5 КЛАСС
Тема 1. Музыка и искусство слова
Урок 1
Тема урока. Повторение изученного в 4 классе, пение упражнения. Разучивание „Ода песне”, музыка А. Антоненко. Слушание музыки. Вокализ С.рахманинова.
Цель урока: углубить теоретические знания учащихся и научить применять их на практике; развивать навыки и умения слушать музыкальное произведение и умение его охарактеризовать; воспитывать любовь к песне.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, фонограмма, магнитофон, музыкальный инструмент, портрет С. Рахманинова.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Беседа-рассказ:
Дети, сегодня наш урок мы посвятим песни, поскольку
Поют их повсюду, взрослые и дети
Поют на праздниках, а может, и нет.
У песни есть радость, вдохновение и гордость,
Украинские песни всем нам по душе.
Песня... Она сопровождает нас всю жизнь. Что же в ней-за чудо такое, что за огонь, какая сила необъятное таится в ней, вдохновляя на творчество, труд, бросая в бой... Песня - рассказ. Песня - клич. Реквием. Признание в любви. И романс, и притча, и марш, и гимн.
В горе и радости, в труде и отдыхе ты розцвічуєш нашу жизнь, делаешь его душистым, поэтическим, легким, светлым.
Песня - одна из древнейших форм народного творчества. Она передавалась из поколения в поколение. Шли годы, менялись люди, а песня не старела и жила в народе, даря всем удивительные мелодии, полные любви к своему краю, его языка, культуры.
Большое значение для песни имеет слово. Если поэтическую мысль совместить с музыкой, она становится доступнее, глубже раскрывает ее характер и поэтический образ. Итак, мы изучим сегодня с вами песню Александра Антоняка, которая имеет название „Ода песне”. Ога - это торжественная величальная песня. Но сначала розспіваємось с вами.
III.
1. Пение попевки по полтона вверх.
2. Упражнение для развития правильного дыхания (протяжный пение на длинных нотах).
Ога песни
Музыка А. Антоняка
Слова А. Орел
Медленно
2. Ручьями в реку голоса текут,
И без души они так мало значат,
А ту песню далеко и долго чуть,
В которой смеются страсти и плачут.
Припев:
Песни слава за нежность и силу,
Пусть летит более миром она,
В ней народной вольности крылья,
Украины душа волшебная.
3. То же над землей лейся, песня, вновь,
Сий между людьми красоты и добра семена,
Гнев заколисуй и неси любовь
Из поколения в новые поколения.
IV. Художественный показ песни иллюстрирую на всех куплетах, после чего осуществляю характеристику песни в форме беседы:
- В каком характере прозвучала песня?
- Какова основная мысль слов песни?
- Какими словами восхваляется она?
- Посмотрите, дети, на нотный текст песни и определите ее размер. Что он означает? (Длительность нот в такте).
- Лад... Почему мажорный?
- Как называется такое вступление у песни?
- Что такое затакты?
- В какой форме написана песня?
- Двухчастная, потому что имеет запев и припев.
Разучиваю песню за нотным текстом по фразам, обращая внимание на „ауфтакт”, начало и окончание фраз.
V. Слушание музыки должно быть тесно связано с данной темой.
- Песня звучит со словами.
- Возможно ли существование песен без слов?
- Так, а тогда вспомните известные песенные мелодии без слов.
- Мелодия, исполняемая голосом без слов, называется вокализом. Примером такой музыки является „Вокализ” русского композитора Сергея Рахманинова. Это был очень одаренный композитор, который в 9 лет уже поступил в консерваторию. Его учитель был к нему слишком строг, но благодаря ему С. Рахманинов стал великим пианистом, и с детства начал писать свои произведения. Поэтому послушайте „Вокализ” этого композитора и дайте ответы на вопросы:
- Что хотел передать композитор этой мелодией?
- Какие чувства у вас она вызывает?
- Какие средства музыкальной выразительности он использовал?
Повторное слушание.
VI. Итог урока.