Раздел 5.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
5.2. Основные элементы финансового
хозяйства государства
Развитие общей теории государства
связан с эволюцией взглядов на сущность государственного финансового
хозяйства. Используя идеи неоклассиков и учение о правовом государстве,
финансовая наука обосновала и дала четкое определение основных элементов
финансового хозяйства государства:
- финансовые ресурсы;
- государственные доходы и государственные
расходы;
- доходы и расходы бюджетов.
На первый взгляд, эти
финансово-экономические категории воспринимаются как синонимы. Но, выяснив их внутреннюю
природу, можно четко разграничить эти понятия.
1 См. І.О.Луніна. Государственные финансы Украины
в переходный период. - Харьков: Форт, 2000, с.25
5.2.1. Финансовые ресурсы государства
Финансовые ресурсы - это первооснова
финансового хозяйства государства. В целом, финансовые ресурсы представляют собой
совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении предприятий,
организаций и государства и направляются на удовлетворение общественных потребностей с целью
расширенного воспроизводства и роста материального благосостояния населения.
Финансовые ресурсы государства охватывают ресурсы всех секторов экономики:
государственного, предпринимательского, а также частного сектора. В состав финансовых
ресурсов государства включают:
1. Финансовые ресурсы,
находятся в распоряжении органов государственного управления:
- ресурсы государственного бюджета;
- ресурсы местных бюджетов;
- целевые государственные фонды;
- финансовые ресурсы государственных
финансовых институтов (Национального банка, государственных страховых органов, государственных
кредитных учреждений).
2. Финансовые ресурсы, находящиеся
в распоряжении хозяйственных предприятий, учреждений и организаций различных форм
собственности и видов деятельности.
3. Финансовые ресурсы,
находятся в распоряжении населения (вклады, сбережения, депозиты).
Однако государство распоряжается не
всеми перечисленными финансовыми ресурсами, а лишь теми, которые сосредоточены в
бюджетной системе, централизованных и децентрализованных государственных фондах, а
также в государственных финансовых институтах. В отличие от финансовых ресурсов
государства, государственные доходы являются собственностью государства, без каких-либо условий и обязательств
относительно субъектов государства.