Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 24
Тема. НАСЕЛЕНИЯ. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ. ГЛАВНЫЕ ГОСУДАРСТВА. СВЯЗИ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА
Цель: сформировать у учащихся понятие о населения Африки, особенностях его динамики, размещение, этнический состав; раскрыть демографические проблемы африканского континента и определить пути их решения; систематизировать знания учащихся об этапах становления современной политической карты Африки; сформировать у учащихся систему знаний об особенностях государственного устройства и хозяйства стран Африки; закрепить практические навыки учащихся анализировать политическую карту материка и показать связи Украины со странами африканского континента, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками географических знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: политическая и физическая карты Африки, флаги и гербы стран Африки, учебники, атласы, слайды - иллюстрации национальной одежды, пейзажей столиц отдельных стран материка, видеофрагменты.
Опорные и базовые понятия: естественный прирост населения, религиозный, расовый и этнический состав населения, колонизация, административный центр, плотность населения, социальная и экономическая география, географическое положение, природные условия, природные ресурсы, рекреация.
Географическая номенклатура: ЮАР, Египет, Судан, Нигерия, Ливия, Алжир, Мали.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Постановка цели и задач урока (ученики под руководством учителя).
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Интеллектуальная разминка»
• Количество современного населения Земли?
• С помощью каких географических карт можно изучать населения Земли?
• Какую информацию несет политическая карта мира Африки?
• Чем объяснить неравномерность размещения населения на Земле и в Африке?
• Как на развитие африканских стран повлияла колонизация?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Учитель. На предыдущих уроках вы познакомились с природой Африки, на этом уроке мы будем изучать населения и страны материка и выясним связь нашего государства со странами африканского континента.
Но это темы социальной и экономической географии, почему мы обращаемся к ним? Во-первых, потому что человек - это такая же часть природы, как и другие организмы. Во-вторых, потому что человек не только живет в природе, но и меняет ее - как в негативном, так и в позитивном направлении. Наконец, любой опыт не только расширяет наши знания, но и предоставляет возможность многому научиться.
Африканские страны очень различаются по многим особенностям: ГП, природными ресурсами и природными условиями, уровнем экологического развития. За исключением ЮАР, все страны материка являются государствами, развивающиеся страны с низким уровнем развития хозяйства. Очень разными являются также темпы дальнейшего развития каждой страны. Понять масштабы этой разницы нам поможет сегодняшний урок.
Прием «Географическая мозаика»
• Большая группа людей, объединенных общим происхождением и отдельными наследственными признаками (цвет кожи, волос и глаз, форма головы, строение лица и др.)... (Раса)
• Территория, которая охраняется законами государства ради сохранения редких растений, животных, ландшафтов и т.д... (Заповедник)
• Заповедная территория, где разрешается туризм по определенным, строго определенным маршрутам... (Национальный парк)
• Сочетание природных компонентов в определенном порядке и взаимосвязи на отдельной территории... (Природный комплекс)
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Удивлю всех»
Учитель. Слышали ли вы выражение «Африка - родина человечества»? Почему так говорят? Для этого есть серьезные основания. На территории Восточной Африки обнаружены древнейшие орудия труда, изготовленные примерно 2 млн лет назад. Это первое свидетельство существования самого рода Ното - человека. С течением времени люди размножались и расселялись - сначала на территории континента, а затем и за его пределы. Влияние природной среды и миграционные потоки обусловили формирование различных этнических групп и народов.
На современное расселения многочисленных народов Африки существенно повлияло вторжение арабов, что в VII в. завоевали Египет, Алжир и другие регионы. Однако арабы не были первыми азиатами, которые появились на континенте. Еще в V тыс. до н. э. в Африке появились семиты. Они оказали большое влияние на человеческую цивилизацию: как вам известно из курсов истории, финикийцы первыми создали азбуку и научились изготавливать стекло. Позже, во времена колонизации и в новые времена, на африканском континенте появились европейцы. Колонизаторы свысока относились к африканцам, и всегда были люди, которые настаивали на равенстве всех рас и народов. Одним из таких людей был прославленный исследователь, шотландский ученый Давид Ливингстон. Он 30 лет провел среди пустынь, джунглей и болот Африки, исследуя ее природу и отстаивая права жителей «Черного континента». Любовь африканцев к Лівінґстона была такой, что после смерти они набальзамували его тело для отправки к родной стране, но сердце путешественника похоронили в Авриці. Фамилия шотландца увековечено в названиях 32 порогов и водопадов на реке Конго (Заир), административный центр Замбии (город Ливингстон) и этнографического центра музея в столице Замбии - городе Лусака. В XX в. дело Лівінґстона развили такие яркие личности, как Д. Адамсон, Г. Єйм, Бы. Гржимек, Д. Дарелл и много других.
Давайте определим основные особенности, характеризующие современное население Африки.
2. Прием «Географическая лаборатория»
Нарисуйте гистограмму роста количества населения Африки, которое в 1980 г. составляло 469 млн. чел., в 1990 г.- 748 млн. чел.
3. Прием «Шпаргалка»
Задачи. С помощью географических карт определите особенности расселения населения Африки. На контурной карте обозначьте территории с плотностью населения менее 1 чел./км2 и больше 50 чел./км2. Сделайте вывод, сформулируйте закономерности, которые вы обнаружили при выполнении этого задания.
Учитель. Население Африки размещено равномерно. Огромные площади пустынь почти безлюдны. Редко заселена также часть экваториальных и тропических лесов. В то же время одним из наиболее густо заселенных районов Африки является долина Нила - древний очаг активной деятельности человека, а также долина реки Окаванго.
Какие же проблемы связанные с количеством населения и уровнем развития стран Африки? Острейшей проблемой является проблема голода. На континенте производится только 65 % продуктов, необходимых для питания населения. Ситуация усложняется быстрыми темпами роста количества жителей Африки, межгосударственными и этническими конфликтами. Главная причина демографических проблем Африки все же связана с экономической отсталостью стран континента, ухудшением природных условий, что обусловлено нерациональным их использованием. Таким образом, решение проблем африканского континента, прежде всего, заключается в повышении экономического уровня стран, применении достижений научно - технического прогресса, экологических технологий и т.д.
4. Прием «Географическая лаборатория»
Задачи. С помощью политической и физической карт Африки охарактеризуйте особенности географического положения стран Африки.
5. Прием «Географический практикум»
Задачи. Нанесите на контурную карту границы и отметьте столицы государств: Алжир, Египет, Судан, Намибия, ЮАР, Сомали, Кения, Чад, Танзания, Нигерия.
IV. Закрепление изученного материала
1. Прием «Микрофон»
Беседа
• Почему Африку называют «прародиной человечества»?
• Как проходило заселение африканских континентов народами?
• Какие проблемы сейчас надо решить африканским народам?
• Назовите и покажите на карте современные страны Африки, на территории которых в древности существовали могучие государства.
• Назовите и покажите на карте крупнейшие современные страны Африки. Какие из них наиболее экономически развитые?
• Как географическое положение влияет на развитие стран? Свой ответ обоснуйте примерами Египта и ЮАР.
• Чем отличается состав населения анализируемых стран?
2. Прием «Аукцион»
Ученики быстро один за одним показывают на политической карте страну Африки, называют столицу и одним предложением характеризуют отличие этой страны от других стран.
V. Итог урока
Прием «Делаю вывод»
• Население Африки разнообразна и состоит из представителей трех крупнейших рас: экваториальной, европеоидной, монголоидной.
• Современная политическая карта Африки сформировалась в середине XX ст.
• Почти все африканские страны были колониями. Сейчас среди государств континента преобладают развивающиеся страны.
• ЮАР - единственная развитая страна Африки, имеет выгодное географическое положение, разнообразные природные ресурсы природные условия. В развитой экономике ЮАР ведущую роль играют такие отрасли, как горнодобывающая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство.
• Египет - одна из древнейших стран мира, в населении которого преобладают представители европеоидной расы. Страна расположена на перекрестке международных путей. Ведущая отрасль экономики - сельское хозяйство. Главными проблемами страны является нехватка воды и быстрый рост населения.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст в учебнике.
• Написать сочинение «Три дня в Африке».
• Подготовить дополнительный материал по теме «Австралия».
Урок № 25
Тема. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, ОБОБЩЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «АФРИКА»
(форму и методы урока выбирает учитель)