Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 5.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

 

Ключевые термины: государственные финансы, финансовые ресурсы государства, государственные доходы, государственные расходы, сметное финансирование, государственные дотации, государственные субсидии, менеджмент государственных финансов.

 

После изучения этой темы вы будете знать и понимать:

 

- Назначение государственных финансов.

- Основные элементы финансового хозяйства государства.

- Источники формирования финансовых ресурсов государства.

- Составляющие государственных доходов и государственных расходов.

 

5.1. Сущность и назначение государственных финансов

 

Государственные финансы - это составляющая финансовой системы государства, ее центральная сфера, через которую осуществляется воздействие государства на экономическое и социальное развитие.

По своей экономической сущности государственные финансы - это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникают в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для обеспечения выполнения государством возложенных на нее функций.

В этом определении ключевым элементом выступают отношения. Если же за основу брать результаты финансовой деятельности, то финансы государства можно рассматривать чисто с фискальных позиций выполнения государством своих функций. Именно такой подход доминирует в современной западной литературе. В частности, профессор Хьюго Далтон (Великобритания) отмечает: "государственные финансы - наука, находящаяся на стыке экономики (экономикс) с политикой, изучая доходы и расходы государственных органов власти и их взаимную соответствие. Соответствие не обязательно сводится к равенству, а к такому арифметического соотношения, которое при данных условиях наиболее приемлемо".

Как доходно-расходную деятельность государства определяет государственные финансы и американский профессор Карл Шоуп: "наука государственных финансов описывает и анализирует функционирование государственных финансов со стороны денежных ассигнований, социальных выплат и методов финансирования этих потребностей с помощью налогов, ссуд, иностранной помощи и эмиссии денег". Французский ученый-финансист П. М. Годме отмечает: "государственные финансы - это общественное богатство в форме денег и кредита, которое находится в распоряжении органов государства".

С помощью государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта, который является главным объектом финансовых отношений. Субъектами государственных финансов, с одной стороны, есть государство, с другой - население и субъекты хозяйствования. В Украине государственные финансы как ведущая сфера финансовой системы государства опосредствуют почти 80 % всех финансовых ресурсов и охватывают различные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность. В состав государственных финансов включают: совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование (рис. 5.1).

 

 

Рис. 5.1. Состав и организация государственных финансов Украины

 

Функционирование государственных финансов неотделимо от государства. их необходимость обусловлена тем, что за любого типа экономической системы основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены через рыночный механизм, т.е. через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином с учетом на соответствующие объективные причины. К этим потребностям относятся, в частности, структурная перестройка экономики, защита окружающей среды, оборона, правопорядок, проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовка кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и т.д. Исходя из этого государство строит свою финансовую политику, определяя уровень вмешательства в хозяйственную деятельность производственных структур и социального обеспечения своих граждан. От этих факторов зависит, какая доля валового внутреннего продукта должно сосредоточиваться в финансовых институтах, создаваемых государством.

Впервые функции государства и государственных финансов в условиях рыночной экономики были сформулированы Г. А. Масгрейвом в работе "Теория и практика государственных финансов" (1978 г.). Таких функций три:

1. Предоставление общественных товаров и услуг или регулирование процесса, согласно которому определяется состав общественных товаров и услуг, следовательно - происходит распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокаційна функция).

2. Корректировка распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция).

3. Поддержание высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).

Государство может влиять на распределение ограниченных народнохозяйственных ресурсов с помощью таких средств:

- обоснование и осуществление права собственности;

- прямые административные распоряжение с соответствующими штрафными санкциями за их нарушение (например, строительные нормы, определение максимально допустимого уровня загрязнения природной среды, воинский долг, административные меры в сфере рынка труда и внешней торговли);

- прямое предоставление государством определенных благ, которые финансируются из бюджета за счет общих налогов или специальных сборов (например, строительство и эксплуатация дорог и других объектов инфраструктуры, государственные заказы на проведение научных исследований, развитие государственных предприятий с учетом структурных и экономических проблем);

- использования налогов и сборов как инструмента управления производством или потреблением (сборы за очистку воды, налоговые льготы для инвестиций по охране окружающей среды);

- формирование налоговой системы с учетом экономической и структурной политики, льготы для определенных форм получения и использования дохода (налоговые льготы для сбережений);

- государственные субсидии предприятиям (вместо налоговых льгот), удешевление кредитов за счет бюджетных средств, предоставление общественных благ по цене ниже затрат;

- частичное принятие государством предпринимательского риска путем предоставления гарантий в отношении тех видов деятельности, которые представляют интерес с точки зрения экономического роста и структурной политики (риск экспортных операций, инновационного развития).

Государство влияет на распределение и перераспределение доходов и имущества граждан при проведении мероприятий по оказанию государственной помощи незащищенным слоям населения, при формировании налоговой политики. При этом могут быть использованы следующие инструменты:

- налоги как инструмент перераспределения (в форме прогрессивного налога на доход, налога на имущество);

- прямое предоставление общественных благ без участия пользователя в расходах (“бесплатное” образование, государственная система охраны здоровья);

- предоставление различных видов денежной помощи, стипендий студентам, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

- косвенные трансферты (дотации государства) системе социального страхования;

- субсидии производителям определенных благ для поддержания низкого уровня цен (субсидии производителям продуктов питания, субсидирование цен на проезд, снижение ставок налога на добавленную стоимость на некоторые товары);

- административное регулирование минимальной заработной платы, введение обязательного социального страхования.

Государство также проводит мероприятия, направленные на лучшее использование производственных ресурсов, обеспечение уровня занятости и стабильности цен. Инструментами обеспечения стабилизационной политики являются:

- изменение объема и структуры государственных расходов;

- изменение видов и ставок налогов и сборов, тарифов;

- мероприятия в сфере государственной задолженности, изменения структуры государственного долга и источников его финансирования;

- проведение определенной политики заработной платы и занятости, решение проблем государственного сектора как работодателя;

- прямое и косвенное субсидирование предприятий (финансирование убытков частных и государственных предприятий, расходов предприятия на образовании, проведение государственной тарифной политики).

Анализ теоретических концепций и практики промышленно развитых стран показывает, что в условиях рыночной экономики государство берет на себя решение тех задач, которые не могут решаться частным сектором, или решаются ним неэффективно, то есть государственный сектор необходимым, чтобы общество оставалось жизнеспособным. Современная экономическая теория рассматривает государственный сектор во взаимодействии с частным, включая к анализу оба эти секторы, а экономика промышленно развитых стран представляет собой смешанные системы, в которых возможности государства и частного сектора взаимодействуют.1

Государство корректирует несостоятельность рынке, предоставляя общественные блага и принимая меры против негативных внешних эффектов. В условиях несовершенной конкуренции государство проводит политику защиты потребителя, организуя предоставление соответствующей информации или вмешиваясь в процессы ценообразования частными производителями монополистами. И конечно же она определяет правовые и институциональные рамки всей экономической жизни страны и договорных отношений. Отсюда сам факт существования государства можно рассматривать как "общественное благо".