СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Урок 1. ОБЩЕСТВО КАК ЕСТЕСТВЕННО-СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Цель: сформировать понятие «общество», раскрыть процесс формирования общества; воспитывать уважение людей к обществу, развивать умение анализировать факты и делать выводы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: эвристическая беседа.
Оборудование: карточки с основными понятиями: «общество», «человек», «семья», «социальная группа», «коллектив».
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Вступительное слово учителя
Сообщение темы и задач урока.
III. Актуализация опорных знаний
Проблемная ситуация
Учитель. Известный древнегреческой мыслитель Г. Гораций как-то сказал: «Цель общества в том, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия».
Вопрос
1) согласны Ли вы с Горацием?
2) А что для вас означает понятие «общество»?
3) Как вы понимаете пространственные и исторические границы общества?
В процессе обсуждения проблемных вопросов учащиеся приходят к выводу, что общество является результатом существования человеческих отношений. Это явление динамичное и очень изменчиво. Изменения в обществе происходят гораздо быстрее, чем можно себе представить. Но есть отношения, которые, возникнув, существуют длительное время в относительно неизменном виде; именно благодаря им можно говорить об обществе как о явлении, что существует. Именно поэтому, с исторической точки зрения, на определенных временных отрезках общество в общих чертах остается неизменным, хотя в нем постоянно происходят какие-то сдвиги, трансформации, не меняют сути общественного строя.
IV. Изучение нового материала
1. Выступление учащихся-экспертов, которые получили опережающее задание подготовить сообщение о типах общества.
1) «Аграрное общество».
2) «Индустриальное общество».
3) «Постиндустриальное общество».
4) «Информационное общество».
2. Обсуждение проблемных вопросов.
1) Что дает человеку общество и что дает обществу человек?
2) можно Ли человеку прожить в одиночестве?
3) Что является причиной изменений, происходящих в обществе?
4) Какие отношения составляют общество с точки зрения потребностей людей?
5) связано Ли возникновение общества с природой человека?
6) Какие исторические этапы развития украинского общества вы можете назвать?
V. Закрепление изученного
Учитель предлагает учащимся карточки с понятиями: «общество», «человек», «семья», «социальная группа», «коллектив».
Задание ученикам
Дать определение этих понятий.
VI. Подведение итогов урока
Как вы понимаете выражение: «Общество как самоорганизующаяся система»?
VII. Домашнее задание
Написать сочинение-размышление «Проблемы украинского общества на современном этапе».