УРОК 21
Тема. Вычитание натуральных
чисел
Цель: ввести
понятие и смысл действия вычитания; сформировать навыки вычитания багатоцифрових
чисел.
Тип урока:
усвоение новых знаний.
Ход урока
И. Актуализация
опорных знаний
Устные упражнения
1. Сумму чисел 19 и 8 уменьшить на 27.
2. От числа 53 отнимите сумму чисел 13 и 17.
3. Какие из приведенных записей записями одного и
того же самого числа?
1) 300 + 40 + 5;
2) 3000 + 400 +
5;
3) 3405;
4) 3 · 1000 + 4 ·
100 + 5 · 1;
5) 3045;
6) 345.
II. Усвоение знаний
Задача 1. Группа
туристов, состоящая из 14 человек, пошла в поход по местам боевой славы. Пять
туристов поехали автобусом, а остальные отправились пешком. Сколько туристов
отправилось пешком?
@ Анализ решения
Если число
туристов, которые путешествовали пешком, неизвестно (обозначим его буквой х), то условие
задачи можно записать так: 5 + х = 14.
То есть в задаче
надо по известной суммой двух чисел (14) и одним известным слагаемым (5) найти
неизвестный слагаемое (х), находим вычитанием:
х = 14 - 5; х = 9.
Следовательно, отнять от
числа 14 число 5 - означает, что надо найти такое число х, которое в сумме с числом 5
дает число 14.
Задача 2. На конец
И семестра в 5 классе было 18 учеников, что учатся на достаточном уровне. Но за II семестр количество таких учащихся увеличилось, и на конец
года таких стало 23 ученика. На сколько увеличилось количество учащихся 5 класса,
учатся на достаточном уровне?
Решение
Если искомая
количество учащихся неизвестна (обозначим ее буквой х), то условие задачи можно записать
так: 18 + х = 23. Итак, снова в задаче находим неизвестное слагаемое (х)
известной суммой (23) и вторым известным слагаемым (18). Понятно, что х = 23 - 18; х
= 5 и отнять от 23 число 18 означает, что нужно найти такое х, которое в сумме с
числом 18 дало число 23.
После этих объяснений
даже ученики могут сформулировать определение:
Отнять от числа а
число b - значит найти такое число х, которое в сумме с b давало число а:
a - b = x, x + b = а.
При этом а -
уменьшающееся; b - вычитаемое; а - b,
х - разница.
Замечания. С
определение вычитания следует, что правильность вычитание проверяется
добавлением (к разности прибавить вычитаемое, чтобы получить уменьшающееся).
Пример
Что значит отнять:
1) от 18 число 9; 2) число 7 от 12?
Как проверить
правильность выполнения действия вычитания?
Задача 3
1) На сколько число
62 больше 38?
2) На сколько 49
меньше 81?
Чтобы ответить на
вопрос, надо вычесть:
1) 62 - 38 = 24; 2)
81 - 49 = 32
Следовательно, разность а и b показывает, на сколько а больше b, или на сколько b меньше
от а.
Задача 4. На которое
число надо уменьшить число 24; 38; 1; 0, чтобы получить
1) нуль; 2) эти самые
числа
Решения. С
свойств сложения известно, что а + 0= а, следовательно, по определению вычитания, 0 =
а - а, а = а - 0, то есть:
1) 24 - 24 = 0; 38
- 38 = 0; 1 - 1 = 0; 0 - 0 = 0;
2) 24 - 0 = 24; 38
- 0 = 38; 1 - 0 = 1; 0 - 0 = 0.
Задание 5. Как
добавить 795 23 до 7 459? Как найти разность этих чисел?
Следовательно, вычитание
выполняется тоже «в столбик». Правильность выполнения можно проверять
добавлением:
III. Закрепления знаний.
Формирование умений
Устные упражнения
1.
Что
значит вычесть:
1) от 48 число 12;
2) от 17 32;
3) от суммы 13 и 5
число 7;
4) от m число n?
2. Назовите компонент
действия в каждой равенства. Как проверить правильность вычитания?
12 + 19 = 21; 19 -
12 = 7; 48 - 11 = 38; 45 + 11 = 56.
3.
Которое
число стоит в конце цепочки вычислений?
Упражнения для
письменного решения
№ 211 (1, 2, 4);
213; 215; 234 (1, 3, 5, 6); 238 (1).
@ Упражнения № 211, 213, 215 -
обязательного уровня, предназначенные для формирования умений выполнять вычитание
багатоцифрових чисел.
@ Упражнение № 234 можно дать на этом
уроке как логическое продолжение темы вычитание багатоцифрових чисел с предыдущим
представлением величин за одну единицу измерения.
Например
76 м 39 см - 41 м
24 см = 7639 см - 4124 см = 3515 см = 35 м 15 см
@ Упражнение
№ 238 (1) предлагается сильным ученикам, которые хорошо усвоили правила вычитания
багатоцифрових чисел в начальной школе, а также материал темы «Натуральные
числа» в 5 классе.
IV. Домашнее задание
п. 8; устно: №№ 209,
210; письменно: №№ 212 (1-3); 214; 218; 235 (1,3).