РАЗДЕЛ 1
РОЛЬ ТРАНСПОРТА В
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ
СВЕДЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТА
Зарождение потребностей человеческого общества в перемещении материальных масс и
людей. Седая древность.
За первобытнообщинного строя человек использовал животных; в условиях
рабовладения с появлением частной собственности и разделением людей на классы стали
развиваться государства, требования к транспорту повысились. Развитие получил водный
транспорт, караванные пути, тележки в виде волокуш и нарт передвигали большие животные.
Отсюда был один шаг до создания колесных тележек. Возникновения
колеса признан величайшим изобретением человеческого гения. При феодализме рос
объем перевозок - проводились работы по расширению морских, речных
коммуникаций, искусственных путей сообщения. Сформировались факторы, которые тормозили
процесс развития наземных видов транспорта - феодальная собственность на землю. Поэтому
возникла идея о воздушный транспорт.
В условиях капитализма транспорт стал самостоятельной отраслью, который осуществлял
перевозки пассажиров и груза за определенную плату. Транспорт - это основа развития
цивилизации.
С развитием общества происходило разделение труда, возник обмен товаров между
ремесленниками и земледельцами, что побудило к совершенствованию транспорта. С
образованием государств проходила межгосударственная торговля, что внесло свой вклад в
развитие транспорта.
С древности известны трубопроводный, водный и животный виды транспорта.
Попытки построить канал между Средиземным и Красным морем относятся:
1)
к 16 в. до н. э. (правления Рамзеса II);
2)
в 595 г. до н. э. (Нехао) (помешали жрицы);
3)
через 100 лет при Дарии И моря были соединены.
В 6 в. до н. э. в Вавилоне параллельно Евфрата был построен судоходный канал
длиной 600 км, а в портах Греции - молы, причалы, доки, ремонтные мастерские.
Изобретение колеса способствовало созданию наземных сухопутных дорог. В 6 в. до н. э.
Дарий создал сеть сухопутных дорог на пространстве между
Эгейским морем и Персидским заливом, ее основу составляла царская дорога
длиной 2400 км, примерно через каждые 25 км на ней были сооружены станции с
различными службами и помещениями. Вдоль дороги были построены храмы и дворцы.
Наместники областей должны были постоянно заботиться о состоянии дороги и безопасность движения
путешественников и купцов.
Первые упоминания о трубопроводы из бамбука для орошения полей в Китае датируются
5 тысячелетием до н. э. В это время в Египте на морском и речном транспорте
работало 700 тыс. человек. Выполнялось перевозки строительных материалов (блоки
камни до 3 т). В 4-5 в. до н. э. построена триера - судно водозміщенням 100
т, которое имело 86 весел, скорость 6 узлов, длину 40 м, ширину 4 м, посадку 2
м. В 3 в. до н. э. построена сеть дорог, которая соединяла столицу с провинциями.
Крупнейшую сеть сухопутных дорог, которые частично сохранились до наших дней,
создала Римская империя - 75 тыс. км. Это радикальная схема с центром на пл.
Форума в Риме, от которой лучами расходились в 5-ти главных направлениях дороги
на Азию с переправой через Адриатическое море до Балканского полуострова и Грецию
и Херсонес; Византия - Азия; Германия - Англия; Африка с переправой через
Месинську пролив в Сицилию и Карфаген. Технология строительства этих дорог очень
высокая, многие народы начали строить такие конструкции дороги в 19-20 вв. н.
е., а две тысячи лет до н. э. - это был период развития человеческого общества,
когда торговали и воевали преимущественно с соседями. Скромные возможности транспорта
ограничивали деятельность негоциантов и полководцев. Процесс формирования древних
государств, таких как: Египет, Персия, Рим, Византия и Киевская Русь
сопровождался развитием транспорта, что поддерживал не только их хозяйственную
целостность, а и территориальное единство. Организация транспорта в каждой из этих
государств учитывала особенности способа производства и своеобразие природных условий.
Характеристика одного из крупнейших кораблей Египта (220-204 гг. до н.э.) -
тесароконтера: длина 125 м, высота 22 м, 40 рядов весел, 4000 гребцов, 400
матросов, 3000 воинов, борта оснащены мощной крепостной стеной с 24 башнями, на носу
закреплено 7 таранов, на корме 4 руля управления, каждое длиной 15 м, 4
деревянных и 8 железных якорей.
В начале н. э. на море было около 1000 кораблей. 7-8 вв. н. э. - никакие
налоги за пользование каналами не собирались.
8 в. н. э. - Киевская Русь. Водный путь «из варяг в греки»: Константинополь -
Киев - Новгород - Балтийское море (Днепр - волоком на р. Ловать, Ильмень
озеро, г. Волхов, Ладожское озеро, р. Нева).
С 8 в. в Европе появляются налоги за использование путей сообщения: собрание
за хранение груза, портовый сбор, мостовой сбор, за нагрузку,
разгрузка, осмотр. Эти доходы должны были направляться на ремонт и
содержание путей сообщения. В некоторых государствах действовало перевантажне право, за
каким купец должен был перегружать груз со своего транспортного средства на
средство феодала, по земле которого он проезжал. Было распространено право, по которому
любой груз, упавший с телеги на землю, становился собственностью обладателя земли.
В 9 в. расцвело пиратство. В 10 в. в походе Олега (910 г.) - использована
техническая новость, что удивила греков. Описаны воины, которые, подойдя к берегу,
вытащили ладьи на сушу, ставили их на колеса и, подняв паруса, подступили
до города (вход в бухту греки загородили большим железным цепью). Историки
считают, что были перетянуты легкие корабли на котках через водораздел.
Киевский флот состоял в среднем из 500 ладей.
Ладья, выдолбленный из стволов длиной 10-15 м, через низкую устойчивость была
пригодна для плавания по рекам. Для плавания на море ло - действие составляла основу, на
которую набивались доски, что увеличивало размеры, грузоподъемность и устойчивость. В
дальнейшем лодии изготавливались целиком из досок. Экипаж насчитывал 40-60 чел. В 13
ст. разбой на дорогах достиг наибольшего размаха. В средние века ускорения
экономического развития различных стран связано с усовершенствованием морского и
речного судоходства. В это время на речных путях получило распространение
строительство шлюзов. Строительство шлюзов с воротами началось в XIV в. в
Нидерландах, а в V в. - в Италии. Позже все европейские страны начали
строительство каналов и шлюзов. Совершенствование конструкции кораблей, парусной
оснастки и научные достижения способствовали открытию и освоению большого количества
неизвестных земель, передела мира. Это привело к тому, что морской транспорт
ускорил социально-экономическое развитие стран, которые занимали выгодное
транспортно-географическое положение. Активизация торговли и накопления капитала
в этих странах подготовил промышленную революцию, что в конечном счете способствовало
утверждению в них нового капиталистического способа производства.
XVI века ознаменовано не только развитием водного транспорта, но и
использованием первого искусственного конвейера и рельсового пути в горном деле. В
это время в России было утверждено ямский приказ, согласно которого были организованы
через 30-40 верст опорные пункты, где происходила смена лошадей или экипажа -
прообраз современной системы тяговых плеч на междугородных автомобильных
сочетаниях. В 16 в. казаки начали строить суда-чайки длиной до 60 м,
шириной 10-12 м, глубиной до 8 футов (1 фут - 30,48 см). Чайки находились над
поверхностью воды на 2,5 фута, поэтому в волнах трудно заметить, экипаж насчитывал
50-70 чел.
Через 100 лет в России было учреждено управление водных и сухопутных путей
сообщение, которое имело характер военного учреждения. В настоящее время в мире начался
бурное развитие прототипов современных видов транспорта.
В 1769 году состоялся экзамен прообраза автомобиля. 1783 год ознаменовался
полетом на воздушном шаре. В 1803 году прошли с успехом экзамены паровоза. В
1810 году предлагается идея перемещения грузов в трубном пространстве с
использованием энергии воздуха, а уже в 1843 году действовало первое пневмоконтейнерне
сообщения. В 30-х годах XIX века на золотых приисках Сибири и Урала
начали транспортировать твердые материалы по трубам (гідротранспорт). В 1852 году
происходит первый полет дирижабля. В середине XIX века получает широкое
распространение строительство железных дорог во всех странах мира. В России в 1865 году
было создано министерство путей сообщения, которое получило гражданский статус.
А уже в 1869 году были начаты беспересадочные перевозки грузов и
пассажиров по сделкам между частными железными дорогами. Первый российский нефтепровод
был построен на окраине г. Баку под руководством Д.И. Менделеева в 1878
году. Между тем развитие автомобильного и воздушного видов транспорта
сдерживался отсутствием мощного и легкого двигателя. Только в 1885 году с
изобретением двигателя внутреннего сгорания сложились благоприятные условия для развития
этих видов транспорта.