Раздел II  
МАТЕРИКИ 
Урок № 21  
Тема. СПЕЦИФИЧНОСТЬ ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА АФРИКИ. ЖИВОТНЫЙ МИР. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗМЕЩЕНИЯ 
 
Цель: дать учащимся знания о почвенно-растительный покров и животный мир Африки, показать их специфичность, углубить знания о природных зонах, закономерности их размещения на территории Африки, развивать навыки работы с картами атласа, учебником и другими источниками географических знаний, воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей природной среде. 
Тип урока: комбинированный. 
Оборудование: физическая карта Африки, карта природных зон Африки, географические атласы, электронный атлас ИПТ, слайды растительного и животного мира материка. 
Опорные и базовые понятия: гилея, ферраллитные почвы, типы пустынь, природная зона, почва, гумус. 
Географическая номенклатура: остров Мадагаскар; полуостров Сомали; горы: Атлас, Драконовы, Капские; вулкан Килиманджаро; нагорья: Эфиопское, Тибести; Восточно-Африканское плоскогорье; реки: Нил, Конго (Заир), Нигер, Замбези, Оранжевая; озера: Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад; водопад Виктория; пустыни: Сахара, Намиб; полупустыня Калахари. 
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент 
 
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 
Прием «Микрофон» 
• Что такое почва? 
• Назовите наиболее распространенные типы почв. 
• Назовите природные зоны мира. 
 
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся 
Определение цели и задач урока, основных этапов работы. 
Прием «Проблемный вопрос» 
• Связь между почвой и растительностью. 
• Связь между климатом, растительным и животным миром. 
• Влияние хозяйственной деятельности человека на почвы, растительный и животный мир территории. 
 
IV. Изучение нового материала 
1. Рассказ учителя 
Почва - природное тело, возникшее в результате сложных процессов преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха, живых организмов, энергии Солнца. 
Условия образования почв Африки. Четкое выделение широтной зональности в Африке, которая повторяется по обе стороны экватора. 
2. Работа учащихся с картой природных зон в атласе 
• Назвать природные зоны материка. 
• Найти различие видового состава животных и растений по природным зонам. 
3. Прием «Творческая лаборатория» 
Характеристика природных зон (работа по группам). 
1 группа - влажные экваториальные леса. 
2 группа - переменно-влажные леса. 
3 группа - саванны и редколесья. 
4 группа - пустыни и полупустыни. 
5 группа - вечнозеленые жестколистные леса и кустарники. 
4. Работа с учебником 
Выписать в тетрадь представителей животного и растительного мира, распространены почвы каждой зоны (результаты работы можно представить в виде таблицы). 
 
V. Закрепление изученного материала 
1. Прием «Пресс-конференция» 
Проверка работы в тетради, определения того насколько полно и правильно ли она выполнена. 
2. Прием «Микрофон» 
• Определите причины богатства растительного и животного мира влажных экваториальных и переменно-влажных лесов. 
• Почему саванны и редколесья занимают самую большую по площади территорию среди природных зон? 
• Назовите причины образования красно-желтые ферраллитные почвы. 
 
VI. Итог урока 
Прием «личные примеры» 
Учащиеся рассказывают о животных и растения материка (опережающее домашнее задание). 
 
VII. Домашнее задание 
• Проработать текст учебника. 
• Сделать рисунки почвенных разрезов, растений и животных материка. 
• Подготовить материал о национальные парки материка, стихийные природные явления, экологические проблемы. 
 
Урок № 22 
Практическая работа № 9. Составление сравнительной' характеристики двух природных зон Африки (по выбору)