Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
МОРФОЛОГИЯ

Дієприслівник

Задачи и упражнения для самоконтроля

1. Образуйте от представленных глаголов причастия и деепричастия. Запишите их и объясните написание.

Например: превращать - преобразующий, превращен, превращая, превратив.

Выполнять, проверять, ломать, захватывать, сообщать.

2. Образуйте от представленных глаголов деепричастия. Запишите по образцу и объясните их написание:

1. Идут - уходя, летят - летя.

Видят, производят, ходят, знают, узнают, копают, прячут, ловят, садятся, имеют.

2. Спросил - спросив.

Сделал, позвал, написал, услышал, собрал, пришел, ходил, пригласил, отправил, похвалил.

3. Выпишите деепричастия, определите их время и вид. Объясните созидания деепричастий.

1. Бывали месяцы, когда я ни одного дня не пропускала, не выйдя на какой-то шпиль горы, не открыв какого-то нового волшебного закоулка между скалами, не вспугнув какого хищника среди густых елей и не покупавши босых ног в розпіне-ном потоке (А. Кобылянская). 2. Ночь, тихая, теплая, стояла над землей, сверкая звездами, млея в своей роскоши (Панас Мирный). 3. Глядя на людей, улыбался мой отец, большой добрый человек (О. Довженко). 4. Рим победил Грецию милитарно, но она его покорила культурой, продолжив себя в античном інваріанті и подарив ему историческое бессмертие (Л. Костенко). 5. Хома какую-то минуту сидел задумчивый, лишь оглядывая ровную дорогу (А. Гончар).

4. Образуйте от приведенных глаголов деепричастия несовершенного вида настоящего времени.

С дієприслівником, образованным от выделенного глагола, составьте два предложения так, чтобы в одном из них дієприслівник был обычным обстоятельством, а в другом - входил в дієприслівникового оборота.

Неметь, стоять, смеяться, читать, видеть.

5. Образуйте от приведенных глаголов деепричастия совершенного вида прошедшего времени. Использовав дієприслівник, образованный от выделенного глаголы, составьте два предложения так, чтобы в одном из них дієприслівниковий оборот был в начале предложения, а в другом - в середине.

Спросить, выйти, подойти, поднять, обсудить, посмеяться.

6. Сохраняя содержание представленных ниже предложений перестройте их так, чтобы не было деепричастий. Обратите внимание на то, какими формами можно их заменить, как изменятся структура предложения и способ выражения мысли.

1. Водяные мельницы, попритулювавшись до высокого камни, поховавшись под зелеными ивами, крутят день и ночь черными колесами (И. Нечуй-Левицкий). 2. Студенты молча стоят, любуясь из звездного неба, вдыхая ароматы облитої дождем земли (Ю. Яновский). 3. Кристина, услышав истошный голос, подошла к двери (Панас Мирный). 4. Романко зареготався, услышав желание Семенова учиться, но, немного подумав, согласился (Г. Коцюбинский).

7. Спишите, заменяя взятые в скобки глаголы дієприслівниками. Поставьте, где нужно, запятые.

1. Андрюша село оббежит, вернется красный (смеяться, дурачиться). 2. А Вася будет хоть ціленьку ночь ту длинную со мной сидеть, меня (слушать) и мне в глаза пильненько (смотреть). 3. Было как месяц в окошко засветит, Вася смотрит, глаз не (сводит) (3 произведений Марка Вовчка). 4. Время Остап останавливался (прислушиваться, присматриваться) (м. Коцюбинский).

8. Прочитайте текст, подчеркните причастия как члены предложения. Сделайте вывод относительно значение деепричастий и их синтаксической роли в предложении.

Часто он (тренер) сидел не на той, хорошо известном, вичовганій тренерской скамейке, а в стороне, на срубленном пеньке давно поваленного тополя и, щуря старческие глаза, смотрел на вечерний выезд молодых лошадей, которые только этим летом узнали, что такое хомут, и после долгой неповиновения примирились с упряжкой.

Молодняк учили ездить веселым тротом, свободной рысью, мчаться наперегонки, слушаться каждого движению уздечки.

Старый тренер сидел в тени и наблюдал, как проносились мимо него лошаки, играя копытами, оставляли по себе приглушенный топот и легонько дымка просвеченной солнцем розовой пыли.

Молодые рысаки принимали фальстарт, броски с места, сворачивали на другую сторону дорожки, что бежала ген там под осокорями .проносились за какую-то минуту по кругу и, выйдя на прямую, снова спешили к нему, неся на своих молодых гривах и ветер, и радость, и горячий шал. Пролетали пара за парой, наперегонки, как будто играя, подняв кверху красивые окасті головы, торжествуя от того, что узнают счастья бега (І.Цюпа).

9. От поданных слов образуйте возможные формы деепричастий, объясните их творения, ехать, проехать, отвезти, привезти, ломать, ходить, оставлять, изучать, лететь, растить, хотеть, лить, вылить, выезжать, мяты, махать, махнуть, синеть, посинити, объявлять, объявить, забивать, забить, расстилать, расстелить, сесть, сидеть, садиться, колоть, заплести.

10. Спишите, выделяя деепричастные обороты запятыми. Определите устно вид каждого дієприслівника.

1. Самолет пошел на снижение и вскоре слегка подпрыгивая побежал на лыжах и остановился (О. Дон-ченко). 2. Узкая тропа подбежала к кручи и повилась дальше над крутым берегом рекой то карабкаясь на голые холмы то прячась в низинах (А. Донченко). 3. Лошади услышав волю рванули с места, вытянулись и стрелой помчались наперегонки згинувши вскоре в густой пыли (Г. Коцюбинский). 4. Атакуя врага бойцы еще долго слышали призывные звуки боевого сигнала. 5. Только пашня в степи сохранив цвет черный его перелива в золото колосьев (А Малышко). 6. Роман хотел вырваться, но капитан крепко встряхнув его поставил на место (В. Собко). 7. Еще минуту люди стояли тихо, словно не веря в разочарование словно чего-то еще надеясь (Г. Коцюбинский). 8. Светит река гуляя поймами исчезая в маревах небосвода (О. Гончар).

11. Найдите обстоятельства, выраженные дієприслівниками и дієприслівниковими оборотами, объясните знаки препинания при них или их отсутствие.

1. Так сплелись жизнь и песня, переливаясь в одно (Б.-И. Антоныч). 2. Солнце, вволю накупавшись в облаках и голубых прорубях, встряхнуло на снега венец лучи, бросило на небосвод сиреневые краски и легко впаялось в промерзший край земли (М. Стельмах). С. Натрудившися в апреле, перецвівши в меня, идут деревья передлітні в наводнение кроткую свою (Г. Рыльский). 4. Пловцы мчались к берегу, захлебываясь водой, пробиваясь сквозь лед (Ю. Яновский). 5. Девушка, встрепенувшись, подняла голову (О. Гончар). 6. Дарья как резала ножом хлеб, прижав к груди, так и держит ее узнав о (Гр. Тютюнник). 7. Смутившись, я становлюсь на порог (Г. Стельмах). 8. Радовались люди вставая (Т. Шевченко). 9. За окном рассыпаясь катящаяся заря (Г. Стельмах).

12. Измените выделенные части предложения так, чтобы вместо глагола стоял дієприслівник. Объясните написание не с дієприслівниками.

Образец. Если ты не знаешь броду, то не суйся в воду. - Не зная броду, не суйся в воду.

1. Незнакомец прошел мимо, не заметил нас. 2. Все, что можно, сделай сегодня, не откладывай на завтра. 3. Сделай дело, гуляй смело. 4. Приучайся ходить ровно, не горбся и не засовуй руки в карманы, - это некрасиво и вредно для здоровья. 5. Сирена гудела, не утихала ни на минуту.

13. Предложенные предложения нуждаются более совершенной редакции. Отредактируйте их.

1. Исходя из вагона, в моей чемоданчика оторвалась ручка. 2. На протяжении совсем короткого времени Василий Иваничук стал самым известнее шахматистом Украины. 3. Поскольку гость не знал укра-инской языка, мы начали разговаривать на русском. 4. Сидя в автобусе, мне стало дурно и очень заболела голова. 5. Постовой милиционер остановил текущего на красный свет пешехода. 6. Среди мероприятий по празднованию этого праздника были следующие: выступления музыкальных коллективов, конкурсы, викторины.

14. Сделайте морфологический разбор деепричастий.

Пятеро бредут сквозь ночь и на самодельных акациевых носилках несут шестого, покачивая его и встряхивая, и он тоже знает, что дорога неровная, ухабистая, что она все время пытается убежать из-под ног. Сжав зубы, ранен постанывает.

Солдаты идут венгерской пустой, в междуречье двохвеликихрічок. Позади, насході,несесвої прозрачные неторопливые воды извилистая Тиса; разбежавшись с Карпатских гор, здесь, на равнине, она медленно замедляет ход, но все же спешит, чтобы где-то там, на юге, попасть в лоно Дуная. Подвижные пески перевіює ветер, неутомимо ровняя высокие грядини (П. Гуриненко).