ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ЧЕРВИ
УРОК № 18
Тема.
Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения и
характера движений кольчатых червей (на примере дождевого червя или
трубочника).
Цель:
ознакомить учащихся с общей характеристикой кольчатых червей, показать их
разнообразие, провести лабораторную работу по изучению внешнего строения и
характера движений кольчатых червей.
Оборудование
и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты,
схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности
кольчатых червей и их разнообразие (оборудование и материалы для
лабораторной работы проставлены в тексте самой лабораторной).
Базовые
понятия и термины: кольчатые черви, малощетинкові черви,
багатощетинкові черви, пиявки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
И. Организационный
этап
Проверка
домашнего задания
Учитель
проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 4 «Изучение
внешнего строения и характера движений кольчатых червей (на примере дождевого
червя или трубочника). Спрашивает, что осталось непонятным, были
трудности в ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.
II.Актуалізація опорных знаний и мотивация
учебной деятельности
Обсуждение
проблемной ситуации
Вы,
вероятно, видели дождевых червей, которые в дождь появляются на асфальте и погибают.
Как вы думаете, с чем связана такая ситуация?
Рассказ
учителя с элементами беседы
1.
Общая характеристика типа Кольчатые черви
Возможно,
школьники знают правильный ответ на вопрос, поставленный в начале урока:
дождевые черви живут в земле, в которой выкапывают длинные трубчатые ходы, ночью
выходят на поверхность земли, в холод и засуху уходят глубоко в землю, а после
сильных дождей из-за отсутствия кислорода вынуждены подниматься на поверхность (асфальт
мешает им вернуться обратно).
Но
дождевой червяк - это лишь один вид из 9 тысяч представителей типа Кольчатые
черви.
Кольчатые
черви (кільчаки) - это морские, пресноводные и почвенные животные, имеющие более
сложную организацию, чем плоские и круглые черви. Это в первую очередь касается
морских многощетинковых червей, которые являются узловой группой в эволюции высших
беспозвоночных: от их древних предков пошли моллюски и членистоногие.
К
важнейших прогрессивных черт строения кольчатых червей относятся такие:
1. Тело состоит из многочисленных (5-800) сегментов (колец).
Сегментация выражается не только во внешней, но и во внутренней организации,
в повторяемости многих внутренних органов, повышает выживаемость животных при
частичном повреждении тела.
2. Группы сходных по строению и функциям сегментов в
многощетинковых червей объединены в отделы тела - головной, туловищный и
анальную лопасть. Главный отдел образовался путем слияния нескольких передних
сегментов. У малощетинковых червей сегментация тела однородная.
3. Полость тела вторичная или целом, выстланный целомним эпителием.
В каждом сегменте целом представлен двумя изолированными мешками, заполненными
целомною жидкостью.
4. Кожно-мускульный мешок состоит из тонкой эластичной
кутикулы, расположенного под ней однослойного эпителия и двух мышечных слоев:
внешнего - кольцевого и внутреннего - сильно развитого продольного.
5. Первые специализированные органы движения - параподії - это боковые
дволопатні вырасти стенок тела тулубних сегментов, в которые заходит целом. Обе
лопасти (спинная и брюшная) имеют большее или меньшее количество щетинок.
6. У малощетинковых червей иараподії отсутствуют, есть только пучки с
немногочисленными щетинками.
7. В пищеварительной системе, что имеет три отдела, передняя кишка сильно
дифференцирована на ряд органов (рот, глотку, пищевод, зоб, желудок).
8. Впервые развита замкнутая кровеносная система. Она состоит
из крупных продольных спинной и брюшной сосудов, соединенных в каждом сегменте
кольцевыми сосудами. Движение крови осуществляется за счет перекачивающей
деятельности сократительных участков спинной, реже кольцевых сосудов. В плазме
крови содержатся дыхательные пигменты, близкие к гемоглобину, благодаря которым
кільчаки заселили места с различным содержанием кислорода.
9. Органы дыхания у багатоіцетинкових червей - жабры; это
тонкостенные листовидные, перистые или кустистые наружные вырасти части
спинных лопастей параподії, пронизанные кровеносными сосудами. Малощетинкові черви
дышат всей поверхностью тела.
10. Органы выделения - попарно расположенные в каждом сегменте
метанефридії, что выводят конечные продукты жизнедеятельности с полостной
жидкости. Лейка метанефридія находится в целомі одного сегмента, а идущий от нее
короткий каналец открывается наружу в следующем сегменте.
11. Нервная система ганглионарных типа. Она состоит из
парных надглоткових и підглоткових ганглиев, соединенных нервными стволами в
окологлоточное нервное кольцо, и многих пар ганглиев брюшного нервного
цепочки, по одной паре в каждом сегменте. Органы чувств разнообразны: зрения (в
багатоіцетинкових червей), осязания, химического чувства, равновесия.
12. Подавляющее большинство кільчаків - раздельнополые животные, реже
гермафродиты. Развитие с метаморфозом (у многощетинковых червей) или прямой в
малощетинковых червей, пиявок). Некоторые виды кільчаків, кроме полового,
размножаются и бесполым способом (фрагментацией тела с последующей
регенерацией недостающих частей).
Тип
Кольчатые черви подразделяется на три класса - Багатощетинко ви, Малощетинкові
и Пиявки.
IV.Узагальнення, систематизация и контроль
знаний и умений учащихся
Работа
с учебником
Школьники
работают із.малюнками на с. 75, знакомясь с внешней и внутренней
строением кольчатых червей. Затем они читают текст о строении дождевого червя
на с. 74-76.
Проверить
свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 2-4 на с. 76.
V.Самостійна работа учащихся
В
тетради [2] или [3, вкладыш, стр. 5] ученики выполняют лабораторную работу № 4
«Изучение внешнего строения и характера движений кольчатых червей (на примере
дождевого червя или трубочника).
Потом
учащиеся знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 76, при
необходимости записывают выводы в тетрадь.
VIИтоги урока
Школьники
самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых
они приобрели в процессе этого урока.
VII.Домашнє задачи
В
учебнике [1] прочитать § 18, ответить на вопросы 1, 5, 6 после параграфа
на с. 76.
В
тетради [3, с. 26-27] выполнить задание.