Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ЧЕРВИ

 

УРОК № 18

 

Тема. Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения и характера движений кольчатых червей (на примере дождевого червя или трубочника).

Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой кольчатых червей, показать их разнообразие, провести лабораторную работу по изучению внешнего строения и характера движений кольчатых червей.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей и их разнообразие (оборудование и материалы для лабораторной работы проставлены в тексте самой лабораторной).

Базовые понятия и термины: кольчатые черви, малощетинкові черви, багатощетинкові черви, пиявки.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

И. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Учитель проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 4 «Изучение внешнего строения и характера движений кольчатых червей (на примере дождевого червя или трубочника). Спрашивает, что осталось непонятным, были трудности в ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение проблемной ситуации

Вы, вероятно, видели дождевых червей, которые в дождь появляются на асфальте и погибают. Как вы думаете, с чем связана такая ситуация?

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика типа Кольчатые черви

Возможно, школьники знают правильный ответ на вопрос, поставленный в начале урока: дождевые черви живут в земле, в которой выкапывают длинные трубчатые ходы, ночью выходят на поверхность земли, в холод и засуху уходят глубоко в землю, а после сильных дождей из-за отсутствия кислорода вынуждены подниматься на поверхность (асфальт мешает им вернуться обратно).

Но дождевой червяк - это лишь один вид из 9 тысяч представителей типа Кольчатые черви.

Кольчатые черви (кільчаки) - это морские, пресноводные и почвенные животные, имеющие более сложную организацию, чем плоские и круглые черви. Это в первую очередь касается морских многощетинковых червей, которые являются узловой группой в эволюции высших беспозвоночных: от их древних предков пошли моллюски и членистоногие.

К важнейших прогрессивных черт строения кольчатых червей относятся такие:

1. Тело состоит из многочисленных (5-800) сегментов (колец). Сегментация выражается не только во внешней, но и во внутренней организации, в повторяемости многих внутренних органов, повышает выживаемость животных при частичном повреждении тела.

2. Группы сходных по строению и функциям сегментов в многощетинковых червей объединены в отделы тела - головной, туловищный и анальную лопасть. Главный отдел образовался путем слияния нескольких передних сегментов. У малощетинковых червей сегментация тела однородная.

3. Полость тела вторичная или целом, выстланный целомним эпителием. В каждом сегменте целом представлен двумя изолированными мешками, заполненными целомною жидкостью.

4. Кожно-мускульный мешок состоит из тонкой эластичной кутикулы, расположенного под ней однослойного эпителия и двух мышечных слоев: внешнего - кольцевого и внутреннего - сильно развитого продольного.

5. Первые специализированные органы движения - параподії - это боковые дволопатні вырасти стенок тела тулубних сегментов, в которые заходит целом. Обе лопасти (спинная и брюшная) имеют большее или меньшее количество щетинок.

6. У малощетинковых червей иараподії отсутствуют, есть только пучки с немногочисленными щетинками.

7. В пищеварительной системе, что имеет три отдела, передняя кишка сильно дифференцирована на ряд органов (рот, глотку, пищевод, зоб, желудок).

8. Впервые развита замкнутая кровеносная система. Она состоит из крупных продольных спинной и брюшной сосудов, соединенных в каждом сегменте кольцевыми сосудами. Движение крови осуществляется за счет перекачивающей деятельности сократительных участков спинной, реже кольцевых сосудов. В плазме крови содержатся дыхательные пигменты, близкие к гемоглобину, благодаря которым кільчаки заселили места с различным содержанием кислорода.

9. Органы дыхания у багатоіцетинкових червей - жабры; это тонкостенные листовидные, перистые или кустистые наружные вырасти части спинных лопастей параподії, пронизанные кровеносными сосудами. Малощетинкові черви дышат всей поверхностью тела.

10. Органы выделения - попарно расположенные в каждом сегменте метанефридії, что выводят конечные продукты жизнедеятельности с полостной жидкости. Лейка метанефридія находится в целомі одного сегмента, а идущий от нее короткий каналец открывается наружу в следующем сегменте.

11. Нервная система ганглионарных типа. Она состоит из парных надглоткових и підглоткових ганглиев, соединенных нервными стволами в окологлоточное нервное кольцо, и многих пар ганглиев брюшного нервного цепочки, по одной паре в каждом сегменте. Органы чувств разнообразны: зрения (в багатоіцетинкових червей), осязания, химического чувства, равновесия.

12. Подавляющее большинство кільчаків - раздельнополые животные, реже гермафродиты. Развитие с метаморфозом (у многощетинковых червей) или прямой в малощетинковых червей, пиявок). Некоторые виды кільчаків, кроме полового, размножаются и бесполым способом (фрагментацией тела с последующей регенерацией недостающих частей).

Тип Кольчатые черви подразделяется на три класса - Багатощетинко ви, Малощетинкові и Пиявки.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают із.малюнками на с. 75, знакомясь с внешней и внутренней строением кольчатых червей. Затем они читают текст о строении дождевого червя на с. 74-76.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 2-4 на с. 76.

V.Самостійна работа учащихся

В тетради [2] или [3, вкладыш, стр. 5] ученики выполняют лабораторную работу № 4 «Изучение внешнего строения и характера движений кольчатых червей (на примере дождевого червя или трубочника).

Потом учащиеся знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 76, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 18, ответить на вопросы 1, 5, 6 после параграфа на с. 76.

В тетради [3, с. 26-27] выполнить задание.