ЧАСТЬ II.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
3. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОДУКЦИИ
3.8. Анализ маркетинговой деятельности
предприятия
В условиях постоянного и непрерывного
обострение конкурентной борьбы, присущей рыночной экономике, успешная
деятельность любого предприятия требует от руководства соблюдения важного
положения: прежде чем начать производство любого продукта необходимо знать,
какой продукт нужен, с какими техническими или потребительскими характеристиками, где и
сколько нужно этого продукта, по каким ценам его можно реализовать, долю
рынка, конкуренцию и только тогда и никак не раньше можно начать его
изготовление.
Поэтому исследование рынка должно
предшествовать разработке плана производства и реализации продукции.
Рынок как экономическая категория
характеризует взаимосвязь между товаропроизводителями и потребителями продукции.
Составными элементами рынка являются спрос,
предложение, цена, конкуренция.
Спрос - это форма проявления
платежеспособной потребности в товарах или количество товаров, которое покупатели имеют
желание и могут купить по данной цене.
Сопоставление спроса и предложения на
каждый вид продукции позволяет определить избыток или дефицит продукции.
Каждый рынок функционирует под влиянием
закон спроса: при прочих равных условиях платежеспособный спрос находится в
обратно пропорциональной зависимости от цены, то есть, чем выше цена, тем меньше
спрос на товар, и наоборот.
Показателем чувствительности потребителей к
изменения цены продукции является коэффициент ценовой эластичности (Кг),
который рассчитывается по формуле:
(3.19)
Учитывая, что числитель или
знаменатель формулы (3.19) может быть отрицательным, учитывается только абсолютная
величина коэффициента эластичности.
Если Кр > 1, то
такой спрос называют эластичным; Кр 1 - неэластичным; Кг
= 1 - единичная эластичность.
Анализ показывает, что чем выше доходы
потребителей, тем, при прочих равных условиях, более высокий уровень спроса.
Показателем чувствительности потребителей к
изменения дохода является коэффициент эластичности спроса к доходу потребителей К(и,
который рассчитывается по формуле:
(3.20)
Объем предложения зависит от
производства продукции и конкуренции.
Конкуренция - это противоречие между
товаропроизводителями за рынки сбыта товаров, за господство над определенным сегментом
рынка.
В отношении каждого отдельного вида
продукции определяется конкурентоспособность изделия.
Конкурентоспособность - это
характеристика продукции, которая, путем сопоставления, отличает ее от аналогичной
продукции конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и
затраты на ее удовлетворение.
Конкурентность продукции прежде всего
зависит от качества и цены. В процессе исследования конкурентоспособности
продукции предприятия необходимо сравнить технические характеристики (потребительские
свойства) с аналогичными параметрами продукции конкурента.
Одной из основных задач маркетингового
исследования является емкость товарного рынка (в натуральном и стоимостном
выражении), которая определяет возможный объем сбыта продукции предприятия. Вместимость
рынка определяется по формуле:
(3.21)
где
М - емкость рынка;
Q - объем производства продукции;
С - остатки товаров на складе;
И - импорт товаров;
Е - экспорт товаров.
После определения емкости товарного
рынка следующим этапом является расчет рыночной доли как отношение объема продаж
определенного товара данного предприятия к суммарному объему продаж этого же товара
всеми предприятиями.
В процессе исследования рынка
необходимо обратить внимание на значительные различия оценки спроса на традиционные
товары и нововведения (инновации) как принципиально новых изделий, которые не имеют
аналогов. При таких условиях невозможно предсказать поведение потребителей на рынке.
В частности, неосведомленность, консерватизм и обычное недоверие к возможностям новой
продукции, неуверенность относительно технологических, экономических и психологических последствий
применение новинки составляют достаточно серьезный барьер на пути внедрения
изделия на рынок. Поэтому в отличие от традиционной продукции, особенно пищевой и
легкой промышленности, в наукоемких инновациях должны исследоваться собственно не
спрос и емкость рынка, а специфические потребности потребителей на конкретную
продукцию, к тому же не столько в настоящем, сколько будущие.