Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 21
Тема. СПЕЦИФИЧНОСТЬ ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА АФРИКИ. ЖИВОТНЫЙ МИР. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗМЕЩЕНИЯ
Цель: дать учащимся знания о почвенно-растительный покров и животный мир Африки, показать их специфичность, углубить знания о природных зонах, закономерности их размещения на территории Африки, развивать навыки работы с картами атласа, учебником и другими источниками географических знаний, воспитывать у учащихся бережное отношение к окружающей природной среде.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта Африки, карта природных зон Африки, географические атласы, электронный атлас ИПТ, слайды растительного и животного мира материка.
Опорные и базовые понятия: гилея, ферраллитные почвы, типы пустынь, природная зона, почва, гумус.
Географическая номенклатура: остров Мадагаскар; полуостров Сомали; горы: Атлас, Драконовы, Капские; вулкан Килиманджаро; нагорья: Эфиопское, Тибести; Восточно-Африканское плоскогорье; реки: Нил, Конго (Заир), Нигер, Замбези, Оранжевая; озера: Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад; водопад Виктория; пустыни: Сахара, Намиб; полупустыня Калахари.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Прием «Микрофон»
• Что такое почва?
• Назовите наиболее распространенные типы почв.
• Назовите природные зоны мира.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Определение цели и задач урока, основных этапов работы.
Прием «Проблемный вопрос»
• Связь между почвой и растительностью.
• Связь между климатом, растительным и животным миром.
• Влияние хозяйственной деятельности человека на почвы, растительный и животный мир территории.
IV. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя
Почва - природное тело, возникшее в результате сложных процессов преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха, живых организмов, энергии Солнца.
Условия образования почв Африки. Четкое выделение широтной зональности в Африке, которая повторяется по обе стороны экватора.
2. Работа учащихся с картой природных зон в атласе
• Назвать природные зоны материка.
• Найти различие видового состава животных и растений по природным зонам.
3. Прием «Творческая лаборатория»
Характеристика природных зон (работа по группам).
1 группа - влажные экваториальные леса.
2 группа - переменно-влажные леса.
3 группа - саванны и редколесья.
4 группа - пустыни и полупустыни.
5 группа - вечнозеленые жестколистные леса и кустарники.
4. Работа с учебником
Выписать в тетрадь представителей животного и растительного мира, распространены почвы каждой зоны (результаты работы можно представить в виде таблицы).
V. Закрепление изученного материала
1. Прием «Пресс-конференция»
Проверка работы в тетради, определения того насколько полно и правильно ли она выполнена.
2. Прием «Микрофон»
• Определите причины богатства растительного и животного мира влажных экваториальных и переменно-влажных лесов.
• Почему саванны и редколесья занимают самую большую по площади территорию среди природных зон?
• Назовите причины образования красно-желтые ферраллитные почвы.
VI. Итог урока
Прием «личные примеры»
Учащиеся рассказывают о животных и растения материка (опережающее домашнее задание).
VII. Домашнее задание
• Проработать текст учебника.
• Сделать рисунки почвенных разрезов, растений и животных материка.
• Подготовить материал о национальные парки материка, стихийные природные явления, экологические проблемы.
Урок № 22
Практическая работа № 9. Составление сравнительной' характеристики двух природных зон Африки (по выбору)