Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Модуль 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР И ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

РАЗДЕЛ 6

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

Ключевые термины:

Ø бюджет,

Ø бюджетный механизм,

Ø бюджетная политика,

Ø бюджетный устройство,

Ø бюджетная система,

Ø бюджетный процесс,

Ø закреплены доходы,

Ø регулируемые доходы,

Ø бюджетные резервы,

Ø дотации,

Ø субсидии,

Ø субвенции,

Ø бюджетная классификация,

Ø бюджетное планирование,

Ø бюджетное прогнозирования,

Ø выполнение бюджета.

 

6.1. Сущность, значение и функции государственного бюджета

 

Для выполнения своих функций государство должна иметь достаточные денежные фонды. Эти фонды она формирует путем перераспределения валового внутреннего продукта. Важнейшим средством, через который государство осуществляет распределение и перераспределение внутреннего продукта, является государственный бюджет. Государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Через бюджет государства воспроизводится вся ее многогранная деятельность и обеспечивается выполнение ее функций. В нем сочетаются доходы и расходы государства.

Функционирования бюджета государства определяется следующими причинами:

Ø существованием товарно-денежных отношений;

Ø функционированием государства;

Ø потребностями расширенного воспроизводства.

Прежде всего необходимо отметить, что государственный бюджет является самостоятельной экономической категорией. Эта категория, будучи частью финансов, характеризуется такими же признаками, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет свои особенности, которые отличают ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К этим особенностям относят:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в руках государства и использованием ее с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных административно-территориальных формирований;

2) с помощью бюджета происходит перераспределение ВВП, реже - национального богатства между отдельными отраслями экономики, административно-территориальными формированиями, сферами общественной деятельности;

3) пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем в других звеньях финансовой системы, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, которые стоят перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

4) сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Таким образом, можно сделать вывод об специфическое общественное назначение государственного бюджета - обеспечить распределение и перераспределение ВВП между отраслями экономики, слоями населения и территориями с целью повышения эффективности экономики и благосостояния граждан.

Поскольку бюджет государства является сложным и многогранным явлением в обществе, его рассматривают с трех позиций (рис. 6.1).

 

 

Рис. 6.1. Сущность бюджета государства как социально-экономической категории

 

По экономическому содержанию бюджет представляет собой совокупность денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения выполнения государством ее функций.

Финансовые отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами называются бюджетными. Централизация части ВВП в бюджете является платой общества за выполнение государством ее функций, таких как управление обществом, оборона страны, экономическая и социальная.

Кроме того, государство, выступая собственником средств производства в государственном секторе, осуществляет предпринимательскую деятельность и соответственно является одним из субъектов создания и распределения ВВП. Как показывает мировой опыт, роль государства в распределительных процессах с развитием рыночных отношений должна возрастать, и государственный бюджет в этом контексте является самым совершенным средством для осуществления перераспределения финансовых ресурсов в частности и национального богатства в целом.

По материальному содержанию бюджет государства представляет собой централизованный денежный фонд государства. Объем государственного бюджет - это годовая сумма средств, проходящих через этот фонд. Он находится в постоянном движении: практически ежедневно к нему поступают средства и осуществляется финансирование расходов. В связи с этим необходима четко налаженная система управление бюджетом с целью обеспечения своевременного и полного поступления доходов и рационального и эффективного использования его средств.

По форме проявления бюджет является основным финансовым планом, в котором отражается деятельность государства и местных органов власти и управления. Как финансовый план государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов. В то же время это не просто роспись доходов и расходов государства - это отражение ее экономической и социальной, международной и оборонной, а главное финансовой (во всех ее направлениях) политики. Это форма проявления рассмотренной выше совокупности перераспределительных отношений в обществе.

Бюджет государства как финансовый план играет очень важную роль в деятельности государства. Он определяет ее возможности и приоритеты, ее роль и формы реализации закрепленных за ней функций. Это документ, что направляет финансовую деятельность государства, делает ее конкретной и финансово обеспеченной.

По функциональному строению бюджет государства содержит доходную и расходную части (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФОНДА

 

Источники формирования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Направления использования

1

Налоговые поступления

1

Экономическая деятельность государства

2

Неналоговые поступления

2

Социальная сфера и социальная защита населения

3

Доходы от операций с капиталом

3

Государственное управление, правоохранительная деятельность

4

Бюджетные трансферты

4

Национальная оборона

5

Целевые бюджетные фонды

5

Внешнеэкономическая деятельность

6

Обслуживание государственного долга

 

Государство планирует бюджет, его доходы и расходы. Формы и методы бюджетной работы и бюджетного планирования, структура доходов и расходов бюджета каждого государства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Источники поступлений средств в бюджета, их направления и использования в процессе расширенного воспроизводства определяются системой экономических отношений, характером общественных отношений, которые составляют материальную основу финансов. Бюджет как финансовый план играет координирующую роль в отношении других финансовых планов.

Финансовая политика государства имеет основываться только на реальном бюджете. Оптимизация состава и структуры доходов и расходов бюджета отражает сбалансированность финансовой политики.

Государственный бюджет является основным финансовым планом государства на год, имеющий силу закона. Он утверждается законодательными органами власти.

На формирование и использование бюджета влияют политические, экономические и социальные факторы.

Политические факторы отражают политическую ситуацию в стране, которая может существенно повлиять на формирование бюджета и использование бюджетных средств. К ним относятся административное и региональная структуры управления государством, исполнение ею регулировочные, оборонной и правозащитной функции государства, политическая стабильность в обществе.

Экономические факторы связаны с макроэкономическими процессами, происходящими в государстве. К ним относятся объемы произведенных ВВП и национального дохода, экономическое рост или спад производства, уровень развития экономики страны, производительность общественного труда, приоритетные направления выполнения государством экономических и социальных задач, уровень инфляции и уровень безработицы в стране, модель налоговой политики, уровень НТП, масштабы структурных сдвигов в экономических и отраслевых пропорциях развития, методы хозяйствования на предприятиях всех форм собственности.

Социальные факторы формирования и использование бюджета обусловлены социальными и демографическими обстоятельствами. В частности это социальная защита и социальное обеспечение населения, объем финансовых средств, направляемых на образование и здравоохранение, объем реальных доходов населения, размер минимальной заработной платы и потребительской корзины, естественный прирост (сокращение) населения и миграционный прирост (сокращение) населения.

Сущность государственного бюджета, как и любой экономической категории, реализуется через распределительную (перераспределительную), регулирующую и контрольную функции. Содержание этих функций, сфера и объект их действия характеризуют специфику бюджета как экономической категории.

Так, благодаря распределительной функции осуществляются распределение и перераспределение ВВП и национального дохода. Важное значение имеет доля ВВП, что перераспределяется государством через бюджет. В разных странах и в разные времена она меняется в зависимости от характера и направленности господствующей экономической модели.

Кейнсианская теория считает необходимо усиление государственного вмешательства в экономику, стимулируя таким образом рост части ВВП, что перераспределяется государством. Государственные финанси и бюджет она рассматривает как важный инструмент государственного регулирования экономики и социальной сферы.

Неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлению экономической мысли, считает необходимым ограничение государственного вмешательства в экономику и социальную сферу, усиления рыночного механизма и конкуренции, стимулирование производства и его эффективности. Как следствие - сокращение объемов перераспределения ВВП и национального дохода через бюджетную систему, снижение размеров социальных расходов.

Доля ВВП, которая перераспределяется через бюджет в разных странах составляет: в США- 35 %, Великобритании - 41, Японии - 32, Франции - 50, Канаде - 45, Швеции - 65 %. В Украине, по данным 2003 г., через бюджет перераспределяется 28,5 % ВВП.

Динамика доли ВВП стран с развитой рыночной экономикой, перераспределяется через государственный бюджет, имела общую тенденцию ее роста к концу 70-х годов. От начала 80-х годов ограничивается государственное вмешательство в экономику и, как следствие, сокращается доля ВВП, перераспределяемого государством.

С помощью регулирующей функции создается материально-техническая база для функционирования государства через формирование централизованного фонда финансовых ресурсов, что дает ей возможность выполнять свои функции.

А. Бюджет в современных условиях используется государством для воздействия на различные направления экономической политики:

Ø содействие процессу накопления капитала;

Ø ускорение темпов экономического роста;

Ø развитие перспективных отраслей хозяйства;

Ø регулирование темпов обновления основного капитала;

Ø многосторонний регулирующее влияние на процесс реализации совокупного общественного продукта путем расширение или сужение государственного потребления, то есть покупки товаров и услуг;

Ø содействие процессу расширенного воспроизводства, структурной перестройке экономики, ускорению НТР;

Ø улучшение возможностей функционирования и развития рынка, формирование эффективной структуры производства, стимулирования развития НИОКР, приоритетных отраслей экономики, научно-производственной и социальной инфраструктуры и улучшение организации хозяйственных связей;

Ø государственный бюджет является катализатором развития НТП в условиях острой конкуренции на мировом рынке: государственная финансовая поддержка фундаментальной науки и развития наукоемких производств;

Ø государственный бюджет активно используется для достижения результатов долговременного характера - рост конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП, усиление научно-технического потенциала страны.

Необходимость быстрого обновления основного капитала в странах с развитой рыночной экономикой в начале 80-х гг. потребовала значительных инвестиций как в новые, так и традиционные отрасли экономики. В этих условиях правительства развитых государств отказались от кейнсианской теории государственного регулирования экономики и перешли к неоконсервативной, которая основывается на снижении нормы налогообложения с целью поощрения частной инициативы и инвестиций. Поэтому прямым следствием такой политики является соответствующее снижение государственных расходов. Монетарные методы стимулирования инфляции создали также более благоприятные условия не только для частного предпринимательства, но и для оздоровления государственных финансов.

Б. С помощью бюджета государство влияет на процесс воспроизводства рабочей силы. Совершенствование и усложнение технологий производства, развитие НТР обусловили необходимость роста государственных расходов на среднее и высшее образование, профессиональную подготовку и переподготовку кадров. «Инвестиции в человека» в настоящее время рассматривают как одну из форм капиталовложений, что приносит прибыль, и финансируются в значительной мере за счет государства.

В. Бюджет финансово обеспечивает социальную политику государства. Значительные средства направляются на финансирование систем социального страхования и социального обеспечения (пенсии по возрасту, инвалидам, при потере кормильца, потере трудоспособности, пособие по безработице), а также на образование, науку, здравоохранение.

Контрольная функция дает возможность найти недостатки в управлении финансами, своевременно и полно оценить финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государства, проанализировать, как фактически складываются пропорции распределения бюджетных средств, насколько эффективно они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных средств, отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходов.

Специфика контрольной функции бюджета заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, которые происходят в структурных звеньях экономики.