Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 7 АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ (АТ)

7.6. АЭРОПОРТЫ УКРАИНЫ

  Региональный международный аэропорт

Региональный международный аэропорт (РМА) является государственным предприятием гражданской авиации и в Украине входит в сферу управления Министерства транспорта.

Основным документом, регламентирующим деятельность аэропорта, является устав.

Функционирования РМА организовано и осуществляется на основании законодательных актов Украины, которые регулируют деятельность гражданской авиации в государстве, а также нормативных актов Министерства транспорта, Государственного департамента авиационного транспорта и других действующих нормативных актов, регламентирующих деятельность аэропортов, для безопасного, регулярного и эффективного обеспечения полетов, обслуживание перевозок и пассажиров. РМА имеет право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность на основе действующего законодательства Украины и международного права. Внешнеэкономическая деятельность аэропорта в первую очередь осуществляется в сфере обслуживания как регулярных, так и нерегулярных воздушных перевозок пассажиров на коммерческой основе, а также в авиационной деятельности.

Коммерческие права и права на обслуживание международных воздушных перевозок аэропорт получает на основании международных договоров Украины с другими государствами, а также на основании прямых договоров со своими зарубежными партнерами. Одновременно РМА выполняет ряд специфических функций. Он обеспечивает наземное обслуживание самолетов авиакомпаний, государственных, коллективных, частных владельцев и перевозчиков на государственных, международных и межгосударственных авиалиниях, обслуживает трансферные и транзитные перевозки на договорных условиях с обязательным

соблюдением необходимых правил и норм обслуживания; разрабатывает совместно с перевозчиками (авиакомпаниями) расписание движения самолетов через аэропорт, организует и обеспечивает полеты радиотехническими и светотехническими средствами и связью, авиационными горюче-смазочными материалами (ГСМ) и т.д.

РМА осуществляет эксплуатацию аэропортовой инфраструктуры, аэровокзальных и грузовых комплексов, наземного оборудования и сооружений, переданных в аэропорту полное хозяйственное владение. В рамках своей деятельности аэропорт обеспечивает безопасность и регулярность полетов самолетов, технически оснащает их и обслуживает, выполняет обязательные и дополнительные работы (на основе договоров с собственниками самолетов), оказывает услуги. Принимает участие в расследовании или осуществляет расследование авиационных происшествий и инцидентов в соответствии с нормативными актами в пределах своей компетентности и ответственности. Предоставляет пассажирам международных, межгосударственных и внутренних воздушных линий коммунально-бытовые и услуги с проведения валютных операций.

Вместе со специальными службами заботится о выполнении требований авиационной безопасности на территории аэропорта, мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и аэропорта.

Организует проведение санитарно-карантинных мероприятий, медико-санитарного обслуживание работников аэропорта как самостоятельно, так и на договорных принципах. Вместе с авиакомпанией базирования организует и выполняет поисково-спасательные работы в соответствии с нормативными актами и в рамках своей ответственности. Обеспечивает декларирование грузов. Осуществляет бесперебойную эксплуатацию аэропорта, аэродромных и аэропортовых сооружений и других объектов, обеспечивают полеты, а также авиационной наземной техники. Закупает и вводит в эксплуатацию новую технику, а также совершенствует технологию обслуживание пассажиров и организацию перевозок.

В пределах установленной ответственности обеспечивает руководство воздушным движением, отвечает за безопасность полетов в зоне своей деятельности. Организует метеорологическое и штурманское обеспечение полетов, которые осуществляются в аэропорта (брифинг). Использует разнообразные формы организации труда в трудовых коллективах, способствует развитию творческой активности рабочих, организует их обучение и повышение квалификации, осуществляет обмен передовыми методами организации труда с другими авиапредприятиями.

Принимает меры по охране труда и окружающей среды, охраны и сохранность имущества, профилактической работы на объектах, противопожарной безопасности в аэропорта. Выполняет разработку, внедрение в производственную деятельность новых технологий, оборудования на основании договоров со сторонними предприятиями и организациями. Проводит самостоятельную и совместную внешнеэкономическую деятельность, реализует продукцию, отходы производства. Самостоятельно определяет структуру управления и устанавливает штаты.

Руководство деятельностью аэропорта осуществляет генеральный директор, который назначается в соответствии с контрактом Минтрансом. Совещательным, экспертным и консультативным органом руководства аэропорта является научно-технический совет (НТС). Она рассматривает и принимает научные рекомендации относительно главных направлений развития и реконструкции аэродрома, привлечения инвестиций, анализа перспективных программ и предложений, использования научно-технического и интеллектуального потенциала региона в решении проблем развития и научно-технического обеспечения деятельности аэропорта. Непосредственно генеральному директору подчиняются его заместители и директора по направлениям, а также ряд самостоятельных структурных подразделений и служб. Решение социальных вопросов, защиты прав рабочих аэропорта координируется профсоюзным комитетом и отделом бухгалтерского учета и финансов (ВБОФ).

Взаимоотношения аэропорту с авиаперевозчиками и другими пользователями

Аэропорт обеспечивает право равного доступа и равные условия деятельности авиаперевозчикам всех форм собственности, выполняющим полеты (перевозки) выданными им лицензиями, в том числе предоставляет информацию, необходимую для организации и выполнения перевозок, сдает в аренду (использование) необходимые для обеспечения авиационной деятельности объекты, сооружения, емкости для хранения ГСМ, оборудования, АНТ, ангары, МС, площади и помещения в терминалах, места в гостинице, земельные участки на территории аэропорта с учетом имеющихся производственных мощностей и при условии эффективного использования имущественного комплекса аэропорта. Руководство аэропорта должно исключить дискриминационный экономическое давление на эксплуатантов и ограничения их коммерческих прав, кроме случаев, когда такие ограничения направлены на обеспечение безопасности перевозок, выполнение требований государственных органов и в случае форсмажорных обстоятельств. Передача в субаренду любого арендованного в аэропорту юридическими или физическими лицами имущества не допускается. С целью обеспечения технологических связей по приему, отправка ПС и обслуживания авиаперевозок аэропорт заключает договоры с авиакомпаниями, в которых определяются перечень и процедуры предоставления услуг и юридическая ответственность сторон. Все службы договаривающихся сторон, задействованные в обеспечении взлета и посадки ВС, находящихся в оперативном взаимодействии с центральной диспетчерской аэропорта. Стороны используют только утвержденные или согласованные с руководством аэропорта технологии наземного обслуживания ВС, пассажиров, обработки почты, багажа, грузов и выполнения других видов хозяйственной деятельности. По условиям договора аэропорт устанавливает порядок доступа к любой зоны, которая используется (арендуется) клиентурой, и предоставление необходимой информации для проверки выполнения условий договора. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора стороны имеют право его досрочного прекращения (расторжения). Если до аэропорта обращается несколько клиентов с запросом на аренду одних и тех же зданий, сооружений, автостоянок, оборудования или предложений по выполнению работ и оказанию услуг, решение принимается на конкурсной основе, где приоритет имеют клиенты, которые:

• ранее выполняли аналогичные работы по договору в аэропорту (в том числе на приоритетных основах - базовой авиакомпании);

• подготовили бизнес-план, который подтверждает возможность выполнения щонайкращого предусмотренных уставом аэропорту производственных функций и имеет достаточные условия для обеспечение стандартов качества обслуживания.

Во время заключения договора с авиакомпаниями приоритет, кроме указанных, предоставляется:

• авиакомпаниям, которые выполняют особо важные, в т. ч. правительственные, перевозки;

• авиакомпаниям, выполняющих международные авиаперевозки по расписанию;

• авиакомпаниям, которые выполняют внутренние авиаперевозки по расписанию;

• авиакомпаниям, которые выполняют международные и внутренние авиаперевозки на чартерной основе.

Условия договора определяют по единой методологии, которую устанавливает Министерство транспорта Украины, и должны быть едиными для всех авиаперевозчиков, поскольку зависят только от типа ПС и перечня услуг, а также имеют отвечать антидемпинговым и другим требованиям международных соглашений, заключенных Украиной.

Размеры ставок и сборов и все их изменения утверждаются и регистрируются согласно порядка, установленного Укравиатрансом.

Государственное регулирование ценовой политики аэропорта и контроль за использованием им единой системы авиационных ставок и сборов выполняют Министерство транспорта и Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке экономических структур. Государственное регулирование ценовой политики аэропорта включает как регулярный, так и выборочный контроль, анализ и оценку следующих основных аспектов ценовой политики:

• уровня цен (ставок и сборов), приняв во внимание правильность их расчетов, соответствие темпам роста расходов аэропорта и уровню его рентабельности, установленном оптимально (по итогам года в целом);

• соответствия объемов и качества услуг (работ), которые фактически предоставляются аэропортом любой авиакомпании, полученным из нее ставкам, сборам (согласно объемов и качества услуг, предусмотренных в расчетах цен аэропорту);

• сроков пересмотра цен;

• достоверности расчетов с авиакомпаниями по ставкам и сборам, взяв к внимание объемы предварительной платы за услуги аэропорта, сроки выставления аэропортом счетов, соответствия оформления счетов (с отражением объемов работ для авиакомпаний) и организации установленного учета в аэропорта;

• политики аэропорта во взаимоотношениях со сторонними предприятиями и организациями, предоставляющими услуги по аэропортовому обслуживанию, в т. ч. с базовой авиакомпанией (поощрение развития конкуренции, ответственности и контроля за ценами и качеством услуг).

Аренда, концессии по обслуживанию основной деятельности авиаперевозчиков предоставляются аэропортом за плату, которая предусматривает компенсацию затрат аэропорта на обеспечения авиационной деятельности и воспроизводства используемого имущества либо на других взаимовыгодных для обеих сторон условиях.

В случае выделения временных интервалов авиаперевозчикам аэропорт, по согласованию с авиаперевозчиками, определяет время наземного обслуживания (прибытие/отправление) ПС с учетом функциональной способности, объектов и служб и их фактической загрузки.

При невозможности предоставления авиаперевозчику того временного интервала, который он спрашивает, аэропорт обязан предложить ему другой ближайший часовой интервал.

Назначая авиаперевозчикам временные интервалы (Лоты), аэропорт руководствуется документом Европейского совета от 18.01.93 года, за № 95/93 и выполняет все процедуры согласно документу ИАТА SSІМ.

Аэропорт отвечает за выделение авиаперевозчикам временных интервалов для обслуживание в аэропорту и контролирует процесс их использования.

Регламент деятельности аэропорта базируется на принципах:

• эффективности (максимальное использование пропускной способности аэропорта);

• беспристрастности (работа на основании объективных критериев);

• прозрачность (доступность информации для всех заинтересованных сторон);

• использование справедливых и не дискриминационных процедур выделения временных интервалов и предоставления обслуживания;

• сохранение прав предыдущих участников авиаперевозок;

• предоставление возможности выхода на рынок новым участникам авиаперевозок.