Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 19

Тема. Оглушение звонких согласных и озвончение глухих (продолжение темы). Произношение и написание сочетаний стн — [сн], стл — [сл], здн — [зн] и др.

 

Цель: углубить знания учащихся об оглушении и озвончении согласных звуков; продолжить обучение навыкам правильного произношения звонких и глухих согласных в слабых позициях; формировать умения произношения и написания сочетаний стн — [сн], стл — [сл], здн — [зн] и др.; воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят звонкие и глухие согласные в слабых позициях, сочетания [сн], [сл], [зн] и др.; правильно передают на письме согласные звуки в слабых позициях, сочетания стн, стл, здн и др., умеют подбирать проверочные слова; находят в тексте изучаемые орфограммы.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Исправьте ошибки в словах. Почему они были допущены?

Дуп, зуп, нарот, любофь, чесный, сонце, прелесный, крёсный.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 0 Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

Запишите слова. Подчеркните орфограммы. Запишите в скобках проверочное слово. Оглушение или озвончение согласных происходит в словах?

Лодка, дорожка, берёзка, робкий, взгляд, парад, теплоход, улыбка, сторож, ногти, мороз, лев, столб.

Распределительный диктант.

Запишите в две колонки слова: 1) с проверяемой безударной гласной, 2) с проверяемой согласной. Подберите проверочные слова. Назовите слова с оглушением согласных.

Образец: зерно (зёрна) — глаз (глаза).

Пятно, сугроб, далёкий, ловить, болезнь, ползти, залез, свисток, сапог, зимой, большой, пирог, слог, погреб.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Подчеркните в словах буквы, которые обозначают непарные        звонкие согласные звуки. Запишите их звуковое значение.

Образец: м[м]ор[р']е.                                         

Ветер, гулять, кораблик, волна, парус, остров, город, подгонять, мелодия, яблоня.

 

КАРТОЧКА № 2

Объясните разницу в значении и написании одинаково звучащих слов. Составьте предложения, используя данные слова.

Луг — лук, пруд — прут, порог — порок.

 

КАРТОЧКА № 3

Определите количество букв и звуков. Одной чертой подчеркните согласные в сильной позиции, двумя — в слабой. Подчеркните слово с озвончением согласного.

Образец: овраг — 5 б., 5 зв.

Рожь, молотьба, свадьба, овца, зарядка, грибки, творог, снег, ягодки, любовь.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Подготовка к изучению нового материала.

Подберите к данным существительным однокоренные прилагательные. Посчитайте количество букв и звуков в образованных словах.

Образец: прелесть — прелестный — 10 б., 9 зв.

Ярость, радость, интерес, звезда, вкус, место, область.

— Почему не во всех словах количество букв и звуков совпало?

Слово учителя с элементами беседы.

В русском языке при сочетании трёх согласных (стн, стл, здн) один из согласных не произносится. Такие согласные называются непроизносимыми.

— Подчеркните в предыдущем задании непроизносимую согласную. Во всех ли словах она присутствует?

— Как проверить, есть ли в слове непроизносимая согласная?

Тренировочное упражнение.

Вставьте пропущенные буквы, предварительно подобрав где необходимо, проверочные слова. Подчеркните орфограмму.

Образец: ненастный — ненастье.

Несчас..ный, ужас..ный, безопас..ный, сер..це, со..нце, совместный, редкос..ный, поз..ний, капус..ный, чудес..ный, запас..ной, воскрес..ный, прекрас..ный.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 196.

Выборочный диктант.

Выпишите из предложений слова с непроизносимыми согласными, правописание которых нельзя проверить. Подчеркните орфограмму.

Как боярыня седая, к людям шествует зима. Праздничным убранством разодела она город. Толпа сверстников-ребят с радостным чувством бросилась строить снежную крепость. Участвуют все. Уже готовы стены и лестницы, осталось достроить башенки. Усталости не чувствуется.

Запомни!

Если непроизносимая согласная не проверяется, её написание следует проверить по орфографическому словарю и запомнить.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 19.

2. Выполнить упражнение: [1] 194.

3. составить и записать предложения со словами: блеснуть, ровесник, праздник, здравствуй.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?