РАЗДЕЛ 8 ВИДА ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА
8.4. МЕТРОПОЛИТЕН
Основные направления строительства метрополитенов в Украине
В крупнейших городах Украины-Киеве, Днепропетровске, Харькове, Донецке
продолжается строительство метрополитенов. В Киеве на период до 2010 года
планируется строительство четвертой линии. В ближайшие годы появятся станции -
«Демеевская», «Голосеевская», «Васильковская», «Выставочный центр», «Тарас
Шевченко», «Глубочицкая» и др. До 2010 года будет построено 15 новых станций.
Был проект строительства и пятой, Приднепровской, линии, которую планировалось
проложить с жилого массива Троещина вдоль Днепра на Позняки (станция
«Позняки» даже готовили как пересадочную). Этот план не будет осуществлен. В
городской администрации решили строить скоростной трамвай, он значительно дешевле
за метрополитен.
В Харьковском метрополитене будет введен вновь построенные участки протяженностью
6,7 км с четырьмя новыми станциями. Кроме того, в 2009 году будет введено
электродепо Алексеевской линии.
В Днепропетровском метро продолжится строительство первой очереди - участка от
станции «Вокзальная» до станции «Центральная» (ввод в эксплуатацию в 2010
году), будут выполнены проектные работы по второй очереди метро. Всего по этому
метро будет введено в действие 2,4 км участков с двумя станциями. Следует заметить, что
строительство в Днепропетровске особенно длительное-за того, что проходка
тоннелей проходит полностью в скальных породах.
В Донецке будет введен в действие первый пусковой комплекс первой очереди из 6 станций
и одного электродепо (от станции «Пролетарская» до ст. «Политехнический
институт», протяженность 10,3 км).
Киевский метрополитен - особый. Сегодня он имеет 3 действующие линии,
эксплуатационная длина которых около 60 км. К услугам пассажиров - 44 станции, с
тремя подземными пересадочными узлами в центре города.
Линии метрополитена пересекают все 10 районов города. Первая линия,
Святошинско-Броварская, история которой начинается с 6 ноября 1960 года, имеет
длину 22,8 км (из которых 6,7 км - наземный участок) и 18 станций. Наземная
участок имеет 2 мостовых перехода - через ручку Днепр и Русановский пролив и
2 путепровода. Вторая линия, Куреневско-Красноармейская, первый участок которой
была введена в эксплуатацию 16 декабря 1976 года, имеет протяженность 13,2 км и 12
станций. Третья линия Сырецко-Печерская, первый участок которой был введен в
эксплуатацию 31 декабря 1989 года, имеет длину 22,5 км и 14 станций.
Такая схема линий метрополитена в значительной степени удовлетворяет потребность населения и
гостей города в перевозках к местам работы, общественных и культурных центров,
способствует соединению жилых и промышленных районов с центром города. Все действующие
станции Киевского метро разные по характеру конструкций, архитектурным и
художественным оформлением. Каждая станция имеет свой индивидуальный вид, красота
наземных сооружений органично вписывается в кварталы и улицы города, а
нарядность
подземных
вестибюлей является ярким примером слияния инженерного мастерства и художественной
мысли.
Киевский метрополитен - это многоотраслевое предприятие, современный сложный
инженерный комплекс. В его составе функционируют 11 эксплуатационных служб, три
электродепо («Дарница», «Оболонь» и «Красный хутор»), вагоноремонтный завод.
Все три линии метрополитена оборудованы устройствами автоматики и телемеханики
движения поездов. Вождение поездов осуществляется одним машинистом. Основным средством
обеспечение безопасности движения поездов метрополитена является система автоматического
регулировка скорости (АРШ). Общий парк депо составляет 617 вагонов,
Электродепо являются основными производственными подразделениями службы подвижного состава и
предназначены для проведения текущих ремонтов, технического обслуживания вагонов
и обеспечения эксплуатации поездов на линиях. Пассажиров метрополитена
обслуживают 113 эскалаторов, действующих на 23 станциях. Линии метрополитена
оборудованы системами вентиляции, отопления, водоснабжения, водоотведения. На
линиях метрополитена действуют автоматизированные системы управления технологическими
процессами эскалаторов, электроснабжением, движением поездов и сантехникой.
Ни один элемент сложного многогранного хозяйства метрополитена не может
работать без электрической энергии. Энергетическая система метрополитена включает
развитую кабельную сеть, 38 тягово-понизительных подстанций, 2 тяговые
подстанции, 14 трансформаторных подстанций. Управление ими осуществляется с
автоматизированных диспетчерских пунктов.
Бесперебойность и четкость работы сложной техники в целом, зависит от
многотысячного коллектива работников, которые обслуживают технику. Управление
и контроль за движением поездов на линиях, работой эскалаторов и сантехники,
системой электроснабжения осуществляется с автоматизированных диспетчерских
пунктов.
Станции оборудованы системой управления с применением устройств телевидения: с
пульта оператора осуществляется контроль всех процессов обслуживания пассажиров.
Святошимсько-Броварская
В августе 1949 года управлением «Киевметрострой» начато строительство
метрополитена в г. Киеве. Первый участок Святошинско-Броварской линии длиной
5,2 км от ст. «Вокзальная» до ст. «Днепр» вошла в строй 6 ноября 1960 г.
Тогда вагоны обслуживались во временном депо «Днепр», а сама станция имела
весьма необычную конструкцию. В 1963 году сдана в эксплуатацию участок в
западном направлении с двумя станциями протяженностью 3,4 км, при строительстве тоннеля
начали применять бетонные тюбинги. С 1965 года метро пролегло над Днепром
двухъярусным Метромостом до левого берега и получило электродепо «Дарница». С 1
июня 1970 года увеличено количество вагонов электропоездов. Вместо
тривагонних на линию вышли четырехвагонные поезда. С 1972 года курсируют
п'ятивагонні поезда. В 1987 году между ст. «Университет» и ст. «Крещатик»
построена ст. «Ленинская», сейчас «Театральная», специально как пересадочная на
Сырецко-Печерскую линию. С осени 2000 года началось строительство
трехкилометровой участка Святошинско-Броварской линии в западном направлении.
Ныне действующая линия с 18 станциями обслуживается 260-ю вагонами, проходит с
запада на восток пересекая р. Днепр и Русановский пролив по мостам. Длина
линии составляет 23 км, время проезда-38,5 мин.
Куреневско-Красноармейская
В 1971 г. началось строительство первого участка линии. В декабре 1976 г. введена в
действие участок Куреневско-Красноармейской линии протяженностью 2,3 км от ст. «Площадь
Октябрьской революции» (сейчас «Майдан независимости») до ст. «Красная площадь»
(сейчас «Контрактовая площадь»). В течение 6-ти лет была полностью построена
участок в северном направлении, которая связала жилой массив Оболонь с центром
города, также было сдано в эксплуатацию электродепо «Оболонь».
Действующая линия с 12-ю станциями обслуживается 187-ю вагонами, проходит с
севера на юг, имеет длину 13 км, время проезда 22,5 мин.
Сырецко-Печерская
В 1981 году начато строительство третьей линии Киевского метрополитена. 31
декабря 1989 года введена в действие первый участок Сырецко-Печерской линии
метрополитена протяженностью 2,1 км от ст. «Золотые ворота» дост. «Мечникова» (сейчас
«Кловская»). Строительство юго-восточного участка, которая пересекает р. Днепр
Южным мостом, завершено в 1994 году. Станция «Печорская», что строилась с
1989 года, открыта для пассажиров лишь в 1997 году. В 1996 году запущена первая
участок северо-западного направления с двумя станциями, одна из которых до этого
времени не эксплуатируется и находится в напівзаконсервованому состоянии через
отсутствие эскалаторного тоннеля. ЗО марта 2000 года введена в действие 40-а
станция Киевского метрополитена «Дорогожичи». Длина действующей участка с 12-ю
станциями -19 км, она обслуживается 122 вагонами, время проезда - 28 мин.
Подольско-Воскресенская
2005 год можно считать годом начала строительства линии. Строятся станции на
Подольском мостовом переходе.