Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 8 ВИДА ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА

8.1. ВИДЫ ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА

Общие положения

Двадцатый век был веком урбанизации, т.е. беспрецедентного роста население городов. Если в начале нашего века население городов составляло около 13%, то теперь уже - более 50%. Вместе с ростом населения городов должно развиваться и транспортное обеспечение перемещений пассажиров и грузов.

В наше время городской транспорт крупных городов может объединять все виды известного нам транспорта, но сюда еще добавляются чисто городские виды - метро, фуникулер, подвесные и специальные дороги.

Следует учесть, что за последнее время большую роль в городском транспорте начал играть и автомобильный транспорт индивидуального пользования.

Подвижной состав городского транспорта имеет следующие виды:

1) автомобильные - автобусы, такси, легковые и грузо-пассажирские;

2) электрические - трамваи, троллейбусы, метро, фуникулеры, подвесные и специальные колейные дороги;

3) водные - теплоходы, паромы, катера, моторные лодки.

Современные городские автобусы - это высоко комфортабельные пассажирские автомобили, которые могут вместить около 200 пассажиров.

Такси - это обычные автомобили, приспособленные специально для перевозок как пассажиров, так и груза в основном на короткую дистанцию.

Трамваи - это транспортные средства с электрическими двигателями, которые движутся по железнодорожной колеи, как электровозы, и имеют свою электрическую сеть с высокой напряжением.

Троллейбусы - транспортные средства с электрическими двигателями, которые не нуждаются в железнодорожного пути, но должны иметь свою электрическую систему питания.

Метро - это транспортные средства - электропоезда железнодорожного типа, которые двигаются в основном под землей.

Фуникулеры, подвесные дороги и специализированные путевые дороги - это тоже электротранспортные средства, которые нуждаются в специальных железнодорожных путей и электросетей.

Современные троллейбусы обеспечивают перевозки до 200 пассажиров в одном транспортном средстве.

Метро - самый молодой вид городского транспорта. Первое метро в бывшем СССР построено в Москве в 1935 году. Сейчас метро действует в Киеве, Днепропетровске, Харькове.

В зависимости от роста городов, резко усложняются и проблемы транспорта. Например, в городе Киеве ощущается недостаточное количество мостовых соединений, а с этим связана и необходимость расширения метро.

Проблема обостряется и тем, что наряду с увеличением объемов перевозок растет их дальность, а это значит, что увеличивается время доставки пассажиров и грузов, поэтому нужны высокоскоростные линии транспорта. В данном случае транспортники значительно ограничиваются требованиями безопасности движения.

Средние скорости движения различных видов городского транспорта приведены в таблице.

Скорость, км/ч.

Виды

транспорта

Скорость, км/ч.

Максимальная

конструктивная

средняя по городу

на пригородных линиях

Автобус

70-100

16-23

25-30

Трамвай

60-75

16-23

30-35

Такси

100-140

21-28

45-50

Метро

80-100

45-50

45-50

Электропоезд

100-130

40-50

40-50

 

Повысить скорость можно только благодаря новым скоростным линиям трамвая, метро или подвесным дорогам.

Увеличение провозной способности городского транспорта в основном зависит от конструкции дорог. Современные дороги позволяют проезд автомобильного транспорта с нагрузкой на одну колесную ось до 10 т, а в некоторых случаях - до 13 т. Эти условия очень ограничивают конструкторов автомобилей и троллейбусов, потому что в трьохосьовому транспортном средстве можно перевезти не более 180 пассажиров, а если хотим больше 180, то надо уже ставить более четырех осей, а это очень сложно с точки зрения обеспечения безопасного управления и торможения средства.

Ниже приведена пропускная способность современного городского транспорта.

Вид транспорта

Вместимость, пасс.

Провозная способность, пас./час

всего

сидячих

теоретически

реально

Автобус среди.

60

32

9000-10000

6000

Автобус вел. вм.

90

35

 

7200

Троллейбус вел. вм.

68

35

 

4100

Троллейбус ос. вэл.

180

110

8000-9000

5300

Трамвай, один вагон

85

37

13500-18000

5100

Трамвай, два вагона

300

100

 

12000

Метро 6 весов.

720

276

40000

28000

Метро 8 весов.

960

368

 

38400

Эл. поезд 10 весов.

1600

1056

60000

48000

Большую опасность для города представляют выбросы в атмосферу вредных веществ двигателями транспортных средств. Наибольшую опасность представляют газы как бензиновых, так и дизельных двигателей: (СО), (НС), (N0) и (ЗО), а также выбросы сажи и свинца.

Поэтому в настоящее время во всех государствах мира возросли требования к автомобильных двигателей, до установки на них специальных устройств нейтрализации газов.

Кроме того, большое внимание уделяется электромобилям и автомобилям, которые могут работать на альтернативных видах топлива, например, водородных автомобилях, в которых газовые выбросы - это водяной пар.

На сегодняшний день так называемые «маршрутки» является достаточно серьезной проблемой:

• они вытесняют трамваи, троллейбусы, автобусы;

• перевозки осуществляются частными предприятиями, указывая на то, что большая количество пассажиров отказывается от услуг государственного транспорта;

• очень большая степень загрязнения окружающей среды.

Быстрыми темпами развивается перевозка пассажиров троллейбусами, которые составляют около 30% общего объема городских перевозок, организованный в Украине в Киеве (1935) и Харькове (1939) году. Протяженность троллейбусных линий составляет 4,2 тыс. км (в 1995 году перевезено 2,5 млрд. пассажиров в 46 городах).

На 1990 год большинство городов Украины имела автобусное сообщение, 45 городов - троллейбусное и 24 - трамвайное.

В 1995 году в 24 городах Украины функционировал трамвайный транспорт. Общая протяженность трамвайных путей в городах Украины составляет 2,2 тыс. км. В 1995 году трамвайным транспортом перевезено свыше 1,5 млрд. человек.

В конце 70-х гг. внедрены скоростные трамваи. Первые колеи открыт в Киеве (1987), в Кривом Роге. Общая длина путей скоростного трамвая в 1995 году составляла 41,8 км. Наиболее молодым городским видом транспорта является метро, строительство которого было начато в г. Киеве в 1949 году управлением Киевметрострой, а первая линия вступила в строй в 1960 году («Вокзальная-Днепр»), Вторым городом в Украине, где построено метро, стал Харьков (1978 год). Эксплуатационная длина путей (в двухпутном исчислении) в 1995 году составляла 78,8 км. Этим видом транспорта в этом самом году перевезено более 700 млн. пассажиров.

Существенную роль в городских перевозках играют автомобили индивидуальных владельцев. По видам перевозок городской транспорт подразделяется на грузовой и пассажирский. Довольно часто в городах пассажирский транспорт выполняет большие объемы перевозок, чем грузовой. Главными видами городского транспорта являются сухопутный рельсовый и сухопутный безрельсовый. Если есть условия, то в городах применяется и водный транспорт.

Пассажирский транспорт проектируют в зависимости от пассажиропотока в часы, когда он достигает своей наибольшей величины. Такие всплески интенсивности пассажиропотока наблюдаются обычно утром и вечером, когда люди идут на работу и возвращаются с работы.

Сейчас крупные города Европы имеют такой подвижной состав городского транспорта:

• метрополитены;

• трамваи;

• автобусы;

• пригородные железные дороги;

• такси.

Для приглашения пассажиров на общественный транспорт применяются льготные тарифы в виде специальных карточек. Однако транспорт общего пользования пока в большинстве городов не успевает за потребностями перевозок, потому что интенсивно растут потоки пассажиров пригородных районов, которые быстро развиваются.

Быстро также растут пригородные зоны. В связи с большим ростом количества пассажиров прилегающих к городам областей, нужна реконструкция всей системы городского транспорта.