, и на конец года таких стало 23 ученика. На сколько увеличилось количество учащихся 5 класса, учатся на достаточном уровне?

Решение

Если искомая количество учащихся неизвестна (обозначим ее буквой х), то условие задачи можно записать так: 18 + х = 23. Итак, снова в задаче находим неизвестное слагаемое (х) известной суммой (23) и вторым известным слагаемым (18). Понятно, что х = 23 - 18; х = 5 и отнять от 23 число 18 означает, что нужно найти такое х, которое в сумме с числом 18 дало число 23.

После этих объяснений даже ученики могут сформулировать определение:

Отнять от числа а число b - значит найти такое число х, которое в сумме с b давало число а:

a - b = x, x + b = а.

При этом а - уменьшающееся; b - вычитаемое; а - b, х - разница.

Замечания. С определение вычитания следует, что правильность вычитание проверяется добавлением (к разности прибавить вычитаемое, чтобы получить уменьшающееся).

Пример

Что значит отнять: 1) от 18 число 9; 2) число 7 от 12?

Как проверить правильность выполнения действия вычитания?

Задача 3

1) На сколько число 62 больше 38?

2) На сколько 49 меньше 81?

Чтобы ответить на вопрос, надо вычесть:

1) 62 - 38 = 24; 2) 81 - 49 = 32

Следовательно, разность а и b показывает, на сколько а больше b, или на сколько b меньше от а.

Задача 4. На которое число надо уменьшить число 24; 38; 1; 0, чтобы получить

1) нуль; 2) эти самые числа

Решения. С свойств сложения известно, что а + 0= а, следовательно, по определению вычитания, 0 = а - а, а = а - 0, то есть:

1) 24 - 24 = 0; 38 - 38 = 0; 1 - 1 = 0; 0 - 0 = 0;

2) 24 - 0 = 24; 38 - 0 = 38; 1 - 0 = 1; 0 - 0 = 0.

Задание 5. Как добавить 795 23 до 7 459? Как найти разность этих чисел?

Следовательно, вычитание выполняется тоже «в столбик». Правильность выполнения можно проверять добавлением:

           

 

III. Закрепления знаний. Формирование умений

Устные упражнения

1. Что значит вычесть:

1) от 48 число 12;

2) от 17 32;

3) от суммы 13 и 5 число 7;

4) от m число n?

2. Назовите компонент действия в каждой равенства. Как проверить правильность вычитания?

12 + 19 = 21; 19 - 12 = 7; 48 - 11 = 38; 45 + 11 = 56.

3. Которое число стоит в конце цепочки вычислений?

 

 

Упражнения для письменного решения

№ 211 (1, 2, 4); 213; 215; 234 (1, 3, 5, 6); 238 (1).

@ Упражнения № 211, 213, 215 - обязательного уровня, предназначенные для формирования умений выполнять вычитание багатоцифрових чисел.

@ Упражнение № 234 можно дать на этом уроке как логическое продолжение темы вычитание багатоцифрових чисел с предыдущим представлением величин за одну единицу измерения.

Например

76 м 39 см - 41 м 24 см = 7639 см - 4124 см = 3515 см = 35 м 15 см

@ Упражнение № 238 (1) предлагается сильным ученикам, которые хорошо усвоили правила вычитания багатоцифрових чисел в начальной школе, а также материал темы «Натуральные числа» в 5 классе.

 

IV. Домашнее задание

п. 8; устно: №№ 209, 210; письменно: №№ 212 (1-3); 214; 218; 235 (1,3).