РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 1. ТЕОРИИ И
МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ключевые термины и понятия
• Рынок
• Формы объединения предприятий
• Предприятие •
Ассоциация
• Устав
предприятия • Концерн
• Коллективный
договор • Консорциум
• Классификация
предприятий • Корпорация
• Кооператив •
Картель
• Хозяйственное
объединения • Синдикат
• Акционерное
общество • Трест
• Коммунальное
предприятие • Финансовые группы
• Государственное
предприятие • Холдинговая компания
1.1. Предприятие
как экономический субъект
Переход к рыночной экономике -
стратегическое направление развития Украины. Задание это сложное и многогранное. Его
решение включает в себя и перестройку отношений форм собственности, и развитие
нормальной конкуренции, и создание соответствующей рыночной инфраструктуры.
Освоение рыночных отношений - это
формирование новой идеологии экономического мышления и стратегии действий в условиях
рынка, а не только необходимость понимания новых терминов, категорий и понятий.
Переход от плановой экономики к
рынке имеет поступательный, эволюционный характер - от периода полной экономической
кризиса до стабилизирующего периода, проходит в несколько этапов и вносит
коренные изменения в структуру государственного управления, внедрения инвестиционной
и инновационной деятельности, роста внутренних накоплений и приток
внешнего капитала.
Сам процесс трансформации сложный,
неоднозначный и во многом противоречивый.
Характерные черты современного
периода - это появление многообразия форм собственности, децентрализация управления,
повышение роли основной хозяйственной звена (предприятий и организаций),
действует на принципах экономической самостоятельности и ответственности за результаты
своей деятельности.
На предприятии непосредственно
сочетаются различные факторы производства для создания материальных благ и
предоставление услуг, реализуются личные и коллективные интересы.
Упорядоченная совокупность предприятий
и их объединений образует экономическую систему страны. Конечная цель экономической
деятельности предприятий заключается в разрешении противоречия между постоянно
возрастающими потребностями общества и ограниченными ресурсами.
Деятельность предприятий, которая
связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвергается воздействию многих
факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического,
экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.
Деятельность предприятий очень
разнообразная. Поскольку любое предприятие так или иначе связано с
основными фазами воспроизводственного цикла - производством продукции и услуг,
обменом и распределением товаров, их потреблением, то можно выделить такие виды
деятельности предприятия: производственную, коммерческую, финансовую, консалтинговую. Каждый
из названных видов деятельности предприятия, с одной стороны, является относительно
самостоятельным, а с другой - они взаимно переплетаются, дополняя друг друга.
Однако цель и характер деятельности предприятий разные. По этому признаку все
предприятия и организации можно разделить на две группы: коммерческие и
непредпринимательские (некоммерческие).
Коммерческая организация (деловое
предпринимательство) - юридическое лицо, основная цель которой - получение прибыли и его
распределение между учредителями (физическими и юридическими лицами). Коммерческими
организациями являются:
- хозяйственные общества;
- производственные кооперативы;
- государственные или муниципальные
унитарные предприятия.
Некоммерческая организация - юридическое
лицо, для которого получение
прибыли
и его распределение между учредителями не ставится за основу цель, получаемый
прибыль используется для саморазвития, достижения уставных целей
организации. К ним относятся:
- потребительские кооперативы;
- религиозные организации;
- благотворительные и другие фонды;
- общественные организации;
- ассоциации и союзы, образовании
коммерческими и некоммерческими организациями;
- учреждения, что вполне
самофінансуються.
Организации с предпринимательским
характером деятельности представляют собой предприятия.
В соответствии с Хозяйственным кодексом
Украины, предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный
компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или
другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем
систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой и другой
хозяйственной деятельности.
Субъектами хозяйствования являются:
- хозяйственные организации -
юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в
установленном законом порядке;
- граждане Украины, иностранцы и
лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные
в соответствии с законом как предприниматели;
- филиалы, представительства, другие
обособленные подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы),
образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.
Предприятия имеют такие признаки:
- производственно-техническое единство
(общность изготавливаемой продукции, процессов ее производства, определенный склад
производственных фондов, единая техническая политика, общность вспомогательного и
обслуживающего хозяйства);
- организационно-социальная
единство (наличие единого трудового коллектива, руководителя и администрации
предприятия, наделение предприятия правами и реквизитами юридического лица);
- финансово-экономическая
самостоятельность (возможность самостоятельно определить направления экономического развития,
состав, объемы выпускаемой продукции, направления распределения прибыли
предприятия, формы и размеры материального стимулирования, общность системы
планирования и учета).
Полный перечень признаков приведены на
рис. 1.1.
Для эффективного хозяйствования
существенным является определение целей создания и функционирования предприятия. Главную
цель предприятия принято называть миссией.
Существует широкое и узкое понимание
миссии. В широком понимании миссия - это философия и предназначение, смысл существования
организации. В узком понимании - это сформулированное утверждение относительно того,
для чего, по какой причине существует организация.
Если миссия задает общие ориентиры,
направления функционирования предприятия, то конкретное конечное состояние, к которому в
каждый момент времени стремится предприятие, фиксируется в виде целей.
Цели - это конкретное состояние отдельных
характеристик предприятия, достижение которых является для него желательным и на достижение
которых направлена его деятельность.
Классификацию целей приведены на рис.
1.2-1.3.
Итак целей предпринимательской
деятельности относится конечная цель, направленная на получение прибыли, и
промежуточные цели, которые включают в себя повышение имиджа фирмы, обслуживание
определенного сегмента рынка, укрепление позиций на рынке, полное удовлетворение
потребительского спроса в товарах и услугах и другие цели.
Рис. 1.1. Признаки предприятия
Рис. 1.2. Классификация целей
предпринимательской деятельности по степени их приоритетности
Рис. 1.3. Классификация целей
предпринимательской деятельности в зависимости
от срока их достижения
Сформулированные цели должны соответствовать
таким требованиям:
- быть конкретными, количественно
измеряться;
- сориентированными во времени;
- реалистичными, практически
достижимыми и сбалансированными с возможностями фирмы;
- взаимно согласованными;
- сформулированными письменно.
Цели предпринимательской деятельности
отражаются в бизнес-плане, учредительных документах, текущих планах,
рекламных мероприятиях и др.
Еще недавно основной целью
предприятия считалось удовлетворения общественных потребностей. Можно ли сегодня в
условиях рынка отбросить и исключить эту цель и считать, что единственная цель - получение
прибыли? Считаем, что нет. Потому что цель деятельности предприятия - удовлетворение
общественных потребностей и получения прибыли.
Действительно, основная цель предпринимательства-
это получение прибыли, но не какой угодно цене. Цивилизованные рыночные
отношения требуют разумного сочетания обеих целей. С одной стороны, бизнес
- это экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных
средств на свой риск и под свою ответственность с главной целью получения
прибыли и развитием собственного дела. С другой стороны, развитие бизнеса в условиях
рынка способствует насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, активизирует
структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических
достижений, способствует всякому повышению эффективности производства.
Создавая предприятие, любой
предприниматель должен иметь перед собой четкую и ясную цель, которая должна быть
подкрепленная системой получения заказов на свою продукцию и услуги. Объем
выпуска продукции или предоставления услуг, который планируется, должен быть обеспечен
всеми необходимыми материальными ресурсами. Надо также продумать возможность
постоянного пополнения своего капитала. Все эти вопросы необходимо отразить в
бизнес-плане предприятия. Кроме того, предпринимателю необходимо найти надежных
партнеров и соратников. Нужно быть готовым к конкурентной борьбе. Для
этого необходимо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать
необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к
неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок.
Предприниматель должен уметь
организовывать логистическую деятельность, поддерживать неформальные связи и
официальные отношения как с постапальниками сырья, материалов, полуфабрикатов,
комплектующих изделий, так и с потребителями продукции и заказчиками.
Главные направления деятельности предприятия:
- научная организация
производства;
- научная организация труда;
- научная организация
управления.
Научная организация производства - это
создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Под этим
подразумевается надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и
технология, а также упорядоченные технико-организационные взаимосвязи
работников.
Научная организация труда (НОТ) -
требует построения нормальных отношений в коллективе. Она включает систему мер
по созданию условий для высокопроизводительной, эффективной и творческой работы.
Научная организация управления - это
управление, которое опирается на научную организацию труда, системный анализ
научно обоснованных методов принятия решений.