Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
2. Философия Китая

Даосизм.

В IV - III вв. до н. э. в Китае наряду с конфуцианством даосизм выступает - один из важнейших направлений развития философской мысли. Даосизм сосредоточивает основное внимание на понятиях: природа, космос, человек и раскрытии их сути. И источники знаний постигаются не рационально (так делалось конфуцианством), а с помощью прямого чувственного познания природы. Мир постоянно меняется и развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо сверхъестественных причин и обстоятельств. Основоположником даосизма считается известный китайский философ, современник Конфуция, Лао-цзы. Основное произведение Лао-цзы - «Дао-де цзин», ставший основой дальнейшего развития даосизма. Дао - фундаментальное понятие системы, с помощью которого дается ответ на вопрос о происхождении жизни и человека; способ существования жизни всего существующего. Дао - это безымянное, бестелесное понятие, источник всех вещей, что именно не имеет источников и не бывает самостоятельной субстанцией. Дао - существует всегда, везде, но для него характерно бездействие. Но что же тогда является источником движения, развития мира? По учению даосизма, все в мире находится в движении и постоянно изменяется благодаря уже известным принципам инь и ян, которые находятся в диалектическом единстве.

Противоположную конфуцианству позицию занимала школа Да-цзя. ее представители отрицали существование сверхъестественного мира и священность неба, утверждали, что в природе все происходит без вмешательства потусторонних сил. Теоретик школы Сюнь-цзы доказывал, что судьба людей зависит не от неба, а от них самих, от познания природы и использования ее законов. В области теории познания Сюнь-цзы отстаивал и пропагандировал принцип сенсуализма, отводя большую роль в познании истины мышлению, логике. Сюнь-цзы выступал против незаслуженных привилегий и требовал, чтобы мерилом общественной значимости человека стали не род и не богатство, а личное достоинство, чувство долга, образованность. Значительно меньшее влияние, по сравнению с предыдущими, малая школа Мин-цзя, своеобразно переделывала даосское учение, абсолютизувала момент относительности в процессе познания. Философия Древнего Китая нашла свое дальнейшее развитие и достигла своего завершения в учении выдающегося философа и просветителя Ван Чуна. Основное произведение Ван Чуна, «Критические рассуждения», посвященный критике тогдашнего общественного строя, существующей социальной системы. Ван-Чун отвергает учение конфуцианства о священность неба, рассматривая небо как естественную часть безграничной Вселенной. Для Ван Чуна характерна вера в силу человеческого разума, в его познавательные способности. В теории познания отдавал должное мышлению.

В большинстве философских школ Древнего Китая преобладала практическая философия, тесно связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, познания природы и социальным управлением. Хотя эта философия и малосистемна и в ней проявился слабый связь даже с теми отраслями знаний, которые существовали в Китае, и по форме и методами постановки проблем философия Китая является широкомасштабным явлением, ценностные значимой и гуманистической.