Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

КАРЬЕРА - процесс и результат перемещения индивида между трудовыми позициями или профессиональными занятиями в течение трудовой жизни. Самыми распространенными в социологии существуют два подхода к определению К. Один из них отождествляет К. с социально признанными образцами последовательности профессиональных занятий, упорядоченных в иерархии престижа, власти и вознаграждений. Такая интерпретация близка к повседневному употреблению слова К., но охватывает только определенную часть работающих. В рамках другой соціол. традиции К. рассматривается как развернутая во времени последовательность трудового опыта человека и считается, что каждый, кто работает, имеет К. Синонимами К. в социологии есть "профессиональное продвижение", "продвижение по служебной лестнице", "профессиональное роста" и т.д. Получило распространение также синонимично употребление термина "К". - "внутрішньогенераційна социальная дизайн".

До понятийного словаря социологии термин "К" вошел в первой пол. XX в. с достаточно широким значением, охватывающего не только сферу труда, но и, напр., девиантное поведение, стадии течения психических заболеваний человека, образцы потребления и т.д. Четкое определение целесообразности применения понятия К. как инструмента анализа и описания процессов, имеющих место в сфере труда, ее распределения и социальной организации впервые появляется в работах амер. социолога Э. Хьюза, автора моногр. "Люди и их работа".

К. выполняет ряд важных социальных функций. Она является составной частью процесса воспроизводства трудового потенциала общества, формирование трудовых поколений профессиональных кадров; элементом социального контроля, сочетающий в себе как материальные, так и нематериальные средства; К., как направлен в будущее, известный из опыта предшественников путь развертывания трудовой жизни, дает возможность человеку видеть перспективу собственного профессионального развития, является средством его самоутверждения и самореализации; устоявшиеся в обществе линии К. является посреднической структурой, соотносимой модели поведения и жизненные шансы индивидов с макроструктурами общества.

В зависимости от цели и определение К. исследователями социальное пространство К. приобретает вид то рынка труда в целом, отдельных отраслей профессиональной деятельности или отдельно взятой организации, корпорации, предприятия и т.д. Любая позиция К. интерпретируется как сочетание нескольких переменных, напр., заработной платы, престижа, уровня квалификации, власти и т.д. Но продвижение четко выделенными формальными позициями не исчерпывает содержания К. В процессе исследования того, как сами индивиды чувствуют и расчленяют социальное пространство на значимые для них позиции, оказывается, что смысл последних состоит также из ряда формально фиксированных различий, которые являются существенными для интерпретации индивидами их карьер.

Современному развитому индустриальному обществу присущи три идеальные типы К.: бюрократическая, профессиональная и предпринимательская. Они существенно отличаются по логике развертывания К., организационными принципами, мотивацией, способами получения вознаграждения и т.д. Реальные карьеры является преимущественно сочетанием элементов каждого типа, результатом чего становится разнообразие как осуществленных карьер, так и представлений о них. В соціол. исследованиях К. типологізується также в зависимости от направления перемещений человека в иерархии рабочих мест (восходящая, нисходящая, зигзагообразная), скорости продвижения (замедленная, нормальная, стремительная).

Процесс превращения возможности К. в ее наличии происходит как взаимодействие многих факторов, различных по своей природе и силе воздействия. Выделяют социально-структурные предпосылки К., прежде всего тип системы образования, сложившийся в данном обществе, ее доступность и взаимосвязь с рынком труда, разделение последнего на первичный и вторичный, внешний и внутренний; структура собственности, роль государства в экономике; тесно связана с технологией структура занятости в определенных отраслях в-ва; трудовая организация, ее структурные характеристики и принадлежность к тому или иному типу собственности; место проживания индивидов; принадлежность человека к социальным сетям Успешность К. в большой степени опосредуется также личностными характеристиками индивидов. По результатам соціол. исследований известно, что индивиды разного возраста, образования, пола, социального происхождения, способностей, притязаний имеют неодинаковые по продолжительности и размаху траектории продвижения.

Изучение К. в социологии происходит в рамках лонгитюдных или ретроспективных исследований, а также путем анализа индивидуальных мемуаров, биографий, автобиографий, трудовых книжек и т.д. Значительный методол. и методический опыт исследования К. накоплен зарубежной, прежде всего зап. социологии. За несколько десятилетий последняя прошла путь от исследования отдельных случаев профессионального продвижения к легитимации социологии К. в организациях, возникновение теории К., а также практ. воплощение полученных знаний, то есть разработка и внедрение систем планирования К. на конкретных предприятиях, в фирмах, корпорациях. Современный этап исследований К. характеризуется осознанием необходимости проведения междисциплинарных и сравнительных кросс - культурных исследований как наиболее плодотворных направлений получения новых знаний в этой области.