Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 2

В ПОИСКАХ ВЕЧНОЙ

Авероес (Абу-аль-Валид Мухаммад Ибн-Ахмад Ибн-Рушд)

(1126-1198)

«К совершенству ведут не аскетизм и религиозный экстаз, а наука и философия»



Судьба Аверроэса - и счастлива, и трагична. Колоссальные познания ученого и философа подтолкнули его к свободомыслия, обоснование собственной позиции по актуальным проблемам гносеологии и логики, философии и религии, медицины и астрономии, физике и алхимии, социальных наук и этики. Его взгляды не всегда совпадали с официальной точкой зрения. Через Это, несмотря на высокий авторитет и должности, Аверроэс потерпел гонений и преследований, признание как выдающегося мыслителя и запрет книг под его авторством, вплоть до изъятия их из библиотек и сожжение.

Родился Аверроэс в г. Кордова, Испания, в семье наследственных судей, получил хорошее философское и медицинское образование и мусульманское воспитание. За рекомендаціює влиятельного на то время мыслителя и придворного врача Ибн Туфайла, альмохадський халиф Абу Йа куб Юсуф поручил Ибн-Рушдту составить комментарии к избранных трудов Аристотеля. После успешного выполнения задания, философ получил должность верховного надежда (судьи) в Севилье. Позже такую же должность он занимал в Кордове, а затем вернулся в столицу, сблизился с сыном халифа, став его врачом и советчиком. В последние годы жизни Ибн-Руштд впал в немилость халифа, был зісланим, а со временем оправданным и обращенным к двору.

Среди философских трудов Аверроэса выделяются большие, средние и малые комментарии к произведениям Аристотеля (за эти исследования философ получил прозвище «Великого комментатора»), книги «Опровержение опровержения» и «Размышления, которые выносят решение относительно связи между философией и религией».

Как и его предшественники, Аверроэс значительное внимание уделял обоснованию преимуществ разума над верой, поиска новых аргументов в защиту философии, ограничения теологии и ценности действительности, а не иллюзионного истины. Философ отстаивал идею вечности мира в противовес теологической концепции его создания Богом, определял вечное существование материи, движения, пространства и времени. Признавая бытие Бога, философ подчеркивал, что Бог и материя пение размерные за временем. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и может быть достигнуто только благодаря движению. Движение есть внутренняя сущность материи, возможность, которая существует в материи. Он отрицал акт «творения» мира и в то же время признавал Бога как своеобразного «перводвигателя», «сердца космического организма», что действует по необходимости, а не выстраивает ее (необходимость) сам. Бог в Аверроэса предстает в виде «единого интеллекта», который определяет порядок мира, его внутреннюю энергию и проявляет себя в деятельности.

Аверроэс выдвинул теорию о двойной истине - философскую и религиозную, чем вызвал резкую критику со стороны ортодоксально настроенных церковников.

Человека Аверроэс рассматривал как «чудесное творение природы», что устанавливает связь между чувственными и абстрактными реальностями, имеет тело и душу, является политической и деятельным Существом, самостоятельно (опираясь на познания) стремится к совершенствованию в социально справедливом обществе.

Подчеркивая бессмертие души, Аверроэс одновременно подчеркивает и бессмертие тела. Воскресение в потустороннем мире, считал философ, имеет не только духовный, но и телесный характер. При этом бессмертным является не отдельный индивид, а человеческий род, всеобщий разум как воплощение наследственного, тягового связи всех генераций.

Человек живет в обществе, вид и структуру которого Аверроэс отождествлял с государством. Учение о государстве философ изложил, практически полностью повторив главные выводы Платоновой «Государства», частично - Аристотелевой «Политики».

Интегративной основой «общества - государства», согласно Аверроесом, есть разделение труда, взаимодополнение и взаємопідпорядкування профессий. Любой человек, выбрав ту или иную профессию, может со временем достичь мастерства и благодаря этому занять выгодное место в обществе. Всех граждан Аверроэс разделял на три социальные состояния. Одни создают материальные блага. Другие - обеспечивают защиту государства, третьи - занимаются воспитанием и образованием граждан, руководят общественными и государственными делами. Важной функцией государства Аверроэс считал воспитание граждан, развитие их добродетелей. Образование и воспитание, по его мнению, следует начинать не с музыки, как считал Платон, а из логики, математики, геометрии и астрологии; впоследствии можно перейти к музыке, оптике, механике и физике; вершиной воспитания является метафизика.

Философ рассматривал методы воспитания в отношении разных социальных сословий, повторял мнению Платона о необходимости исключения «вредных сказочек» (мифов), учета особенностей мужских и женских профессий и обязанностей. Особое внимание Аверроэс уделял воспитанию воинов, из состава которых избирают председателя (руководителя) идеального государства. Последний должен обладать определенным набором качеств и умений, ведущими среди которых является физическое совершенство, любовь к теоретических наук (мудрости), беззлобность и храбрость, великодушие и решимость, красноречие и проницательность, а главное - обладание чем-то таким, что выделяет его из среды граждан.

В отличие от аль-Фараби и Авиценны, Аверроэса не наделял главу государства никакими сверхъестественными «жрецькими» качествами и функциями. Весь пафос его учение о государстве и ее руководство направленный на ограничение власти церковников, на подъем авторитета науки, образованности, гражданственности. Как пишет А. Сагадєєв, социальная доктрина Аверроэса еще не достигла вершин гуманизма европейских мыслителей Нового времени и во многом контрастировала с ним. Вместе с тем это учение было созвучным идеям Возрождения, поскольку с этими идеями его сближала глубокая убежденность в организации общественной жизни на твердом фундаменте научного знания, в возможности отстранения от власти представителей духовенства и богословия.

Опережая свое время, Аверроэс утверждал, что к совершенству ведет не аскетизм и не мистический экстаз, а наука и философия; он отстаивал идею справедливого общества; равенство женщин и мужчин, особенно в отношении участия в государственных делах.

Размышления Аверроэса о общество и государство нашли продолжение в произведениях представителя испано-магрібської научно-философской школы Ибн-Халдуна (1332-1406), переводах его трудов, в частности, комментариев Аверроэса к арістотелівських трудов «О небе», «Продушу», «Метафизика» и других такими мыслителями, как Михаил Скотт и Герман Немец, трактатах и устных выступлениях магистра Парижского университета Сигера Брабантского(ок. 1240-1281 или 1284) и его сподвижника Боэция Дакийского. Последователей Аверроэса позже стали называть «аверроїстами», а их учение - «аверроизмом». Оно распространялось как оппозиционное по западноевропейской философии средневековья. «Августинцы» - последователи Августина Блаженного - осуждали его как еретическое, хотя и использовали некоторые идеи для обоснования собственных идей и концепций.

Своеобразную философскую школу «августиніанців» составил францисканский орден, ряд представителей которого были преподавателями Парижского университета - чрезвычайно известного, влиятельного и престижного учебно-научного заведения средневековой Европы. Парижский университет, особенно философский факультет, стал центром антиаверроїзму, центром возрождения августиніанства, сочетание науки и арістотелізму с христианскими традициями в философии и культуре.

Другим научно-философским центром Европы был Оксфордский университет (Англия). Поскольку контроль со стороны Римской курии здесь был значительно слабее, в университете проводили проантичні философские чтения, осуществляли переводы произведений античных и арабоязычных философов, свободно интерпретировали достижения естественной науки и практики. Самым известным мыслителем этого периода был Роджер Бэкон. Характерно, что он был «магистр искусств» Оксфордского и преподаватель Парижского университетов. Характерным является также и то, что в последнем учился знаменитый теолог, один из отцов христианской философии Фома (Томас) Аквинский.