География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 23

Тема. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ. СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Цель: сформировать у учащихся систему знаний о заповедные территории Африки; сформировать представление учащихся о стихийные природные явления и экологические проблемы материка; подвести учащихся к пониманию факторов экологических проблем, продолжить формирование навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности, работы с основными и дополнительными источниками географических знаний, воспитывать уважительное отношение к природе Земли.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: физическая карта Африки; картины растительного и животного мира материка, рисунки африканских пейзажей, учебники, атласы, слайды для мультимедийной доски.

Опорные и базовые понятия: природные комплексы (ПК), зональные, азональные ПК, фауна, саванны, пустыни, природоохранные территории, природный ландшафт, антропогенный ландшафт.

Географическая номенклатура: Серенґеті, Нґоронґоро, Ґемсбок, Кафуе.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Определение основных этапов работы на уроке, постановка учебно-воспитательных задач и цели урока.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Аукцион»

Ученики друг за другом называют географические объекты материка, показывают их на стенной карте и одним предложением характеризующих объект (работа выполняется в быстром темпе).

2. Прием «Блицопрос»

• Почему на территории Африки преобладают зональные ПК?

• Почему ярусность экваториальных лесов имеет такой четкий характер?

• Назовите черты, характеризующие растительный и животный мир саванн.

• Расскажите о приспособленности животных в условиях пустыни.

• Может ли человек изменять границы природных зон?

• Что такое «антропогенный природный комплекс»?

• Какие разновидности природоохранных территорий вам известны?

• Природоохранные мероприятия, которые помогают уменьшить экологические проблемы вам известны?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель. Разнообразная и своеобразная природа Африки. Необозримые просторы материка сочетают густые влажные леса и открытые бескрайние саванны, суровые каменисті и песчаные пустыни и цветущие оазисы. Но деятельность человека быстро и иногда безвозвратно изменяет природные ландшафты, нарушает равновесие ПК. Поэтому перед Африкой стоят неотложные экологические проблемы, ее природа нуждается в охране.

Прием «Проблемный вопрос»

Попробуйте составить прогноз и предложить пути решения экологических проблем Африки (задание написано на доске, предложения выслушиваются в конце урока).

 

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя дополняется рассказами учащихся (опережающее домашнее задание).

Антропогенные природные комплексы (ландшафты) сформировались в природной среде под влиянием хозяйственной деятельности человека. Как именно человеческая деятельность сказалась на природе Африки?

Африканские ландшафты значительно изменены в результате нерационального использования природных условий и ресурсов как во время колонизации, так и в наше время. Например, лесная флора збіднилася вследствие вырубки ценных пород деревьев. Ощутимый вред нанесла ориентация на использование отдельных видов ресурсов: специализация стран на выращивании определенных сельскохозяйственных культур для мирового рынка требует новых земель, для чего изменяются природные комплексы. Сенегал и Гамбия специализируются на выращивании арахиса, Либерия и Нигерия - каучуконосов, Гана и Кот-д'ивуар - хлопчатника.

Большой вред фауне Африки нанесло хищническая охота, в результате чего вымерли такие животные, как голубая антилопа, некоторые подвиды зебр, північноафриканськи слоны, а носороги, гепарды, львы находятся на грани истребления.

Развитые государства мира все интенсивнее пытаются избавиться от экологически опасных производств на своей территории, размещая такие отрасли производства в странах, что развиваются. Бедность молодых государств не позволяет им выделять средства, достаточные для охраны окружающей среды.

Кроме того, для пастбищ и создание полей в Африке издавна используют выжигание растительности во время сухого сезона: после таких пожаров в период дождей быстрее и гуще растут молодые растения. Но в результате выжигания гибнут дикие растения и животные саванны превращаются в пустыни. Так, только за последние полвека площадь Сахары увеличилась на 1 млн. км2 - это равна двойной площади Франции.

Очень вредит саванам также чрезмерного выпаса скота, во время которого домашние животные не только поедают определенные виды растений, но и вытаптывают другие. Таким образом обедняется видовой состав растительности, деградируют почвы.

В наше время в Африке начали интенсивно внедрять современные методы хозяйствования, но негативное воздействие на окружающую среду только незначительно уменьшился. Довольно часто новые предприятия строятся без предварительного научного анализа, через что загрязняются воздух, вода и почва. Угроза новых экологических катастроф обязывает ответственно относиться к природе. Поэтому имеются попытки разработать и внедрить долгосрочные программы развития молодых стран с учетом экологической ситуации.

Одним из главных мероприятий охраны окружающей среды является создание природоохранных территорий - заказников, заповедников, национальных парков и т.д. Самыми известными среди них являются Серенґеті, Нґоронґоро, Ґемсбок, Кафуе.

Создан в 1940 г. сначала как резерват, национальный парк Серенґеті (Танзания) известен во всем мире. На площади 1,3 млн. га охраняют ландшафты саванн. В Серенґеті обитают антилопы гну, газели, зебры, слоны, львы, леопарды, разнообразные птицы. В 1959 г. от Серенґеті было отделено особый резерват Нґоронґоро, площадь которого составляет около 800 тыс. га. Центром его является гигантский кратер одноименного вулкана, на внешних склонах которого растет густой тропический лес. На лугах внутри кратера пасутся многочисленные стада буйволов, антилоп, зебр, есть носороги и слоны.

На территории национального парка Серенґеті действуют научно-исследовательский институт и мемориальная лаборатория имени М. Гржимека, который трагически погиб во время исследовательского полета. Михаэль был сыном Бернґарда Гржимека, немецкого естествоиспытателя и всемирно известного защитника живой природы. В том, что на территории Африки были созданы заповедные территории, которые со временем не прекратили своего существования, есть большая заслуга Б. Гржимека.

Во время работы учащиеся подготовили сообщения о национальные парки, заповедники, нарисовали рисунки, могут дополнять учителя.

 

V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Микрофон»

• Какие природные зоне наиболее изменены человеком? Почему?

• Назовите самые известные заповедники и национальные парки Африки.

• Какие виды животных охраняются на заповедных территориях материка?

• Почему заповедные территории Африки является природным богатством всего мира?

• Почему большинство национальных парков Африки расположены в восточной части материка?

• Какие изменения в природе Африки вызвала хозяйственная деятельность человека?

2. Прием «Удивлю всех»

Ученики кратко рассказывают интересные сведения о природе материка (опережающее домашнее задание).

 

VI. Итог урока

Прием «Делаю вывод»

Заключительное слово учеников, направляется и корректируется учителем.

• Африканские ландшафты претерпели значительного изменения вследствие хозяйственной деятельности человека начиная с колониального периода.

• Антропогенное влияние сказалось на всех компонентах природы: от атмосферы и гидросферы, из-за почвы - до растительного и животного мира.

• Природоохранные территории Африки является богатством всего мира.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст в учебнике.

• Нанести на контурную карту и подписать природоохранные территории Африки.

• Подготовить статистический материал о странах Африки (площадь, численность населения страны и ее столицы).