Модуль 2
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ
ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РАЗДЕЛ 6
БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
Ключевые термины:
Ø
бюджет,
Ø
бюджетный
механизм,
Ø
бюджетная
политика,
Ø
бюджетный
устройство,
Ø
бюджетная
система,
Ø
бюджетный
процесс,
Ø
закреплены
доходы,
Ø
регулируемые
доходы,
Ø
бюджетные
резервы,
Ø
дотации,
Ø
субсидии,
Ø
субвенции,
Ø
бюджетная
классификация,
Ø
бюджетное
планирование,
Ø
бюджетное
прогнозирования,
Ø выполнение бюджета.
6.1. Сущность, значение и функции
государственного бюджета
Для выполнения своих функций государство
должна иметь достаточные денежные фонды. Эти фонды она формирует путем перераспределения
валового внутреннего продукта. Важнейшим средством, через который государство
осуществляет распределение и перераспределение внутреннего продукта, является государственный бюджет.
Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая
категория. Через бюджет государства воспроизводится вся ее многогранная деятельность и
обеспечивается выполнение ее функций. В нем сочетаются доходы и расходы
государства.
Функционирования бюджета государства
определяется следующими причинами:
Ø существованием товарно-денежных
отношений;
Ø функционированием государства;
Ø потребностями расширенного воспроизводства.
Прежде всего необходимо отметить, что
государственный бюджет является самостоятельной экономической категорией. Эта категория, будучи
частью финансов, характеризуется такими же признаками, которые присущи финансам
в целом, но одновременно имеет свои особенности, которые отличают ее от других сфер
и звеньев финансовых отношений. К этим особенностям относят:
1) бюджет является особой экономической
формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в
руках государства и использованием ее с целью удовлетворения потребностей всего общества
и отдельных административно-территориальных формирований;
2) с помощью бюджета
происходит перераспределение ВВП, реже - национального богатства между отдельными
отраслями экономики, административно-территориальными формированиями, сферами
общественной деятельности;
3) пропорции бюджетного
перераспределения стоимости в большей мере, чем в других звеньях финансовой системы,
определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, которые
стоят перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
4) сфера бюджетного распределения
занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым
положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Таким образом, можно сделать вывод
об специфическое общественное назначение государственного бюджета - обеспечить распределение
и перераспределение ВВП между отраслями экономики, слоями населения и территориями с
целью повышения эффективности экономики и благосостояния граждан.
Поскольку бюджет государства является сложным и
многогранным явлением в обществе, его рассматривают с трех позиций (рис.
6.1).
Рис. 6.1. Сущность бюджета государства как социально-экономической
категории
По экономическому содержанию бюджет представляет
собой совокупность денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и
физическими лицами, с другой стороны, по поводу формирования и использования
централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения выполнения
государством ее функций.
Финансовые отношения, которые складываются
у государства с юридическими и физическими лицами называются бюджетными.
Централизация части ВВП в бюджете является платой общества за выполнение государством
ее функций, таких как управление обществом, оборона страны, экономическая и
социальная.
Кроме того, государство, выступая
собственником средств производства в государственном секторе, осуществляет предпринимательскую
деятельность и соответственно является одним из субъектов создания и распределения ВВП. Как показывает мировой опыт, роль государства в
распределительных процессах с развитием рыночных отношений должна возрастать, и государственный
бюджет в этом контексте является самым совершенным средством для осуществления перераспределения
финансовых ресурсов в частности и национального богатства в целом.
По материальному содержанию бюджет
государства представляет собой централизованный денежный фонд государства. Объем государственного
бюджет - это годовая сумма средств, проходящих через этот фонд. Он находится в
постоянном движении: практически ежедневно к нему поступают средства и осуществляется
финансирование расходов. В связи с этим необходима четко налаженная система
управление бюджетом с целью обеспечения своевременного и полного поступления
доходов и рационального и эффективного использования его средств.
По форме проявления бюджет является основным
финансовым планом, в котором отражается деятельность государства и местных
органов власти и управления. Как финансовый план государственный бюджет представляет собой
баланс доходов и расходов. В то же время это не просто роспись доходов и расходов
государства - это отражение ее экономической и социальной, международной и
оборонной, а главное финансовой (во всех ее направлениях) политики. Это форма проявления
рассмотренной выше совокупности перераспределительных отношений в обществе.
Бюджет государства как финансовый план
играет очень важную роль в деятельности государства. Он определяет ее возможности и
приоритеты, ее роль и формы реализации закрепленных за ней функций. Это документ,
что направляет финансовую деятельность государства, делает ее конкретной и финансово
обеспеченной.
По функциональному строению бюджет
государства содержит доходную и расходную части (табл. 6.1).
Таблица 6.1
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
БЮДЖЕТНОГО ФОНДА
Источники формирования
|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
|
Направления использования
|
1
|
Налоговые
поступления
|
1
|
Экономическая
деятельность государства
|
2
|
Неналоговые
поступления
|
2
|
Социальная
сфера и социальная защита населения
|
3
|
Доходы
от операций с капиталом
|
3
|
Государственное
управление, правоохранительная деятельность
|
4
|
Бюджетные
трансферты
|
4
|
Национальная
оборона
|
5
|
Целевые
бюджетные фонды
|
5
|
Внешнеэкономическая
деятельность
|
6
|
Обслуживание
государственного долга
|
Государство планирует бюджет, его доходы и
расходы. Формы и методы бюджетной работы и бюджетного планирования, структура
доходов и расходов бюджета каждого государства определяются экономическим строем
общества, природой и функциями государства. Источники поступлений средств в
бюджета, их направления и использования в процессе расширенного воспроизводства
определяются системой экономических отношений, характером общественных отношений, которые
составляют материальную основу финансов. Бюджет как финансовый план играет
координирующую роль в отношении других финансовых планов.
Финансовая политика государства имеет
основываться только на реальном бюджете. Оптимизация состава и структуры
доходов и расходов бюджета отражает сбалансированность финансовой политики.
Государственный бюджет является основным
финансовым планом государства на год, имеющий силу закона. Он утверждается
законодательными органами власти.
На формирование и использование бюджета
влияют политические, экономические и социальные факторы.
Политические факторы отражают
политическую ситуацию в стране, которая может существенно повлиять на формирование бюджета и
использование бюджетных средств. К ним относятся административное и региональная
структуры управления государством, исполнение ею регулировочные, оборонной и
правозащитной функции государства, политическая стабильность в обществе.
Экономические факторы связаны с
макроэкономическими процессами, происходящими в государстве. К ним относятся объемы
произведенных ВВП и национального дохода, экономическое
рост или спад производства, уровень развития экономики страны, производительность
общественного труда, приоритетные направления выполнения государством экономических и
социальных задач, уровень инфляции и уровень безработицы в стране, модель
налоговой политики, уровень НТП, масштабы структурных сдвигов в экономических и
отраслевых пропорциях развития, методы хозяйствования на предприятиях всех форм
собственности.
Социальные факторы формирования и
использование бюджета обусловлены социальными и демографическими обстоятельствами.
В частности это социальная защита и социальное обеспечение населения, объем
финансовых средств, направляемых на образование и здравоохранение, объем реальных
доходов населения, размер минимальной заработной платы и потребительской корзины,
естественный прирост (сокращение) населения и миграционный прирост (сокращение)
населения.
Сущность государственного бюджета, как и
любой экономической категории, реализуется через распределительную
(перераспределительную), регулирующую и контрольную функции. Содержание этих функций, сфера
и объект их действия характеризуют специфику бюджета как экономической категории.
Так, благодаря распределительной функции
осуществляются распределение и перераспределение ВВП
и национального дохода.
Важное значение имеет доля ВВП,
что перераспределяется
государством через бюджет. В разных странах и в разные времена она меняется в зависимости
от характера и направленности господствующей экономической модели.
Кейнсианская теория считает
необходимо усиление государственного вмешательства в экономику, стимулируя таким образом
рост части ВВП,
что перераспределяется
государством. Государственные финанси
и бюджет она
рассматривает как важный инструмент государственного
регулирования экономики и социальной сферы.
Неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим
направлению экономической мысли, считает необходимым ограничение государственного вмешательства
в экономику и социальную сферу, усиления рыночного механизма и конкуренции,
стимулирование производства и его эффективности. Как следствие - сокращение объемов перераспределения ВВП и национального дохода через
бюджетную систему, снижение размеров социальных расходов.
Доля ВВП, которая перераспределяется через бюджет в разных странах
составляет: в США- 35 %, Великобритании - 41, Японии - 32, Франции - 50, Канаде - 45, Швеции -
65 %. В Украине, по данным 2003 г.,
через бюджет
перераспределяется 28,5 % ВВП.
Динамика доли ВВП стран с развитой рыночной экономикой,
перераспределяется через государственный бюджет, имела общую тенденцию ее роста
к концу 70-х годов. От начала 80-х годов ограничивается государственное вмешательство в
экономику и, как следствие, сокращается доля ВВП, перераспределяемого государством.
С помощью регулирующей функции
создается материально-техническая база для функционирования государства через формирование
централизованного фонда финансовых ресурсов, что дает ей возможность выполнять
свои функции.
А. Бюджет в современных условиях
используется государством для воздействия на различные направления экономической политики:
Ø содействие процессу накопления
капитала;
Ø ускорение темпов экономического
роста;
Ø развитие перспективных отраслей
хозяйства;
Ø регулирование темпов обновления
основного капитала;
Ø
многосторонний
регулирующее влияние на процесс реализации совокупного общественного продукта путем
расширение или сужение государственного потребления, то есть покупки товаров и услуг;
Ø содействие процессу расширенного
воспроизводства, структурной перестройке экономики, ускорению НТР;
Ø
улучшение
возможностей функционирования и развития рынка, формирование эффективной структуры
производства, стимулирования развития НИОКР, приоритетных отраслей экономики,
научно-производственной и социальной инфраструктуры и улучшение организации
хозяйственных связей;
Ø
государственный бюджет
является катализатором развития НТП в условиях острой конкуренции на мировом рынке:
государственная финансовая поддержка фундаментальной науки и развития наукоемких
производств;
Ø
государственный бюджет
активно используется для достижения результатов долговременного характера -
рост конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП,
усиление научно-технического потенциала страны.
Необходимость быстрого обновления
основного капитала в странах с развитой рыночной экономикой в начале 80-х
гг. потребовала значительных инвестиций как в новые, так и традиционные отрасли
экономики. В этих условиях правительства развитых государств отказались от кейнсианской
теории государственного регулирования экономики и перешли к неоконсервативной, которая
основывается на снижении нормы налогообложения с целью поощрения частной
инициативы и инвестиций. Поэтому прямым следствием такой политики является соответствующее снижение
государственных расходов. Монетарные методы стимулирования инфляции создали также более
благоприятные условия не только для частного предпринимательства, но и для оздоровления
государственных финансов.
Б. С помощью бюджета государство
влияет на процесс воспроизводства рабочей силы. Совершенствование и усложнение
технологий производства, развитие НТР обусловили необходимость роста государственных
расходов на среднее и высшее образование, профессиональную подготовку и переподготовку
кадров. «Инвестиции в человека» в настоящее время рассматривают как одну из форм капиталовложений,
что приносит прибыль, и финансируются в значительной мере за счет государства.
В. Бюджет финансово обеспечивает
социальную политику государства. Значительные средства направляются на финансирование систем
социального страхования и социального обеспечения (пенсии по возрасту,
инвалидам, при потере кормильца, потере трудоспособности, пособие по
безработице), а также на образование, науку, здравоохранение.
Контрольная функция дает возможность
найти недостатки в управлении финансами, своевременно и полно оценить финансовые
ресурсы, поступающие в распоряжение государства, проанализировать, как фактически
складываются пропорции распределения бюджетных средств, насколько эффективно они
используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных средств,
отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходов.
Специфика контрольной функции
бюджета заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование
фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, которые происходят
в структурных звеньях экономики.