I СЕМЕСТР
УРОК 18
Тема. Аудирование. Слушание-понимание текста, относящегося к художественному стилю. Собственное мнение учащегося по поводу прослушанного текста
Цель: учить учащихся понимать художественный текст, высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста; развивать речь учащихся; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся. речевая разминка
1. Послушайте и повторите!
Чик, чики, чикалочки.
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
2. Работа со скороговоркой
ГАЛЧИНАЯ
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
М. Бородицкая
3. Работа с чистоговоркой
Ра-ра-ра, ра-ра-ра —
На дворе у нас гора.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру —
Собирайте детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры —
Покатаемся с горы.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра —
Очень рада детвора.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю —
Как я много говорю!
Ри-ри-ри, ри-ри-ри —
От зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре —
О горе и о норе.
Рё-рё-рё, рё-рё-рё —
Про ребят и про зверьё.
Л. Успенская, М. Успенский
IV. Работа по теме урока
1. Слушаем текст. Анализируем
АИСТ-НЯНЯ
Необычная выставка существует в одном детском саду. Там висят значки, брошки, пуговицы. Всё это собрал аист Петя. Он живёт на территории детского сада и любит срывать с детских шапочек и курточек яркие предметы.
Но дети прощают птице эту причуду. Аист — их заботливая няня. Когда они выходят на прогулку, птица шагает впереди. Раскинет крылья, будто предупреждает всех, что идут дети. Если зимой кто-то сбросит шапочку или варежки, Петя тут же начинает щёлкать клювом.
Летом он приносит в клюве лягушек и «угощает» малышей. Дети не принимают его подарки. И аист опустит голову и подолгу стоит с обиженным видом.
— Какие эмоции вы испытывали, когда слушали этот рассказ?
— Что вам больше всего понравилось?
— Какое любимое занятие у аиста Пети?
— Как дети относятся к причудам птицы?
— Как аист-няня оберегает детей?
— Какие подарки приносит аист детям в клюве?
2. Пересказ текста
3. Подготовка к аудированию
— Кто может рассказать, как мы получаем масло?
— Что лучше — быть трусливым и ленивым, или храбрым и сильным? Объясните своё мнение.
— А теперь внимательно прослушайте рассказ с последующим аудированием.
В канаве жили две лягушки. Одна была настоящая лесная лягушка — храбрая, сильная, весёлая. Другая лягушка была трусихой, лентяйкой, соней. Однажды лягушки гуляли, забрались в погреб, прыгали там, попали в горшок со сметаной и стали тонуть. Ленивая лягушка побарахталась немного, но не надеялась спастись и утонула. Храбрая лягушка не сдавалась. Она долго дрыгала лапками, пытаясь выбраться из горшка. Вдруг она почувствовала, что сметаны уже нет и стоит она на комке масла, которое сбила своими лапками. Лягушка выпрыгнула из горшка, отдохнула, заквакала и поскакала домой.
По Л. Пантелееву
Вопросы к тексту
1) Где жили лягушки?
а) В канаве;
б) в болоте.
2) Куда забрались лягушки?
а) В сарай;
б) в погреб.
3) Что произошло с ленивой лягушкой?
а) Утонула;
б) сбежала.
4) Что сделала храбрая лягушка спасаясь?
а) Сбила масло;
б) перевернула горшок.
Ответы: 1. а), 2. б), 3. а), 4. а).
Анализ результатов аудирования. Работа над ошибками
V. Итог урока
— Какой вывод из прочитанного на уроке можно сделать?
— Чему вы научились на уроке?
VI. Домашнее задание