Модуль 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ 
ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РАЗДЕЛ 6
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
 
Ключевые термины: 
Ø
бюджет, 
Ø
бюджетный 
механизм, 
Ø
бюджетная 
политика, 
Ø
бюджетный 
устройство, 
Ø
бюджетная 
система, 
Ø
бюджетный 
процесс, 
Ø
закреплены 
доходы, 
Ø
регулируемые 
доходы, 
Ø
бюджетные 
резервы, 
Ø
дотации, 
Ø
субсидии, 
Ø
субвенции, 
Ø
бюджетная 
классификация, 
Ø
бюджетное 
планирование, 
Ø
бюджетное 
прогнозирования, 
Ø выполнение бюджета.
 
6.1. Сущность, значение и функции 
государственного бюджета
 
Для выполнения своих функций государство 
должна иметь достаточные денежные фонды. Эти фонды она формирует путем перераспределения 
валового внутреннего продукта. Важнейшим средством, через который государство 
осуществляет распределение и перераспределение внутреннего продукта, является государственный бюджет. 
Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая 
категория. Через бюджет государства воспроизводится вся ее многогранная деятельность и 
обеспечивается выполнение ее функций. В нем сочетаются доходы и расходы 
государства.
Функционирования бюджета государства 
определяется следующими причинами:
Ø существованием товарно-денежных 
отношений;
Ø функционированием государства;
Ø потребностями расширенного воспроизводства.
Прежде всего необходимо отметить, что 
государственный бюджет является самостоятельной экономической категорией. Эта категория, будучи 
частью финансов, характеризуется такими же признаками, которые присущи финансам 
в целом, но одновременно имеет свои особенности, которые отличают ее от других сфер 
и звеньев финансовых отношений. К этим особенностям относят:
1) бюджет является особой экономической 
формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в 
руках государства и использованием ее с целью удовлетворения потребностей всего общества 
и отдельных административно-территориальных формирований;
2) с помощью бюджета 
происходит перераспределение ВВП, реже - национального богатства между отдельными 
отраслями экономики, административно-территориальными формированиями, сферами 
общественной деятельности;
3) пропорции бюджетного 
перераспределения стоимости в большей мере, чем в других звеньях финансовой системы, 
определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, которые 
стоят перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
4) сфера бюджетного распределения 
занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым 
положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Таким образом, можно сделать вывод 
об специфическое общественное назначение государственного бюджета - обеспечить распределение 
и перераспределение ВВП между отраслями экономики, слоями населения и территориями с 
целью повышения эффективности экономики и благосостояния граждан.
Поскольку бюджет государства является сложным и 
многогранным явлением в обществе, его рассматривают с трех позиций (рис. 
6.1).
 

 
Рис. 6.1. Сущность бюджета государства как социально-экономической 
категории
 
По экономическому содержанию бюджет представляет 
собой совокупность денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и 
физическими лицами, с другой стороны, по поводу формирования и использования 
централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения выполнения 
государством ее функций.
Финансовые отношения, которые складываются 
у государства с юридическими и физическими лицами называются бюджетными. 
Централизация части ВВП в бюджете является платой общества за выполнение государством 
ее функций, таких как управление обществом, оборона страны, экономическая и 
социальная.
Кроме того, государство, выступая 
собственником средств производства в государственном секторе, осуществляет предпринимательскую 
деятельность и соответственно является одним из субъектов создания и распределения ВВП. Как показывает мировой опыт, роль государства в 
распределительных процессах с развитием рыночных отношений должна возрастать, и государственный 
бюджет в этом контексте является самым совершенным средством для осуществления перераспределения 
финансовых ресурсов в частности и национального богатства в целом.
По материальному содержанию бюджет 
государства представляет собой централизованный денежный фонд государства. Объем государственного 
бюджет - это годовая сумма средств, проходящих через этот фонд. Он находится в 
постоянном движении: практически ежедневно к нему поступают средства и осуществляется 
финансирование расходов. В связи с этим необходима четко налаженная система 
управление бюджетом с целью обеспечения своевременного и полного поступления 
доходов и рационального и эффективного использования его средств.
По форме проявления бюджет является основным 
финансовым планом, в котором отражается деятельность государства и местных 
органов власти и управления. Как финансовый план государственный бюджет представляет собой 
баланс доходов и расходов. В то же время это не просто роспись доходов и расходов 
государства - это отражение ее экономической и социальной, международной и 
оборонной, а главное финансовой (во всех ее направлениях) политики. Это форма проявления 
рассмотренной выше совокупности перераспределительных отношений в обществе.
Бюджет государства как финансовый план 
играет очень важную роль в деятельности государства. Он определяет ее возможности и 
приоритеты, ее роль и формы реализации закрепленных за ней функций. Это документ, 
что направляет финансовую деятельность государства, делает ее конкретной и финансово 
обеспеченной.
По функциональному строению бюджет 
государства содержит доходную и расходную части (табл. 6.1).
 
Таблица 6.1
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 
БЮДЖЕТНОГО ФОНДА
 
 
  | Источники формирования | ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ | Направления использования | 
 
  | 1 | Налоговые 
 поступления | 1 | Экономическая 
 деятельность государства | 
 
  | 2 | Неналоговые 
 поступления | 2 | Социальная 
 сфера и социальная защита населения | 
 
  | 3 | Доходы 
 от операций с капиталом | 3 | Государственное 
 управление, правоохранительная деятельность | 
 
  | 4 | Бюджетные 
 трансферты | 4 | Национальная 
 оборона | 
 
  | 5 | Целевые 
 бюджетные фонды | 5 | Внешнеэкономическая 
 деятельность | 
 
  | 6 | Обслуживание 
 государственного долга | 
 
Государство планирует бюджет, его доходы и 
расходы. Формы и методы бюджетной работы и бюджетного планирования, структура 
доходов и расходов бюджета каждого государства определяются экономическим строем 
общества, природой и функциями государства. Источники поступлений средств в 
бюджета, их направления и использования в процессе расширенного воспроизводства 
определяются системой экономических отношений, характером общественных отношений, которые 
составляют материальную основу финансов. Бюджет как финансовый план играет 
координирующую роль в отношении других финансовых планов.
Финансовая политика государства имеет 
основываться только на реальном бюджете. Оптимизация состава и структуры 
доходов и расходов бюджета отражает сбалансированность финансовой политики.
Государственный бюджет является основным 
финансовым планом государства на год, имеющий силу закона. Он утверждается 
законодательными органами власти.
На формирование и использование бюджета 
влияют политические, экономические и социальные факторы.
Политические факторы отражают 
политическую ситуацию в стране, которая может существенно повлиять на формирование бюджета и 
использование бюджетных средств. К ним относятся административное и региональная 
структуры управления государством, исполнение ею регулировочные, оборонной и 
правозащитной функции государства, политическая стабильность в обществе.
Экономические факторы связаны с 
макроэкономическими процессами, происходящими в государстве. К ним относятся объемы 
произведенных ВВП и национального дохода, экономическое 
рост или спад производства, уровень развития экономики страны, производительность 
общественного труда, приоритетные направления выполнения государством экономических и 
социальных задач, уровень инфляции и уровень безработицы в стране, модель 
налоговой политики, уровень НТП, масштабы структурных сдвигов в экономических и 
отраслевых пропорциях развития, методы хозяйствования на предприятиях всех форм 
собственности.
Социальные факторы формирования и 
использование бюджета обусловлены социальными и демографическими обстоятельствами. 
В частности это социальная защита и социальное обеспечение населения, объем 
финансовых средств, направляемых на образование и здравоохранение, объем реальных 
доходов населения, размер минимальной заработной платы и потребительской корзины, 
естественный прирост (сокращение) населения и миграционный прирост (сокращение) 
населения.
Сущность государственного бюджета, как и 
любой экономической категории, реализуется через распределительную 
(перераспределительную), регулирующую и контрольную функции. Содержание этих функций, сфера 
и объект их действия характеризуют специфику бюджета как экономической категории.
Так, благодаря распределительной функции 
осуществляются распределение и перераспределение ВВП 
и национального дохода. 
Важное значение имеет доля ВВП, 
что перераспределяется 
государством через бюджет. В разных странах и в разные времена она меняется в зависимости 
от характера и направленности господствующей экономической модели.
Кейнсианская теория считает 
необходимо усиление государственного вмешательства в экономику, стимулируя таким образом 
рост части ВВП, 
что перераспределяется 
государством. Государственные финанси 
и бюджет она 
рассматривает как важный инструмент государственного 
регулирования экономики и социальной сферы.
Неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим 
направлению экономической мысли, считает необходимым ограничение государственного вмешательства 
в экономику и социальную сферу, усиления рыночного механизма и конкуренции, 
стимулирование производства и его эффективности. Как следствие - сокращение объемов перераспределения ВВП и национального дохода через 
бюджетную систему, снижение размеров социальных расходов.
Доля ВВП, которая перераспределяется через бюджет в разных странах 
составляет: в США- 35 %, Великобритании - 41, Японии - 32, Франции - 50, Канаде - 45, Швеции - 
65 %. В Украине, по данным 2003 г., 
через бюджет 
перераспределяется 28,5 % ВВП.
Динамика доли ВВП стран с развитой рыночной экономикой, 
перераспределяется через государственный бюджет, имела общую тенденцию ее роста 
к концу 70-х годов. От начала 80-х годов ограничивается государственное вмешательство в 
экономику и, как следствие, сокращается доля ВВП, перераспределяемого государством.
С помощью регулирующей функции 
создается материально-техническая база для функционирования государства через формирование 
централизованного фонда финансовых ресурсов, что дает ей возможность выполнять 
свои функции.
А. Бюджет в современных условиях 
используется государством для воздействия на различные направления экономической политики:
Ø содействие процессу накопления 
капитала;
Ø ускорение темпов экономического 
роста;
Ø развитие перспективных отраслей 
хозяйства;
Ø регулирование темпов обновления 
основного капитала;
Ø
многосторонний 
регулирующее влияние на процесс реализации совокупного общественного продукта путем 
расширение или сужение государственного потребления, то есть покупки товаров и услуг;
Ø содействие процессу расширенного 
воспроизводства, структурной перестройке экономики, ускорению НТР;
Ø
улучшение 
возможностей функционирования и развития рынка, формирование эффективной структуры 
производства, стимулирования развития НИОКР, приоритетных отраслей экономики, 
научно-производственной и социальной инфраструктуры и улучшение организации 
хозяйственных связей;
Ø
государственный бюджет 
является катализатором развития НТП в условиях острой конкуренции на мировом рынке: 
государственная финансовая поддержка фундаментальной науки и развития наукоемких 
производств;
Ø
государственный бюджет 
активно используется для достижения результатов долговременного характера - 
рост конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП, 
усиление научно-технического потенциала страны.
Необходимость быстрого обновления 
основного капитала в странах с развитой рыночной экономикой в начале 80-х 
гг. потребовала значительных инвестиций как в новые, так и традиционные отрасли 
экономики. В этих условиях правительства развитых государств отказались от кейнсианской 
теории государственного регулирования экономики и перешли к неоконсервативной, которая 
основывается на снижении нормы налогообложения с целью поощрения частной 
инициативы и инвестиций. Поэтому прямым следствием такой политики является соответствующее снижение 
государственных расходов. Монетарные методы стимулирования инфляции создали также более 
благоприятные условия не только для частного предпринимательства, но и для оздоровления 
государственных финансов.
Б. С помощью бюджета государство 
влияет на процесс воспроизводства рабочей силы. Совершенствование и усложнение 
технологий производства, развитие НТР обусловили необходимость роста государственных 
расходов на среднее и высшее образование, профессиональную подготовку и переподготовку 
кадров. «Инвестиции в человека» в настоящее время рассматривают как одну из форм капиталовложений, 
что приносит прибыль, и финансируются в значительной мере за счет государства.
В. Бюджет финансово обеспечивает 
социальную политику государства. Значительные средства направляются на финансирование систем 
социального страхования и социального обеспечения (пенсии по возрасту, 
инвалидам, при потере кормильца, потере трудоспособности, пособие по 
безработице), а также на образование, науку, здравоохранение.
Контрольная функция дает возможность 
найти недостатки в управлении финансами, своевременно и полно оценить финансовые 
ресурсы, поступающие в распоряжение государства, проанализировать, как фактически 
складываются пропорции распределения бюджетных средств, насколько эффективно они 
используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных средств, 
отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходов.
Специфика контрольной функции 
бюджета заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование 
фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, которые происходят 
в структурных звеньях экономики.