Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Конспекты уроков этики для 5 и 6 классов

Урок 2

Тема. С чего начинается дружба

 

Цель урока. Уточнить и закрепить представление учащихся о товарищеских взаимоотношениях, дружбе, взаимопомощи; побуждать детей к дружеских отношений и общения; воспитывать желание быть настоящим другом.

 

Эпиграф урока. Дружба - это самое дорогое сокровище. (Пословица)

 

Проблемные вопросы:

Ø Кого мы называем другом?

Ø Что значит «уметь дружить» и за что мы ценим своих друзей?

 

Ход урока

Звучит звукозапись песни Шаинского «Если с другом вышел в путь».

И. Вступительное слово учителя.

- Мы не случайно начали наш урок этой песней, потому что сегодня на уроке пойдет разговор о самую дорогую ценность человека - дружбу. Недаром народная пословица гласит: «Дружба - это самое дорогое сокровище».

- Почему так говорится?

Работа с эпиграфом урока.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Работа в парах. Беседа за вопросами.

- За что дети и взрослые ценят дружбу и товарищество?

- Как вы считаете, друзей «выбирают» или «находят»?

- Зачем человеку нужны друзья?

- Что является самым важным в дружбе?

 

III. Работа над темой урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

- Тема нашего урока очень актуальна. Сегодня мы поведем речь о важности дружбы и умение дружить, выясним , какие условия необходимы для дружеских отношений и за что мы ценим своих друзей.

2. Работа над решением проблемного вопроса «Кого мы называем другом?».

- Найти ответ на вопрос вам поможет игра - соревнование «Закончи предложение». За 1 мин. вам нужно подобрать как можно больше глаголов, чтобы закончить предложение: Друзья могут вместе ... [8]

Прослушивание отрывка из песни «Настоящий друг»: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит...». (слова М. Пляцковского, муз. П. Савельева)

- Согласны ли вы с автором песни?

Ответы учащихся.

- А помните слова еще одной песни: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается ...».

- С чего же начинается дружба?

Ответ. С улыбки.

- Так, по словам автора песни, с улыбки.

Давайте сейчас просмотрим отрывок из мультфильма по мотивам известной вам сказки Андерсена «Снежная королева», в котором говорится о начале дружбы Герды и Кая, и дадим ответ на вопрос «С чего начинается дружба?»

Просмотр отрывка из мультфильма.

Ответы учащихся на поставленный вопрос:

· дружба начинается с дружбы;

· с радости от общения;

· из хорошего отношения друг к другу, взаимной симпатии;

· из общего круга интересов.

3. Работа с учебником (Данилевская, Пометун)

- В задании № 5 (с. 70) приведены три фрагмента из школьных сочинений о дружбе. Прочитайте их. Скажите, какая из точек зрения кажется вам наиболее подходящей?[9]

- Вы убедились, что друзьями являются те, кто может вместе делать самые разные дела, развлекаться, отдыхать. И самое главное - друзья доверяют друг другу, делятся своими мыслями, тайнами, то есть полагаются друг на друга.

Поэтому друзей связывают не только общие дела, интересы, но и чувство искренности, доверия. Прочитайте на с. 69 учебника определение слова «доверие».

Работа в тетрадях (запись определения понятия «дружба»).

«Дружба - это близкие отношения между людьми, основу которых составляют взаимное доверие, привязанность, общность интересов».

4. Решение проблемного вопроса: «Что значит «уметь дружить» и за что мы ценим своих друзей?».[10]

Работа в группах. Игра «Рисуем вместе».

- Дружба всегда возникает из взаимной симпатии. Например, у малышей такая симпатия часто проявляется в желании поделиться сладостями. То, что вы, пятиклассники, даете себе совет в ситуации, когда надо разделить яблоко или пирожное, вполне понятно. А умеете ли вы делиться вниманием, чувствами? Чтобы это проверить, поиграйте в игру «Рисуем вместе».

Для этого объединитесь в группы по 5-6 человек. Распределите между собой карандаши. По правилам, каждый участник рисует только карандашом одного цвета. Выберите тему рисунка и рисуйте вместе в течение 5 мин.

Когда работа будет выполнена, посмотрите, одинаково ли представлены на рисунке цвета вашей группы. Если так - вы умеете делиться чувствами! А значит - умеете дружить.

Работа над текстом рассказа Л. Толстого «Два товарища».

- Прослушайте рассказ и скажите, как в нем дается ответ на наш вопрос?[11]

Шли по лесу два товарища и встретили медведя. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего: он упал на землю и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и начал нюхать, а то и дышать перестал. Медведь обнюхал его и пошел себе.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

- Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо шептал?

- А он сказал мне, что плохие те люди, которые в беде товарища покидают.

Вывод. Итак, уметь дружить - это не оставлять друга в беде.

Работа в малых группах. Решение нравственных задач.

Задачи. Каждая группа получает карточку с нравственной задачей, которую надо решить за 3 - 5 мин.

В холодный зимний день подруги Наташа и Лена шли из школы домой. Наталья была тепло одета. На ней была шубка и перчатки. Ее ранец удобно лежал на спине. А Аленка забыла перчатки в школе, поэтому портфель она несла в голой руке.

- Рука у меня замерзла ужасно! - пожаловалась Аленка подружке.

- А у меня нет.

Так они шли до самого дома.

Вопрос.

· Что можно сказать о поведении Наташи?

· Как нужно было ему поступить?

· А как бы вы действовали на месте Наташи?

· Наташу можно назвать настоящей подругой?

На школьном участке дети работали дружно. Все старались выполнить работу хорошо. Тарас тоже старался. Но почему-то у него не получалось быстро, и он отставал от товарищей. Вот уже почти все ученики закончили копать свои участки, а Тарасу еще так много работы. «Что же делать? Когда же я успею все вскопать?» - подумал мальчик.

Вопрос.

· Как вы думаете, когда Тарас закончил копать свой участок?

· Что должны были сделать его товарищи?

· Как бы вы поступили в таком случае?

· Как действуют настоящие товарищи?

Это было ранней весной. Маринка шла в школу. Идти далеко: дорога плохая, а она в ботинках. И насквозь промочила ноги. Пришла в класс. Девочки обступили ее, забеспокоились: «Скорее снимай ботинки и грей ноги». А Валя (она жила близко от школы) сбегала домой и принесла сапожки. Хорошее было Маринке того дня - ногам тепло и на душе радостно.

Вопрос.

· Почему девочке было радостно?

· Можно девочек из класса назвать настоящими подругами?

· Как бы вы действовали в таком случае?

Проверка записей в тетрадях, относительно решения вопроса: Уметь дружить - это ...

Чтение вывода с монитора компьютера: «Умение дружить - это...

«Звездное небо». Демонстрация слайда на мониторе.

- На небосклоне «Дружба» появились звезды, Но это не обычные звезды, это звезды - качества человека. Присмотритесь внимательно и скажите, каким из них здесь не место, ибо их дружба терпит.[12] Дополните, что еще мешает дружбе? (Поучения, усмешка критика, унижение достоинства, разглашение тайны, корыстолюбие, надокучливість т.д.).

Давайте подытожим, какие же звездочки должны сходить на небосклоне «Дружба». (Доверие, взаимоуважение, забота, честность, искренность и т. д.).

Дидактическая игра «Лучик солнышка».

- Задание мы выполнили правильно, и на небе появилось солнышко.[13] Оно пришло к нам на урок и разместилось на партах листы с рисунком - схемой).

Как сделать день веселым?

Надо слову радостей добавить,

Чтобы умело душу веселить.

Надо слову мудрости добавить,

Чтобы умело друзей привечать.

Надо ясным солнышком стать,

Чтобы друзьям жизнь согревать.

Расскажи мне, милая детка,

Чем ты, как настоящий друг,

Можешь согреть другого человека?

- Мы видим, что солнышко успокоит того, кто плачет. А чем каждый из вас, как настоящий друг, может успокоить товарища, который нуждается в вашей помощи? Напишите об этом на промінчиках солнышка.

Дидактическая игра «я Хороший или не очень?»

- Прежде, чем начать игру, познакомьтесь с «узелками на память».

«Узелки на память».

Помни:

· Все люди разные. И поэтому, чтобы понять человека, необходимо внимательно всмотреться.

· Каждый человек индивидуален. И это очень хорошо. Вглядываясь в себя и других, мы больше задумываемся о плохое и хорошее в себе. Сравнивая себя с другими, пытаемся что-то выделить для себя, от чего-то отказаться. Так мы учимся думать о Человеке вообще, о себе и об отдельных людях. Но Василий Симоненко напоминает нам, что...

Ошибаются не только люди,

Ошибаются даже святые.

Вспомните, Иисус от Иуды

Имел последний поцелуй в жизни.

Мы не боги, не боги, а значит,

Не стоит утешать себя зря.

Но как твой промах лишь враг видит -

Друзей у тебя нет!

Друзья тактично и по доброму должны указывать на недостатки друг другу, помогать их избавиться. Тактичность - талант общения.

- А теперь поиграем.[14]

Ученик.

Хороший я или не очень?

Расскажи мне, мой друг,

Я тебе помогу,

Прав ли ты подскажу:

Головой покиваю,

Пока ты рассказываешь.

Группа.

А ты нам помогаешь:

Согласен - председателем киваєш.

Этим нам очень поможешь.

Уверены, что ты у нас хороший.

Конкурс - игра «Калейдоскоп мудрых мыслей».

- На предыдущем уроке вы получили домашнее задание: написать на листе бумаги пословицу или поговорку о дружбе. Сейчас каждый ученик прочитает высказывание, а лист прикрепите на доску.

Итак, у нас получился своеобразный «калейдоскоп» мудрых мыслей, а, как известно, «Народная мудрость учит, как на свете жить». Поэтому запомните эти пословицы и поговорки.

«Рассказ - загадка».

- Есть еще одна мудрая народная мысль: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Мы сейчас воспользуемся мудростью и попробуем угадать, о ком идет речь в вашем рассказе.

Не называя имени друга,

Его лучшие черты называй,

Нам его угадать

Рассказом своим помогай!

Расскажи нам, какой твой друг?

Опиши его портрет.

За что ты его любишь?

Почему с ним дружишь?

 

IV. Итог урока.

- А хотите проверить себя, хорошие вы друзья? Я вам зачитаю вопросы теста, а вы письменно должны отвечать на каждый вопрос словами «да» или «нет».

Тест.

1. Или делишься с другом своими успехами?

2. Или помогаешь ему быть в хорошем настроении?

3. При появлении потребности, помогаешь другу добровольно, или ждешь, когда он попросит?

4. Или пытаешься сделать так, чтобы другу было приятно в твоем обществе?

5. Всегда уверен в своем друге и доверяешь ему?

6. Или защитишь своего друга, если о нем будут говорить плохо в твоем присутствии?

7. Или терпеливый ты к друзьям своего друга?

8. Можешь быть ты неназойливым, не поучать?

9. Всегда хранишь доверенные тебе тайны?

10. Умеешь уважать внутренний мир, личную свободу вторая?

Результаты:

3 - 4 «да» - у твоего друга есть веские причины прекратить ваши отношения;

5 - 6 «так» - ты хороший товарищ, но тебе не хватает уважения к внутреннему миру вторая, ты требуешь, чтобы его внимание было приковано только к тебе;

8 - 10 «да» - ты настоящий друг, с тобой хотят дружить, у тебя много знакомых, но не спеши хвастаться этим.

Творческое задание.

- У каждого из вас на парте есть набор цветной бумаги. Какой цвет вы выберете как такой, что больше всего соответствует вашему настроению после сегодняшнего урока? Объясните свой выбор.

 

V. Домашнее задание.

1. Для учащихся с высоким и достаточным уровнем знаний: на основе услышанного на уроке, собственного опыта и наблюдений составить правила дружбы.

2. Для учащихся со средним уровнем знаний: прочитать внимательно «Правила общения»[15] и на следующем уроке дать ответа: согласны ли вы с такими правилами? Что можно добавить или изменить?

3. Для всех: подготовить рассказ о случае, который убедил вас в том, что ваш друг - настоящий, и вы можете на него положиться.

 

«Правила общения»

· Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

· Подільчивим с друзьями: если у тебя есть интересные книги, поделись с теми, у кого их нет. Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

· Останови товарища, если он делает что-то плохое. Дружить - значит говорить друг другу только правду, если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом (не забывай про тактичность).

· Не ругай с товарищами, старайся работать и играть с ними дружно; не спорь из-за мелочей; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

· Умей принять помощь, советы и замечания от своих друзей. Друзья тактично и по-доброму должны указывать на недостатки друг другу, помогать их избавиться.