Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Государственное управление

Методология формирования словаря-справочника

При подготовке любого словаря прежде всего необходимо определить перечень статей, которые должны быть в нем отражены. Известным и распространенным путем определения такого перечня является привлечение экспертов, которые осуществляют выбор на основе достигнутого научного уровня и профессионализма, опыта работы в определенной отрасли науки, а также научных интересов, привычек и предпочтений. Как правило, образуется редакционный совет (коллегия и т.п.), которая определяет структуру словаря в виде определенного перечня терминов. Затем определяется состав экспертов для подготовки текстов статей. В процессе работы над словарем эксперты могут вносить и свои определенные предложения относительно включения статей из отдельных дополнительных сроков, но по согласованию с редакционным советом. Указанный подход к построению словаря-справочника, который назовем эмпирическим, по сравнению с другими подходами, о которых речь пойдет дальше, в наибольшей степени зависит от субъективного фактора, в частности от состава редакционного совета, отбора и профессионализма экспертов. Как варианты такого подхода можно рассматривать подбор и написание статей известными, признанными специалистами и их последующее научное редактирование одним или несколькими из них, или подбор и формирование статей определенной узкой группой специалистов на основании анализа работ известных специалистов в данной предметной области и их последующее научное редактирование одним или несколькими известными специалистами. Чаще всего встречается второй подход.

Безусловно, словарь-справочник в области государственного управления должен быть построен с учетом принципов обеспечения опережающего уровня такого управления, учет современных тенденций в нем, системности, обоснованности и объективности. Исходя из этого целесообразно обратиться к современной парадигмы государственного управления. Одну из попыток выделить последнюю, и, по нашему мнению, достаточно удачную, сделано в работе американских ученых 3. Лана и К. Андерс. Последние были обобщены направления, подходы и результаты исследований в сфере государственного управления в США за последние десять лет, предшествовавших обнародованию указанной работы. Было проанализировано девятое наиболее влиятельных и авторитетных научных журналов (по рейтингу, определенному на основании опросов известных специалистов США). На основании такого анализа было выделено трехуровневую парадигму, что отражает основные уровни исследований в сфере государственного управления. Это - первый, самый высокий уровень описания особенностей и свойств государственного управления; второй, средний уровень познавательных подходов; и третий, низший уровень основных областей (объектов) приложения результатов, их концентрирования. Первый уровень предполагает предположение, определение элементов анализа и основных проблем. На втором уровне выделены наиболее распространенные подходы к исследованиям, а именно: организационный (менеджерский), политический, правовой, этический, историко-познавательный, интегрированный. Третий уровень содержит основные отрасли сосредоточения исследовательских усилий, а именно: организационный менеджмент, управление человеческими ресурсами, политические и правовые институты и процессы, финансы и бюджет, административную теорию, разработку стратегии и анализа, социально-экономические вопросы, совершенствование методов, технологии и менеджмент. В пределах этого исследования была определена частота вопросам, к которым обращались исследователи в процессе анализа проблем государственного управления. Среди самых распространенных вопросов (частота обращения к ним от 10 до 20 раз), например, такие: государственная политика, административная ответственность, административная реформа, бюджетная реформа, реформирование государственной службы, стратегическое планирование, децентрализация, организационная теория, оценка выполнения. Среди вопросов, частота обращение к которым меньше 10 раз, можно задать вопрос коммуникации, культуры, разрешения конфликтов, лидерства, местного менеджмента, информационных технологий, дерегулирование, служебной карьеры и т.д. Такое исследование подсказывает достаточно эффективный подход к формированию словаря-справочника, а именно путем определение его структуры и перечня статей, исходя из современной парадигмы государственного управления, проведение исследования того, как часто используются сроки согласно ее основных уровней, подуровней, подходов, сфер концентрации и наиболее распространенных вопросов исследований. После формирования структуры словаря-справочника и перечня его сроков остается процедура подготовки текстов статей, некоторые варианты которой уже рассмотрены в начале данного подразделения. Этот подход базируется как на эмпирической, так и теоретической основах. Поэтому назовем его эмпирико-теоретическим подходом к формированию словаря-справочника.

Другим возможным путем построения словаря-справочника, особенно в условиях, когда определенная отрасль общественной деятельности еще находится в стадии формирования, является системный анализ предметной области, по которой заключается словарь, и синтез на основе этого соответствующих морфологических моделей. Остановимся на этом подходе, который можно назвать теоретическим, более детально.

На основе анализа государственного управления как сферы деятельности и отрасли науки можно разработать концептуальные модели формирования словаря-справочника путем выделения системных составляющих государственного управления как вида общественной деятельности, или как объекта управления и разработка соответствующих морфологических моделей. В основу выделения состава понятийного аппарата предлагается возложить общую морфологическую (структурную) модель государственного управления, приведенная на рис. 1.

Следующим этапом является выделение моделей приведенных компонентов общей модели государственного управления. Этот этап должен осуществляться, опираясь на ряд исследований по теории государственного управления, менеджмента, политических, философских, социологических, экономических и юридических наук. Его результатом является разработка адаптированных к задачам формирования словаря-справочника моделей таких компонентов:

- наука государственного управления (см. рис. 2);(img 2.jpg)

 

- система государственной власти (см. рис. 3);

 

- процесс государственного управления (см. рис. 4);

 

 

- государства (см. рис. 5);

 

 

- обеспечение жизнедеятельности и развития государства (см. рис. 6).

 

 

Приведенные на рисунках 1-6 модели вместе образуют многоуровневую структуру словаря-справочника. Включение каждого из элементов таких моделей обоснованно логикой построения системной структуры и процессов государственного управления. В свою очередь, каждый из таких элементов напрямую связан с определенной категорией (понятием) государственного управления. После формирования структуры и терминологического перечень словаря-справочника остается подготовка и научное редактирование текстов статей. Где, как правило, предусматривает определение перечня научных источников и действующих нормативно-правовых документов по теме и проведения их тщательного анализа с учетом междисциплинарного характера отрасли науки государственного управления. Далее осуществляется составление материалов, приведение их в форму, удобной для написания статей, в частности перевод с иностранных языков, а впоследствии и собственно написание и научное редактирование текстов статей.

Согласно описанного теоретического подхода и приведенных моделей авторами на основании анализа собранных материалов выделены и упорядочены понятия о наиболее общие и фундаментальные свойства, отношения и связи в сфере деятельности и отрасли науки государственного управления, которые наработаны как теорией государственного управления, так и классической наукой управления (менеджмента), политическими, философскими, социологическими, экономическими и юридическими науками и которые целесообразно отразить в словаре-справочнике. В соответствии с этим сформирован перечень категорий и распространенных понятий. Из отобранных материалов проведено комплектацию словаря-справочника, т.е. подготовлены рукописи статей. Осуществлен научное, а также культурно-лингвистическое редактирование текстов. Разработана электронная версию словаря-справочника "Государственное управление"с использованием гипертекстовых ссылок на тексты статей из выделенного терминологического перечня.

Опыт подготовки данного словаря-справочника может быть использован и в других аналогичных разработках. Среди последних заслуживает внимания подготовка словарей-справочников по основным направлениям исследований в соответствии с специальностей науки государственного управления. Также это касается формирования словаря-справочника по методологии государственного управления. Актуальность такой работы обусловлена широким применением механизмов и методов государственного управления, необходимостью в подготовке и повышении квалификации государственных служащих. Важность разработки указанных словарей-справочников и в том, что это позволяет отработать подходы и методику создания энциклопедии государственного управления.