Основы философских знаний
Раздел пятый ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОРАЛИ
2. Нравственная культура личности
Нравственная культура общения.
Наиболее полно нравственная культура личности проявляется и реализуется в культуре общения. Общение наряду с трудом и познанием являются проявлениями человеческой деятельности, называется коммуникативной деятельностью. Общение является особой формой человеческого взаимодействия и межличностных отношений. Без общения люди не могут обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, влиять друг на друга. Общение является обязательным условием формирования интеллекта, эмоциональной сферы, воли человека. Развитие индивидуального сознания, основных психических свойств, способностей и личных качеств, форм поведения и деятельности осуществляется в процессе общения (взаимодействия) с другими людьми. Следовательно, без общения не может быть полноценного развития человека как субъекта деятельности и общественных отношений, является важной потребностью человека и вообще человеческого существования.
Отсутствие общения людей воспринимается как тяжелая, невосполнимая потеря, что может привести к расстройству психических функций. Тогда как общение может выступать и высшей ценностью, когда ценность общения помогает человеку самоопределиться, самовыразиться, самореализоваться, самоутвердиться, взаємозбагатитись. Гуманистическая этика ориентирует на процесс общения, в котором осуществляется отношение к человеку как высшей ценности, уважение ее чести и достоинства. Эта ценностная установка является трансформацией известного кантівського категорического императива: всегда относиться к человеку, как к цели, а не как средства. По своей природе общения является социально-психологическим явлением.
Цель общения - планирование и координация совместной деятельности индивидов, социальных общностей, общества, то есть обслуживает другие виды деятельности - коммуникативные (материальную, политическую, духовную и т.д.). Цель общения может находиться за пределами самого общения, то есть общение осуществляется ради получения или передачи материальных благ (предметов, услуг), информации; обеспечение взаимодействия при выполнении общей работы, изменения настроения собеседника или собственного; помощи другому и т.д. Процесс общения обеспечивается определенными средствами речь (слово), взгляд, жест, поза, мода, послания и т.п., т.е. вербальными и невербальными средствами. В зависимости от глубины взаимодействия выделяют этикетная (формальный уровень ролевого взаимодействия), безличностное или функциональный, а также деловой (связанный с выполнением социальных ролей или социальных функций, например члены трудового, учебного коллектива и т.д.), общительный (коллеги), дружеский, интимный типы общения, или личные формы (межличностные), а также общение с самим собой. Независимо от типа общения может быть моральным или аморальным в зависимости от субъективных установок, интересов, ценностей (мотивов), субъектов общения. Поскольку участниками общения есть индивиды, которые имеют индивидуальные особенности восприятия окружающего мира и живут в своем пространстве и времени, в своем кругу предметов, людей, явлений, то могут возникать противоречия в общениях и даже острые, особенно по разнице в уровне культуры, образования, воспитания и т.д.
На смену одним противоречиям приходят другие и требуют их своевременного решения. Основным в реализации противоречий общения является нравственная культура личности, ее нравственная активность, соблюдение моральных принципов общения: равенство, доброжелательность, доверие, уважение, терпимость, любовь и сострадание, альтруизм, тактичность, деликатность, умение выслушать. Безнравственное общение базируется на эгоизме, корысти, мести, неуважении и т.д. Нравственная культура общения является разновидностью человеческой деятельности, при которой соціоморальна активность направлена на реализацию коммуникативных противоречий, чтобы победа оставалась за принципами гуманизма и социальной справедливости. Нравственная культура общения предполагает знание культурных моделей поведения (общих образцов, этикетных предписаний, стратегий) и умение их адекватно применять в каждой конкретной ситуации общения, а при необходимости находить новые.
Нравственное общение всегда рассматривается как творческий акт. Здесь важны умение координировать свое поведение с поведением партнера на уровне психофизиологической взаимодействия (учет громкости (тембра) голоса, скорости реакций и т.д.), интеллектуальных операций (тезаурус, сообразительность и т.д.), предоставлять обратную связь не вызывая защитных реакций, обеспечивать психологическую поддержку, осуществлять самопрезентацию. Итак, нравственная культура общения требует знания и владения культурными инструментами общения, нравственными нормами поведения, которые приняты в социокультурной среде, развитые коммуникативные способности, высокую нравственную культуру личности.