Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 11 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

Урок 1. ОБЩЕСТВО КАК ЕСТЕСТВЕННО-СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

Цель: сформировать понятие «общество», раскрыть процесс формирования общества; воспитывать уважение людей к обществу, развивать умение анализировать факты и делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: эвристическая беседа.

Оборудование: карточки с основными понятиями: «общество», «человек», «семья», «социальная группа», «коллектив».

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Вступительное слово учителя

Сообщение темы и задач урока.

 

III. Актуализация опорных знаний

Проблемная ситуация

Учитель. Известный древнегреческой мыслитель Г. Гораций как-то сказал: «Цель общества в том, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия».

Вопрос

1) согласны Ли вы с Горацием?

2) А что для вас означает понятие «общество»?

3) Как вы понимаете пространственные и исторические границы общества?

В процессе обсуждения проблемных вопросов учащиеся приходят к выводу, что общество является результатом существования человеческих отношений. Это явление динамичное и очень изменчиво. Изменения в обществе происходят гораздо быстрее, чем можно себе представить. Но есть отношения, которые, возникнув, существуют длительное время в относительно неизменном виде; именно благодаря им можно говорить об обществе как о явлении, что существует. Именно поэтому, с исторической точки зрения, на определенных временных отрезках общество в общих чертах остается неизменным, хотя в нем постоянно происходят какие-то сдвиги, трансформации, не меняют сути общественного строя.

 

IV. Изучение нового материала

1. Выступление учащихся-экспертов, которые получили опережающее задание подготовить сообщение о типах общества.

1) «Аграрное общество».

2) «Индустриальное общество».

3) «Постиндустриальное общество».

4) «Информационное общество».

2. Обсуждение проблемных вопросов.

1) Что дает человеку общество и что дает обществу человек?

2) можно Ли человеку прожить в одиночестве?

3) Что является причиной изменений, происходящих в обществе?

4) Какие отношения составляют общество с точки зрения потребностей людей?

5) связано Ли возникновение общества с природой человека?

6) Какие исторические этапы развития украинского общества вы можете назвать?

 

V. Закрепление изученного

Учитель предлагает учащимся карточки с понятиями: «общество», «человек», «семья», «социальная группа», «коллектив».

Задание ученикам

Дать определение этих понятий.

 

VI. Подведение итогов урока

Как вы понимаете выражение: «Общество как самоорганизующаяся система»?

 

VII. Домашнее задание

Написать сочинение-размышление «Проблемы украинского общества на современном этапе».