УРОК 1
Тема. Изготовление закладки в книгу
Цель: развивать умение заготавливать одинаковые детали разными способами; компоновать детали рисунка; отрабатывать умение плести изделия в 3-4 строки, а также умение подбирать в работе сочетание цветов; учить рационально использовать материал; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаши, клей, кисточка, салфетка, резинка, линейка, образцы закладок, рисунки к сказкам.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Поздравления.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Упорядочение рабочих мест.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Кто из вас любит читать?
- Какие книги вас интересуют?
- Почему именно нравятся сказки?
- Каких сказочных героев вы помните?
- Рассмотрите рисунки. К каким сказкам они относятся?
- Как нужно относиться к книгам? Вспомните правила.
Правила пользования книгой
• Обернуть книгу бумагой или специальной обложкой.
• Не загибать страницы.
• Не брать грязными руками.
• Не читать, когда завтракаете, обедаете или ужинаете.
• Не рисовать на страницах.
• Не ставить на страницах пометки карандашом или ручкой.
• Чтобы найти нужную страницу, пользоваться закладкой.
- Отгадайте кроссворд и прочитайте главное слово.
1) Или в линейку или в клеточку -
Чистым был, а за минутку
Полно в нем цифр и букв.
Догадались? Что это, дети? (Тетрадь)
2) Резинка, ручка, карандаш -
Все заходят в мой хлев. (Пенал)
3) Я беру в свою руку
Из пенала помощницу.
Точка... штрих... закорючка -
Вместе пишем я и... (ручка).
4) Мохнатый хвостик имею.
Я для краски - лучший друг!
По альбомам погуляю -
Разукрашу все вокруг! (Кисточка)
5) Белое поле, мудрый на нем пашет. (Бумага)
6) Настрибався зайчик вволю,
Белый след оставлял по полю.
Мы за ним наблюдали,
Слово мама прочитали. (Мел)
7) Поля писатель-агроном
Засеял буквами-зерном.
Итак, читатель, спеши
Собрать мудрый урожай. (Книга)
8) Бегаю туда-сюда
И спасаю от беды:
Там, где ошибка или грязь,
Мной на бумаге трут. (Резинка)
- Как можно двумя словами назвать эти предметы? (Учебные вещи)
- Сегодня на уроке некоторые из них помогут нам. Мы будем изготавливать закладку для книги.
2. Вступительная беседа.
- Сегодня мы будем изготавливать декоративную закладку, закладка-косичку, закладку-коврик, закладка-флажок.
Для декоративной закладки необходимо уметь заготавливать одинаковые детали различными способами: по шаблону, путем симметричного вырезания; рационально использовать материал. Для всех видов закладок нужно уметь подбирать цветовое сочетание, чтобы закладка была яркой и привлекательной.
III. Физкультминутка
IV. Демонстрация и анализ образца. Инструктаж учителя
1. Декоративная закладка.
• Заготовить основу (плотная бумага или картон).
• Подобрав цвет элементов изделия, из квадрата путем тройного сложения получить заготовку-треугольник, у которого срезать верхнюю часть. Если изменить конфигурацию линии среза, то можно получать различные по форме заготовки цветов, листьев и т.д.
• Из заготовленных элементов составить узор на полосе. Можно работу выполнить из геометрических деталей.
2. Закладка-косичка.
• Подобрать по цвету три листа бумаги.
• Отрезать три полоски бумаги.
• Перегнуть полоски вдоль пополам и склеить.
• Полоски склеить под прямым углом: 2 - вертикально, 1 - горизонтально.
• Начинать плести с внешней стороны двойной полоски: усложнить ее вдоль горизонтальной полоски. Операцию повторить с верхней полоской.
• Закончив плести, концы полосок подклеить и подрезать.
3. Закладка-коврик.
• Заготовить основу.
• Перегнуть основу пополам. Наметить линии разреза от оси сгиба
• Заготовить полоски разного цвета.
• Вплести полоски в основу в шахматном порядке. Концы полосок подклеить.
4. Закладка-флажок.
• Для изготовления можно использовать плотную цветную бумагу или открытку. Перегнуть открытку пополам и разметить на одинаковые детали-бумажки.
• Из плотной бумаги вырезать две полоски для основы и перегнуть их пополам.
• Соединить полоску первой основы и флажок в месте сгиба, флажок вставить между полосками второй основы. Бумага, которая соединяет, должен начать высовываться с противоположной стороны. Закончив плести, подклеить концы полосок основы.
V. Практическая работа учащихся
- Какая закладка понравилась вам больше всего?
- Начинайте работу. (Учитель помогает ученикам выполнять задания.)
VI. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
- Какая закладка понравилась вам больше всего? Почему?
- Кто из учеников выполнил работу аккуратно? Хорошо подобрали цвета?
2. Оценивания.
VII. Итог урока
- Для чего нужны закладки?
- Как необходимо беречь книги?
Вариант*
Тема. Изготовление книжки-самоделки к празднику 8 Марта
Цель: совершенствовать умения и навыки работы с бумагой, ножницами; учить работать с шаблонами, разверткой; развивать эстетические чувства, начальные навыки дизайна; воспитывать опрятность, ответственность, взаимопомощь.
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, клей, кисточка, салфетка, образцы книжек-самоделок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Поздравления.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Упорядочение рабочих мест.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
Родная, милая,
Всех она нас ласкает, радует,
Всегда везде бывает с нами.
Отгадайте. Кто это?.. (Мама).
Еще в колыбели младенца
Слово мама вимовля.
Самое дорогое в мире слово
Так звучит в родном языке:
Мать, матушка, мамочка.
Мама, мамочка, мамуля! -
Называю тебя я, родная ненечко моя!
- Конечно, в преддверии 8 Марта мы рассказываем про мамочку. О самом главном человеке в нашей жизни.
Вспомните пословицы о маме. (Дети вспоминают пословицы.)
- А теперь попробуйте составить пословицы, которые рассыпались.
Ученики расставляют карточки, чтобы прочитать пословицу.
1) Кто мать забывает, того Бог наказывает.
2) Иметь другой рукой бьет, а другой ласкает.
3) На солнце хорошо сидеть, а у мамы хорошо жить.
4) У ребенка заболит пальчик, а у матери - сердце.
5) Совет бы иметь для детей небо приклонить и звездами укрыть.
- Сегодня на уроке мы будем изготавливать поздравительную книжку-самоделку для мамочки.
2. Вступительная беседа.
Ученики подбирают слова-признаки и действия.
Какая? |
Что делает? |
Молодая |
Ласкает |
добра |
помогает |
нежная |
заботится |
любимая |
|
3. Физкультминутка.
III. Демонстрация и анализ образца
1. Инструктаж учителя по технике безопасности.
- Как нужно передавать ножницы?
- Почему необходимо ножницы хранить в пенале?
- За чем нужно следить, когда режете ножницами?
2. Порядок выполнения работы.
• Полоску бумаги (цветной или бархатного) составить на три равные части по разметке.
• На верхней странице прорезать отверстие (может быть разным по форме: круг, овал, «душечка» и др.).
• Для оформления лицевой страницы необходимо изготовить цветы из квадрата («ромашка», «василек», «роза») и листьев путем симметричного вырезания.
• Цветок вклеить в отверстие, а на лицевой странице составить композицию. Цветок, которую клеили в отверстие, есть «замочком» книги.
IV. Практическая работа учащихся
Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Учитель оказывает помощь ученикам индивидуально.
V. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
- Какая книга понравилась вам больше всего? Почему?
- Вы допускали ошибок?
2. Оценивания.
VI. Итог урока
- Для кого мы сегодня делали подарок?
Женщине из вашей семьи, кроме мамы, вы бы сделали поздравительную книгу?
- Чем еще можно поздравить мамочку?
__________________________________________________________________________
* По желанию учитель может перенести изучение данной темы на последнюю неделю февраля, чтобы посвятить урок изготовлению праздничных поделок к 8 Марта.