Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ЭСТЕТИКА: РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
1. Предмет эстетики: роль, место в системе философских знаний

Эстетика - слово греческое (aistheticos) - то, что имеет чувственность, восприимчивость. Понятие осмысления вошло в науку в середине XVIII в. Впервые применен немецким философом Анри Баумгартеном для определения нового раздела философии. Эстетика - отрасль знаний, изучающая эмоционально-чувственное восприятие действительности, деятельность, в основе которой лежит представление о красоте и ее результаты, в частности, искусство, изучает самые общие законы развития искусства и многообразия эстетического отношения человека к миру (природы, общества, человека и его деятельности во всех жизненных сферах: профессионально-производственной, научно-познавательной, общественно-политической, семейно-бытовой, досуге). Эстетика, эстетическое как главное ее понятие, анализирует общие характеристики качества, присущие разным эстетическим объектам действительности.

С эстетическими свойствами явлений, процессов, предметов человек встречается повседневно. Это и архитектурные сооружения, и технические объекты, и ландшафтно-парковые зоны, и интерьеры помещений, и наряды индивида, и произведения искусства, созданные трудом человека, и гуманные поступки человека и др. Философ Александр Баумгартен назвал раздел «Теория чувственного восприятия» кратко «Эстетика». Постепенно понятие эстетика твердо укоренилась в философской терминологии. Эстетическое восприятие не только с практически-утилитарных позиций, но и вызывает эстетические чувства, переживания, наслаждение, то есть эстетическое взаимодействие предметов, явлений действительности. Эстетическая взаимодействие с окружающим миром определяет потребность и способность личности восхищаться необычностью и красотой явления, процесса, предмета и средствами, методами, их изменения, результатами творчества, испытывать эстетическое наслаждение от самого процесса деятельности. Эстетика нужна не только художнику, художественной интеллигенции, как основы мировоззрения для творческой деятельности, необходима любому специалисту. Изучение эстетики формирует эстетическое сознание будущего специалиста и развивает воображение, фантазию, художественно-образное мышление, потребность воспринимать красоту и получать от нее наслаждение, желание овладеть, ценить и понимать искусство, красиво себя вести и т.д.

Овладение эстетикой, знанием даст возможность овладеть комплексом знаний и умений. В частности: понимать логико - философскую структуру эстетического знания как области знаний общегуманитарного цикла и эстетическое значение сугубо профессиональных факторов; уметь объяснить явления эстетических ценностей и их роль в человеческой деятельности; уверенно оперировать эстетическими категориями и понятиями на основе знания форм и типов культур, эстетической наследия мыслителей мира, современных эстетических представлений; быть способным в случае профессиональной необходимости компетентного диалога с экспертами - искусствоведами; усвоить правила и овладеть эстетикой поведения.

Эстетику уже с XVIII в. стали считать наукой, которая изучает философию прекрасного, или философию искусства.

Предметом эстетики является чувственное познание окружающей реальности природы, общества, человека и его деятельности во всех жизненных сферах. С эстетическими свойствами явлений и предметов сталкиваемся, когда рассматриваем цветущие сады, архитектурные сооружения современности или седой древности, технические объекты, созданные трудом человека, когда гордимся високогуманними поступками людей, высокохудожественными произведениями искусства. Люди, чувствительные к красоте, имеют эстетическое чутье. Эстетические чувства, переживания, эстетическое наслаждение выступают как проявления эстетического отношения к предметам или явлениям действительности. Разнообразное эстетическое отношение человека, социальной общности, общества в действительности, обобщаются понятием эстетическое. Природу эстетического изучает наука эстетика.

Исследование эстетического предполагает анализ общих характеристик, которые присущи определенным эстетическим объектам действительности (прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др.), кроме того, природа порождения таких явлений в сознании человека (в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, теориях и взглядах), а также природа эстетических ценностей. Эстетика исследует общие закономерности развития искусства, проявляющиеся в различных его видах, изучает и собственно процесс художественного творчества, ее субъект и объект и средства художественного творчества, процесс художественного восприятия искусства и др., потому что искусство существует только в социально-коммуникативной системе: художник - искусство - созерцатель, или художественное творчество - искусство - художественное восприятие. Все эти проявления воплощаются в категории художественное.

Понятие художественное касается искусства: деятельности художника, восприятие искусства, оценки произведений искусства и др. Но на самом деле есть такие эстетические явления, процессы, ценности, которые не имеют художественной признаки, например, эстетические явления в природе, эстетические черты в поведении, быту, в утилитарных формах человеческой деятельности. Художественное следует рассматривать как «прилагательное от существительного» искусство. Художественная потребность - это потребность в искусстве, художественная оценка - это оценка искусства; художественное творчество - это создание искусства, художественное восприятие - это восприятие искусства и т.д. Иначе говоря, художественное выступает как вид эстетического, что является родовым понятием; художественная деятельность - вид эстетической деятельности, художественное творчество - вид эстетического творчества.

Категория эстетического характеризует всю широту и разнообразие сферы прекрасного и безобразного, трагического и комического, низменного и возвышенного и их модификации в природной и социальной среде, в искусстве и в утилитарных видах деятельности и вообще в других сферах бытия. Не существует художественных явлений (музыкальное, литературное, изобразительное и прочее), которые бы не имели эстетической природы и не были бы прекрасными или уродливыми, положительно-эстетическими или негативно-эстетическими и т.д., но есть такие эстетические явления, которые не имеют художественной природы (красота флоры и фауны, физическая внешность человека, неорганические предметы и др.). Эстетика изучает ценностное отношение человека к явлениям бытия, которое может быть: прекрасным, уродливым, сатирическим, юмористическим, трагическим, комическим, возвышенным. Эстетика исследует закономерности эстетической деятельности общества, закономерности эстетического восприятия человеком действительности и т.д. Анализ эстетической деятельности позволяет понять, как человек создает прекрасное в жизни, как именно она воспринимает, осознает его. Иначе говоря, эстетика рассматривает субъекты творчества и восприятия (художник, публика, импровизатор, исполнитель, критик), объекты творчества, средства, процессы и результаты эстетического творчества и восприятия. Все это и составляет предмет эстетики.

Эстетика - отрасль философских знаний, родилась в недрах философии, вышла из нее и сохранила прочные связи с ней. Если философия раскрывает наиболее общие законы природы, общественного развития и мышления, то эстетика изучает самые общие законы развития искусства и многообразия эстетического отношения человека к миру. Став самостоятельной наукой (со второй половины XVIII ст.), эстетика использует основную методологию философии, применяет все ее категории; заимствует понятия: бытие, сознание, деятельность, содержание, форма, сущность и явление, причина и следствие; использует философские законы и прочее. Эстетика сочетается со всеми гуманитарными науками, в частности с этикой. Моральный аспект является составной эстетических отношений. Взаимодействие между людьми - это основа каждого художественного произведения (свои правила поведения в героев Уильяма Шекспира, Федора Достоевского, Альбера Камю, Франка Кафки, Ивана Франко, Олеся Гончара и др.). Эстетика связана также и с психологией. Эстетическое восприятие действительности имеет чувственно-эмоциональный характер, а эмоции и чувства изучаются психологией. Эстетика тесно взаимодействует с историей, педагогикой, социологией, логикой, культурологией, с экономическими, естественными и техническими науками, поскольку эстетическое присутствует в разнообразной действительности.

Эстетика - теория искусства, выступает методологии искусствоведческих наук: истории искусства, теории искусства, художественной критики. В отличие от других предметов, что их создает человек, в которых красота может быть явной, а может быть и отсутствующим, в произведениях искусства должно быть обязательным, потому что произведения искусства - это всегда эстетические ценности. Если фильм или рисунок не приносят эстетического наслаждения, то не считаются художественными творениями. Искусство как плод художественного творчества является предметом исследования эстетической науки. Но эстетика в таком случае сразу встречается с тем, что каждым видом искусства - литературой, музыкой, театром и др. - занимается специальная наука: литературоведение, музыковедение, театроведение. Каждая искусствоведческая наука исследует тот или иной вид искусства, характерные черты и качества. Но существуют такие законы искусства, которые являются общими для всех видов искусства, объединяют различные области художественного творчества. Эти законы и становятся предметом познания науки эстетики, оказывается специфичность законов, в различных видах искусства. Итак, эстетика не просто наука о искусство, а наука, исследующая общие законы развития искусства, это наука об эстетическом в действительности, о сущности и законах эстетического сознания, познания и эстетическую деятельность человека.