География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 21

Тема. СПЕЦИФИЧНОСТЬ ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА АФРИКИ. ЖИВОТНЫЙ МИР. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗМЕЩЕНИЯ

 

Цель: дать учащимся знания о почвенно-растительный покров и животный мир Африки, показать их специфичность, углубить знания о природных зонах, закономерности их размещения на территории Африки, развивать навыки работы с картами атласа, учебником и другими источниками географических знаний, воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей природной среде.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта Африки, карта природных зон Африки, географические атласы, электронный атлас ИПТ, слайды растительного и животного мира материка.

Опорные и базовые понятия: гилея, ферраллитные почвы, типы пустынь, природная зона, почва, гумус.

Географическая номенклатура: остров Мадагаскар; полуостров Сомали; горы: Атлас, Драконовы, Капские; вулкан Килиманджаро; нагорья: Эфиопское, Тибести; Восточно-Африканское плоскогорье; реки: Нил, Конго (Заир), Нигер, Замбези, Оранжевая; озера: Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад; водопад Виктория; пустыни: Сахара, Намиб; полупустыня Калахари.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Прием «Микрофон»

• Что такое почва?

• Назовите наиболее распространенные типы почв.

• Назовите природные зоны мира.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Определение цели и задач урока, основных этапов работы.

Прием «Проблемный вопрос»

• Связь между почвой и растительностью.

• Связь между климатом, растительным и животным миром.

• Влияние хозяйственной деятельности человека на почвы, растительный и животный мир территории.

 

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя

Почва - природное тело, возникшее в результате сложных процессов преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха, живых организмов, энергии Солнца.

Условия образования почв Африки. Четкое выделение широтной зональности в Африке, которая повторяется по обе стороны экватора.

2. Работа учащихся с картой природных зон в атласе

• Назвать природные зоны материка.

• Найти различие видового состава животных и растений по природным зонам.

3. Прием «Творческая лаборатория»

Характеристика природных зон (работа по группам).

1 группа - влажные экваториальные леса.

2 группа - переменно-влажные леса.

3 группа - саванны и редколесья.

4 группа - пустыни и полупустыни.

5 группа - вечнозеленые жестколистные леса и кустарники.

4. Работа с учебником

Выписать в тетрадь представителей животного и растительного мира, распространены почвы каждой зоны (результаты работы можно представить в виде таблицы).

 

V. Закрепление изученного материала

1. Прием «Пресс-конференция»

Проверка работы в тетради, определения того насколько полно и правильно ли она выполнена.

2. Прием «Микрофон»

• Определите причины богатства растительного и животного мира влажных экваториальных и переменно-влажных лесов.

• Почему саванны и редколесья занимают самую большую по площади территорию среди природных зон?

• Назовите причины образования красно-желтые ферраллитные почвы.

 

VI. Итог урока

Прием «личные примеры»

Учащиеся рассказывают о животных и растения материка (опережающее домашнее задание).

 

VII. Домашнее задание

• Проработать текст учебника.

• Сделать рисунки почвенных разрезов, растений и животных материка.

• Подготовить материал о национальные парки материка, стихийные природные явления, экологические проблемы.

 

Урок № 22

Практическая работа № 9. Составление сравнительной' характеристики двух природных зон Африки (по выбору)