Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Конспекты уроков этики для 5 и 6 классов

Урок 1

Тема урока. В чем проявляется милосердие

 

Цель урока. Научить учащихся объяснять понятия «милосердие», «альтруизм», «эгоизм»; приводить примеры милосердия в поступках, высказывать собственное понимание милосердия и сострадания, характеризовать проявления эгоизма в собственном поведении и поведении других; формировать навыки проявлений альтруизма; развивать потребности гуманистической направленности; воспитывать гуманизм.

Оборудование. Средства мультимедиа, высказывания о милосердии, иллюстрации к теме.

 

Проблемные вопросы (запись на доске):

Ø Что такое милосердие?

Ø Кого называют альтруистом, а кого - эгоистом?

Ø Как сострадать и проявлять милосердие словом и делом?

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

Создание эмоционально - положительной атмосферы урока.

1. Вступительное слово учителя.

Человек начинается с добра.

Сказал мудрец:

Живи, добро звершай!

И наград за это не требуй!

Только в добро и высшую правду вера,

Человека отличай от обезьяны и зверя.

Пусть оживает истина стара:

Человек начинается с добра.

Так, именно из добра. Из добра к другим людям и ко всему окружающему. Ведь сказано: «Люби ближнего своего, как самого себя».

2. Диалогическое общение.

Давайте вернемся друг к другу, улыбнемся, скажем друг другу добрые и хорошие слова.

Стало ли вам лучше? Почувствовали ли вы себя счастливыми? А как вы думаете, почему?

Вывод. Людям лучше тогда, когда кто-то по-доброму к ним относится.

Возможно, кто-то расскажет нам о том, как изменилось его настроение после добрых слов, улыбки.

Рассказ одного - двух учеников.

А сейчас прослушайте песню «Если добрый ты» и скажите, какое же настроение у доброго человека, что она чувствует?

Прослушивание песни.

Ответы учащихся.

Вывод. У хорошего человека хорошее настроение, ей всегда легко. Добрый человек радостная, веселая, ей хочется поделиться радостью со всеми. Она слышит, как высоко в небе звенят струны солнечных лучей, то есть замечает красоту окружающего мира.

3. Игра «Правда - неправда»

Мы уже с вами говорили о добре и зле и определились, какой смысл вкладываем в эти понятия.

Проведем игру «Правда - неправда» и вспомним, что называем добром, а что злом.

Я читаю предложение, которое может содержать как правильное, так и ошибочное утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете листе со знаком «+», если ложное, то - со знаком «-».

1. Все хорошее в жизни людей, что отвечает их интересам, желаниям и мечтам, - это добро. (+)

2. Зло способствует сближению людей, их свободному развитию, счастью. (-)

3. Добро вызывает отчуждение людей друг от друга и их гибель. (-)

4. Все отрицательное, что разрушает жизнь и благополучие людей, - это зло. (+)

5. Доброй считают того человека, который сознательно выбирая между добром и злом, способна поступиться собственными интересами и желаниями ради других. (+)

6. Добро во все времена связывалось с любовью, милосердием, подлостью и слабодухістю. (-)

Какая же неправда в последнем предложении?

То же с чем во все времена связывалось добро?

Ответы учащихся: с любовью, милосердием.

 

II. Представление темы урока и ожидаемых учебных результатов, постановка проблемных вопросов.

Мы не случайно начали наш урок с разговора о добре, потому что сегодня мы будем говорить о милосердии, которое всегда отождествлялось с добром.

Милосердие и доброта - как два крыла, на которых держится человечество. Что такое милосердие; как же могло так случиться, что оно потеряло свою ценность, а его содержание свелось только к милостыне; почему мы часто глухи к чужому горю;кого называют эгоистом, а кого - альтруистом; как проявлять милосердие словом и делом - на все эти вопросы мы попытаемся найти сегодня ответ, а также создадим калейдоскоп мудрых мыслей о милосердии.

 

III. Работа над темой урока.

1. Игра «Нарисуй и расскажи»

На основе тех знаний и представлений, которые вы имеете, попробуйте изобразить милосердие с помощью характерного для него символа.

Демонстрация наиболее содержательных рисунков

2. Интересно знать.

С давних времен милосердие - самую высокую среди христианских добродетелей - символически изображали в виде женщины с ребенком на руках. В Ватикане в Соборе Святого Петра содержится несколько таких скульптур.[1]

3. Работа над текстом.

Символом доброты и милосердия есть также Святой Николай. Послушайте рассказ про этого Святого и попробуйте на основе услышанного дать определение милосердия и выпишите в тетради основные проявления милосердия Св. Николая.

Ничего не хватало малом Николаю - ни одежды, ни вкусной еды. И он был сирота. Мама умерла рано, за ней и папа. Мальчик рос под опекой чужих людей. Он часто выходил на улицу поиграть с детьми. Это были дети небогатых родителей. Жили они в глиняных домах, спали вповалку на полу, часто спать укладывались без ужина. Николай их жалел, но не знал, как помочь.

Был у Николая старый учитель. Однажды они читали священное Писание: «Когда ты делаешь добро, то пусть твоя правая рука не знает, что делает левое крыло...»

- Как это понимать? - спросил задумчивый Николай.

- Когда ты делаешь добро другому, то не надо об этом громко всем рассказывать. Лучше не хвастаться своими добрыми поступками.

Стояла глубокая осень. Николай знал, что много детей в их окрестности живут бедно, в голоде и холоде. Вот семья старого Александра. Мать больна, у Петруся нет обуви, а малышка Софийка утром собирала на дороге ломаччя, чтобы было чем затопить в печи.

Вечером Коля тихо, чтобы слуги не видели, направился к кладовой. Набрал в мешочек муки, налил в бутылочку масла, набрал полные карманы яблок. В своем ящике отыскал пару новых носков, новенькие постолики. Все это сложил в большую сумку и спрятал под своей кроватью.

Когда в доме все уснули, Коля тихонько, как мышка, выскользнул из кровати. Пробрался к порогу Олександрової хижины, положил там сумку и бросился домой.

Утром старый Александр не мог нарадоваться щедрыми подарками. Но кто это мог сделать, и кому сказать спасибо? С того времени Коля часто делал такие подарки бедным соседям. Люди молили Бога за неизвестного, который помогает им. И никто не догадывался, что это был Николай. Николая слуги стали замечать, как исчезают продукты, одежда, топливо из кладовых. Стали следить. Однажды, когда Коля только сдал сумку и вышел из своего двора, его догнал старший слуга. Думал, что это вор. Тогда и стало известно всем, кто заботится о бедных.

Прошли годы. Николай вырос, стал священником. Все свое добро раздал бедным людям и служил им, как только мог. За это Господь дал ему силы творить добро еще больше. Николай лечил бедных больных, заботился о детей. все его знали и любили, называли милосердным. Когда Николай умер, его причислили к святым.

 

Итак, на основе услышанного, какое определение милосердия вы можете дать?

В чем проявлялось милосердие Святого Николая? (В его поступках).

Какие милосердные поступки совершал Николай? (помогал обездоленным, наделял бедных щедрыми дарами, раздавал нуждающимся продовольствие, одежду, топливо; лечил бедных больных, заботился о детях, помогал преодолеть горе).

Вывод. Следовательно, на основе этого рассказа, мы можем сказать, что «Милосердие - самый верный знак настоящей большого человека» (В. Шекспир)?[2]

4. Работа с учебником Данилевской и Пометун.

Откройте учебник на с. 144, прочитайте первый абзац и скажите, правильно ли мы сформулировали понятие «милосердие» и определили милосердные поступки.

Вывод. Итак, милосердие - это деятельное добро, то есть такое, которое проявляется в наших поступках; оно является воплощением высокой любви к ближним.[3]

5. Игра «Составь сердце милосердной человека»

Одним из символов милосердия вы изобразили сердце. Каким же оно должно быть в милосердной человека? Давайте сейчас это выясним. [4]

Из маленьких сердечек - названий добродетелей человека, составьте сердце милосердной человека. Какие сердечки вы возьмете? Почему?

 

 

сердечность

скупость

эгоизм

зависть

равнодушие

человечность

соболезнования

злость

сопереживание

доброжелательность

зазнайство

6. Работа с учебником Молчун и Хоружей.

Как вы считаете, милосердие связано с благодарностью? (Нет).

Как подтверждение этому есть притча о милосердии и благодарность (с. 139).

Как вы поняли смысл притчи?

Или надо ожидать вознаграждение за милосердный поступок?

То же будет справедливым мнение немецкого педагога Х. Келлера: «Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении»?

Милосердного, доброго отношения требуют к себе не только люди, но и весь окружающий мир, потому что «Милосердие - это сила, способная защитить беззащитное» (Г. Честертон). Подтверждением мысли этого английского писателя является следующий стих.

Ученик читает стихотворение.

Маленьким мальчиком домой

В поле шел я в шуме трав,

И в каменном гнездышке

Сорокопудика поймал.

Держал я крепко птенец том,

И на меня зорили с руки

Его маленькие глазки,

Словно черненькие ягодки.

Над ним сияла синь цветастая,

И птиц раздавался счастливый пение...

Неужели навеки воле счастье

Он в ладони потерял?

И сжал сердце сожалению большой,

И пальцы я раскрыл: - Ану! -

И он вспорхнул с счастливым криком

В залитую солнцем вышину.

Мы с вами выяснили, что такое милосердие и переходим к нашему второму проблемному вопросу: кого называют альтруистом, а кого - эгоистом?

7. Работа с учебником Данилевской, Пометун.

В учебнике на с. 116 найдите ответ:

· Кто такой альтруист?[5]

· Кого из упоминаемых на сегодняшнем уроке мы можем назвать альтруистом и почему? (Святого Николая; его бескорыстные поступки являются проявлением альтруизма).

· Кого мы называем эгоистом?

· Приходилось ли вам встречать в своей жизни эгоистичных людей?

В определенной степени эгоизм присущ каждому человеку. Он побуждает ее к успеху, самоутверждению, к защите своего достоинства, к самосовершенствованию и т.п. Но очень плохо, когда эгоизм полностью овладевает человеком. Тогда она становится высокомерно, самоуверенной, требует от других постоянного внимания только к своей персоне, пренебрегает интересами окружающих людей ради собственных.

8. Работа над иллюстрациями «Сравните рисунки»

Перед вами два рисунка. Сравните их, обратив внимание на центрального персонажа. В чем разница между ними? На основании каких признаков вы сделали такой вывод?

 

 

Ответы учащихся.

На первом рисунке персонаж обнаруживает в своем поведении альтруизм, на втором - эгоизм.

9. Просмотр отрывка из мультфильма.

Просмотрев отрывок из мультфильма «Поросенок Фунтик», скажите, кого из героев можно назвать эгоистом и почему, а кого - альтруистом?

А кто может сказать, чем закончилась эта история?

Ответы учащихся. Дама получила по заслугам, ведь эгоизм, зло должно наказываться.

10. Работа с компьютером. Исследования.

А сейчас давайте проведем еще одно исследование и определим, какой поступок является альтруистическим, а какой - эгоистичным.[6]

· Лена - ученица шестого класса, отдала соседке - пятиклассницы учебную литературу, которой она уже не пользуется.

· Тарас всех поучает, всегда упорно отстаивает собственную позицию.

· В семье денежная нужда, но Татьяна требует, чтобы мама купила ей новое платье.

· Марийка и Софийка предложили свою помощь в благоустройстве школьной библиотеки.

 

IV. Формирование практических умений и навыков.

Работа над вопросом: как сострадать и проявлять милосердие словом и делом?

Скажите, как вы понимаете высказывание немецкого философа, писателя Вольтера: «Щедрость души всегда найдет своих сторонников, но реже - последователей»?

Ответ. Не каждый человек способен отдать частичку своей души другим, тем, кто нуждается в поддержке, не все могут и хотят откликнуться на чужое несчастье.

То же в ходе нашей дальнейшей работы мы выясним, способны ли вы отдать частичку своей души другим, знаете ли, как сострадать и проявлять милосердие словом и делом.

1. «Незаконченное предложение».

Продолжите предложения, определив свое поведение в представленных ситуациях.

· Мама пришла уставшая с работы, и я...

· Маленький братик скучает, и я...

· Цветок в вазоне опустила листочки, и я...

· Друг заболел, и я...

· У сестренки не получается задача, и я...

· Слепой мальчик подошел к пешеходному переходу, и я...

2. Работа в группах.

Задания группам. Через 1 - 2 мин. каждая группа должна назвать различные формы проявления милосердия, приведя примеры конкретных дел.

Лечение добротой нуждаются не только больные и одинокие, а и вполне благополучные и здоровые люди, у которых душа черствая и глуха к чужому горю. Лечение милосердием нужно тем, кто не видит и не слышит обиды и боли, несправедливости и несчастья. Прослушайте стихотворение «Цветы для мамы» и проанализируйте поведение торговца.

Ученик читает стихотворение

- Дяденька, мамка любила красные

(Мигом увлажнились лески ресниц).

Дайте, пожалуйста, на 200 купонов,

Сейчас как раз годовщина по ней.

Сытый торговец глазами владыки

Глянул на парня, что явно тосковал.

Вынул из корзины чахлую гвоздику

И... спохватившись, обратно положил.

- Жаль, признаюсь, таких мне очень,

Что остались малыми без мам.

Только денег на одну у тебя, дружище,

А на могилу две надо, запомни.

С ярмарки выбрался, словно из бездны,

Тихий вздох прорвалось, как плач...

- Хотел принести тебе цветов сегодня,

Только... Прости меня, мама, прости.

 

V. Итог урока.

1. Составление ассоциативного куста.

Подытоживая все сказанное сегодня о милосердии, составим ассоциативный куст со словом «милосердие». Этот вид работы вам знаком. Итак, какие ассоциации возникают у вас при слове милосердие?[7] (Доброта, отзывчивость, сострадание, помощь другим, любовь к ближним, добрый совет, сопереживание, внимательность).

2. Игра - диагностика «Лети, лети, лепесток».

Сегодня у вас есть прекрасная возможность выразить одно из ваших желаний. Чтобы оно сбылось, надо оторвать от волшебного цветка лепесток и произнести такие слова (запомните их):

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Обернувшись, сделай круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Каждый ученик отрывает лепесток с цветка, изготовленной из цветной бумаги, и выражает свое желание. Игра помогает определить, у кого из учеников преобладает потребность эгоистической направленности, а у кого - альтруистической.

3. Заключительное слово учителя.

Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло ладоней, добро, которое излучает каждый из нас, искренность и непосредственность. Пусть тепло ваших сердец передастся через руки. А я вам передаю частичку своего сердца заповедям любви и милосердия.

Учитель вручает каждому ученику бумажные сердечки, на обратной стороне которых написаны заповеди:

Не зобидь ни старика, ни ребенка,

Поделись последним сухарем,

Только раз мы на земле живем:

Сей любовь, красота ее единственная.

Зло ничего не дает, кроме зла,

Умей прощать, как прощает мать,

На добро добром спеши воздать -

Мудрость всегда доброй была.

Вытри пот соленый со лба,

И работай, забыв про усталость,

Потому что человек ценится по тому,

Ли она сделала, что могла,

Сколько сил у нее хватало,

Чтобы на свете больше счастья стало.

 

VІ. Домашнее задание.

1. Проработать текст «вам свойственно милосердие» (Молчун, Хоружая, с. 146).

2. Вспомните милосердные, благородные поступки, которые вы сделали в собственной жизни. Напишите их краткое содержание.