РАЗДЕЛ 8 ВИДА ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА
8.1. ВИДЫ ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ГОРОДА
Общие положения
Двадцатый век был веком урбанизации, т.е. беспрецедентного роста
население городов. Если в начале нашего века население городов составляло около
13%, то теперь уже - более 50%. Вместе с ростом населения городов должно
развиваться и транспортное обеспечение перемещений пассажиров и грузов.
В наше время городской транспорт крупных городов может объединять все виды известного нам
транспорта, но сюда еще добавляются чисто городские виды - метро, фуникулер,
подвесные и специальные дороги.
Следует учесть, что за последнее время большую роль в городском транспорте начал
играть и автомобильный транспорт индивидуального пользования.
Подвижной состав городского транспорта имеет следующие виды:
1)
автомобильные - автобусы, такси, легковые и грузо-пассажирские;
2)
электрические - трамваи, троллейбусы, метро, фуникулеры, подвесные и специальные
колейные дороги;
3)
водные - теплоходы, паромы, катера, моторные лодки.
Современные городские автобусы - это высоко комфортабельные пассажирские автомобили, которые
могут вместить около 200 пассажиров.
Такси - это обычные автомобили, приспособленные специально для перевозок как
пассажиров, так и груза в основном на короткую дистанцию.
Трамваи - это транспортные средства с электрическими двигателями, которые движутся по
железнодорожной колеи, как электровозы, и имеют свою электрическую сеть с высокой
напряжением.
Троллейбусы - транспортные средства с электрическими двигателями, которые не нуждаются в
железнодорожного пути, но должны иметь свою электрическую систему питания.
Метро - это транспортные средства - электропоезда железнодорожного типа, которые двигаются
в основном под землей.
Фуникулеры, подвесные дороги и специализированные путевые дороги - это тоже
электротранспортные средства, которые нуждаются в специальных железнодорожных путей и
электросетей.
Современные троллейбусы обеспечивают перевозки до 200 пассажиров в одном
транспортном средстве.
Метро - самый молодой вид городского транспорта. Первое метро в бывшем СССР
построено в Москве в 1935 году. Сейчас метро действует в Киеве,
Днепропетровске, Харькове.
В зависимости от роста городов, резко усложняются и проблемы транспорта.
Например, в городе Киеве ощущается недостаточное количество мостовых соединений,
а с этим связана и необходимость расширения метро.
Проблема обостряется и тем, что наряду с увеличением объемов перевозок растет
их дальность, а это значит, что увеличивается время доставки пассажиров и грузов,
поэтому нужны высокоскоростные линии транспорта. В данном случае транспортники
значительно ограничиваются требованиями безопасности движения.
Средние скорости движения различных видов городского транспорта приведены в таблице.
Скорость,
км/ч.
Виды
транспорта
|
Скорость, км/ч.
|
Максимальная
конструктивная
|
средняя по городу
|
на пригородных линиях
|
Автобус
|
70-100
|
16-23
|
25-30
|
Трамвай
|
60-75
|
16-23
|
30-35
|
Такси
|
100-140
|
21-28
|
45-50
|
Метро
|
80-100
|
45-50
|
45-50
|
Электропоезд
|
100-130
|
40-50
|
40-50
|
Повысить скорость можно только благодаря новым скоростным линиям трамвая, метро
или подвесным дорогам.
Увеличение провозной способности городского транспорта в основном зависит от
конструкции дорог. Современные дороги позволяют проезд автомобильного транспорта с
нагрузкой на одну колесную ось до 10 т, а в некоторых случаях - до 13 т. Эти
условия очень ограничивают конструкторов автомобилей и троллейбусов, потому что в
трьохосьовому транспортном средстве можно перевезти не более 180 пассажиров, а
если хотим больше 180, то надо уже ставить более четырех осей, а это очень
сложно с точки зрения обеспечения безопасного управления и торможения средства.
Ниже приведена пропускная способность современного городского транспорта.
Вид транспорта
|
Вместимость, пасс.
|
Провозная способность, пас./час
|
всего
|
сидячих
|
теоретически
|
реально
|
Автобус среди.
|
60
|
32
|
9000-10000
|
6000
|
Автобус вел. вм.
|
90
|
35
|
|
7200
|
Троллейбус вел. вм.
|
68
|
35
|
|
4100
|
Троллейбус ос. вэл.
|
180
|
110
|
8000-9000
|
5300
|
Трамвай, один вагон
|
85
|
37
|
13500-18000
|
5100
|
Трамвай, два вагона
|
300
|
100
|
|
12000
|
Метро 6 весов.
|
720
|
276
|
40000
|
28000
|
Метро 8 весов.
|
960
|
368
|
|
38400
|
Эл. поезд 10 весов.
|
1600
|
1056
|
60000
|
48000
|
Большую опасность для города представляют выбросы в атмосферу вредных веществ
двигателями транспортных средств. Наибольшую опасность представляют газы как
бензиновых, так и дизельных двигателей: (СО), (НС), (N0) и (ЗО), а также выбросы
сажи и свинца.
Поэтому в настоящее время во всех государствах мира возросли требования к автомобильных двигателей,
до установки на них специальных устройств нейтрализации газов.
Кроме того, большое внимание уделяется электромобилям и автомобилям, которые могут
работать на альтернативных видах топлива, например, водородных автомобилях, в
которых газовые выбросы - это водяной пар.
На сегодняшний день так называемые «маршрутки» является достаточно серьезной проблемой:
•
они вытесняют трамваи, троллейбусы, автобусы;
•
перевозки осуществляются частными предприятиями, указывая на то, что большая
количество пассажиров отказывается от услуг государственного транспорта;
•
очень большая степень загрязнения окружающей среды.
Быстрыми темпами развивается перевозка пассажиров троллейбусами, которые составляют
около 30% общего объема городских перевозок, организованный в Украине в
Киеве (1935) и Харькове (1939) году. Протяженность троллейбусных линий составляет
4,2 тыс. км (в 1995 году перевезено 2,5 млрд. пассажиров в 46 городах).
На 1990 год большинство городов Украины имела автобусное сообщение, 45 городов -
троллейбусное и 24 - трамвайное.
В 1995 году в 24 городах Украины функционировал трамвайный транспорт. Общая
протяженность трамвайных путей в городах Украины составляет 2,2 тыс. км. В 1995
году трамвайным транспортом перевезено свыше 1,5 млрд. человек.
В конце 70-х гг. внедрены скоростные трамваи. Первые колеи открыт в Киеве
(1987), в Кривом Роге. Общая длина путей скоростного трамвая в 1995 году
составляла 41,8 км. Наиболее молодым городским видом транспорта является метро,
строительство которого было начато в г. Киеве в 1949 году управлением
Киевметрострой, а первая линия вступила в строй в 1960 году («Вокзальная-Днепр»),
Вторым городом в Украине, где построено метро, стал Харьков (1978 год).
Эксплуатационная длина путей (в двухпутном исчислении) в 1995 году составляла
78,8 км. Этим видом транспорта в этом самом году перевезено более 700 млн.
пассажиров.
Существенную роль в городских перевозках играют автомобили индивидуальных
владельцев. По видам перевозок городской транспорт подразделяется на грузовой
и пассажирский. Довольно часто в городах пассажирский транспорт выполняет большие
объемы перевозок, чем грузовой. Главными видами городского транспорта являются
сухопутный рельсовый и сухопутный безрельсовый. Если есть условия, то в городах
применяется и водный транспорт.
Пассажирский транспорт проектируют в зависимости от пассажиропотока в часы, когда он
достигает своей наибольшей величины. Такие всплески интенсивности пассажиропотока наблюдаются
обычно утром и вечером, когда люди идут на работу и возвращаются с работы.
Сейчас крупные города Европы имеют такой подвижной состав городского транспорта:
•
метрополитены;
•
трамваи;
•
автобусы;
•
пригородные железные дороги;
•
такси.
Для приглашения пассажиров на общественный транспорт применяются льготные
тарифы в виде специальных карточек. Однако транспорт общего пользования
пока в большинстве городов не успевает за потребностями перевозок, потому что интенсивно
растут потоки пассажиров пригородных районов, которые быстро развиваются.
Быстро также растут пригородные зоны. В связи с большим ростом количества
пассажиров прилегающих к городам областей, нужна реконструкция всей системы
городского транспорта.