Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 1. Музыка и искусство слова

 

Урок 1

Тема урока. Повторение изученного в 4 классе, пение упражнения. Разучивание „Ода песне”, музыка А. Антоненко. Слушание музыки. Вокализ С.рахманинова.

 

Цель урока: углубить теоретические знания учащихся и научить применять их на практике; развивать навыки и умения слушать музыкальное произведение и умение его охарактеризовать; воспитывать любовь к песне.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный текст песни, фонограмма, магнитофон, музыкальный инструмент, портрет С. Рахманинова.

Ход урока

И. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

 

 

2. Объявление темы урока.

 

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа-рассказ:

Дети, сегодня наш урок мы посвятим песни, поскольку

Поют их повсюду, взрослые и дети

Поют на праздниках, а может, и нет.

У песни есть радость, вдохновение и гордость,

Украинские песни всем нам по душе.

Песня... Она сопровождает нас всю жизнь. Что же в ней-за чудо такое, что за огонь, какая сила необъятное таится в ней, вдохновляя на творчество, труд, бросая в бой... Песня - рассказ. Песня - клич. Реквием. Признание в любви. И романс, и притча, и марш, и гимн.

В горе и радости, в труде и отдыхе ты розцвічуєш нашу жизнь, делаешь его душистым, поэтическим, легким, светлым.

Песня - одна из древнейших форм народного творчества. Она передавалась из поколения в поколение. Шли годы, менялись люди, а песня не старела и жила в народе, даря всем удивительные мелодии, полные любви к своему краю, его языка, культуры.

Большое значение для песни имеет слово. Если поэтическую мысль совместить с музыкой, она становится доступнее, глубже раскрывает ее характер и поэтический образ. Итак, мы изучим сегодня с вами песню Александра Антоняка, которая имеет название „Ода песне”. Ога - это торжественная величальная песня. Но сначала розспіваємось с вами.

 

III.

 

 

1. Пение попевки по полтона вверх.

2. Упражнение для развития правильного дыхания (протяжный пение на длинных нотах).

 

Ога песни

Музыка А. Антоняка

Слова А. Орел

 

Медленно

 

2. Ручьями в реку голоса текут,

И без души они так мало значат,

А ту песню далеко и долго чуть,

В которой смеются страсти и плачут.

 

Припев:

Песни слава за нежность и силу,

Пусть летит более миром она,

В ней народной вольности крылья,

Украины душа волшебная.

3. То же над землей лейся, песня, вновь,

Сий между людьми красоты и добра семена,

Гнев заколисуй и неси любовь

Из поколения в новые поколения.

 

IV. Художественный показ песни иллюстрирую на всех куплетах, после чего осуществляю характеристику песни в форме беседы:

- В каком характере прозвучала песня?

- Какова основная мысль слов песни?

- Какими словами восхваляется она?

- Посмотрите, дети, на нотный текст песни и определите ее размер. Что он означает? (Длительность нот в такте).

- Лад... Почему мажорный?

- Как называется такое вступление у песни?

- Что такое затакты?

- В какой форме написана песня?

- Двухчастная, потому что имеет запев и припев.

Разучиваю песню за нотным текстом по фразам, обращая внимание на „ауфтакт”, начало и окончание фраз.

 

V. Слушание музыки должно быть тесно связано с данной темой.

- Песня звучит со словами.

- Возможно ли существование песен без слов?

- Так, а тогда вспомните известные песенные мелодии без слов.

- Мелодия, исполняемая голосом без слов, называется вокализом. Примером такой музыки является „Вокализ” русского композитора Сергея Рахманинова. Это был очень одаренный композитор, который в 9 лет уже поступил в консерваторию. Его учитель был к нему слишком строг, но благодаря ему С. Рахманинов стал великим пианистом, и с детства начал писать свои произведения. Поэтому послушайте „Вокализ” этого композитора и дайте ответы на вопросы:

- Что хотел передать композитор этой мелодией?

- Какие чувства у вас она вызывает?

- Какие средства музыкальной выразительности он использовал?

Повторное слушание.

 

VI. Итог урока.