Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

3.2. Классификация уроков

Для четкой организации учебно-воспитательного процесса уроки украинского языка делятся на типы в зависимости от поставленных педагогических задач. В дидактической и лінгводидактичній литературе это деление производится по различным признакам, а поэтому и до сих пор нет єдиноприйнятої, общепризнанной типологии уроков, хотя сама проблема классификации уроков начала решаться еще в середине прошлого века. Ею занимались О.Біляєв, В.Онищук, К.Плиско, М.Поздняков, О.Текучов, С.Чавдаров и др.

Так, С.Чавдаров в основу классификации положил цель урока и выделил уроки подачи материала, закрепления изученного, проверки знаний учащихся. Эта еще первая попытка сгруппировать уроки, конечно, весьма несовершенна.

Попытки разработать научную классификацию уроков принадлежит М.Позднякову. В ее основу положены этапы усвоения учащимися языкового материала и выделены следующие типы уроков: сообщение нового материала, закрепление полученных сведений; проверки полученных сведений; проверки усвоения знаний и навыков: обобщение усвоенного.

Классификация М.Позднякова более совершенна, однако она не охватывает всего разнообразия уроков языка.

О.Текучов ее совершенствует, кладя в основу цель урока и его содержание. В зависимости от цели он выделяет уроки сообщения новых знаний, закрепления изученного, проверки (контроля) знаний и навыков. Особое место отводится урокам повторение как разновидностям уроков закрепления. В свою очередь как разновидность урока повторение автор указывает на уроки обобщения. Соглашается ученый с типом урока, который получил название комбинированного. Относительно содержания, то, по О.Текучовим, это уроки фонетики, грамматики, словообразования, орфографии, развития речи (лексики, грамматической стилистики и т.д).

Современные классификации уроков тоже не отличаются единодушием, что наблюдается в трудах дидактов.

Так, В. Онищук выделяет: 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок формирования (усвоения) умений и навыков; 3) урок применение знаний, умений и навыков; 4) урок обобщения и систематизации знаний; 5) урок проверки знаний, умений и навыков; 6) комбинированный урок. Каждый из типов урока имеет свою дидактическую цель, поэтому здесь наблюдается общий подход к классификации уроков на основе его учебных целей.

О. Пометун и Л. Пироженко предлагают пять типов уроков в зависимости от содержания, форм, методов и средств обучения. Они выделяют:

уроки изучения нового учебного материала;

уроки формирования и совершенствование умений и павичок;

уроки закрепления и применения знаний, умений и навыков;

уроки обобщения и систематизации знаний;

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Как видим, и эта типология уроков не блещет оригинальностью, хотя принципы их выделение несколько другие. Кроме дидактической цели, авторы в ее основу кладут условия обучение, содержание, технологию и средства обучения. По их мнению, сначала учитель определяет, что планирует сделать, а потом - как и какими средствами.

Лінгводидакти уроки украинского языка ориентировочно делят на две группы: аспектні и развития связной речи. Именно эту классификацию чаще всего кладут в основу современные методисты, детализируя и конкретизируя ее. И в этом есть определенный смысл. Аспектні уроки связанные с изучением отдельных аспектов языка. Главная мста их - на основе теоретических сведений по языку сформировать умения и частковомовленнєві навыки (орфоэпические, лексические, словотвірні, правописные). На этих уроках преобладает усвоение единиц языковой системы и норм литературного языка.

Вторая группа - уроки развития связной речи, проводимых с целью формирования и развития у учащихся коммуникативных умений и навыков.

По мнению О.Біляєва, классификация уроков языка с целью получила широкого признания лінгводидактів и учителей и является наиболее приемлемой, поскольку учебно-воспитательная и развивающая цель урока, как известно, является тем центром, вокруг которого организуются все составляющие содержания урока и деятельность учителя и учеников на уроке.

Автор выделяет следующие основные типы уроков языка: изучение нового материала; закрепление изученного; проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков; анализа контрольных работ, обобщения и систематизации изученного; повторение темы. раздела. Кроме того, выделяются уроки развития связной речи по следующим разновидностями: уроки, посвященные выполнению учащимися творческих работ "малых жанров", и уроки проведения и анализа больших по объему письменных переводов и произведений. Отдельно выделяется урок подготовки к контрольному сочинению.

Отметим, что рассмотренная классификация стала традиционной. Учителя долгое время пользуются ею, внося в структуру уроков отдельные инновационные элементы. Однако реформирование школьного образования требует новых подходов к типологии и структурирование уроков. Итак, классификация уроков - категория переменная и в теоретическом плане требует усовершенствования. Современные труды по лингводидактики демонстрируют научные поиски ученых в этом направлении.

Интересной является классификация уроков, предложенная К.Плиско. Она считает, что "типы уроков целесообразно выделять с целью организации, т.е. в зависимости от того, для чего они организуются - для изучения новой информации, закрепление или ее применения. Это мнение разделяет С.Караман. "При этом, - уточняет ученый, - рассматриваем типы уроков как целостную систему, то есть осуществляем системный подход. Состав системы определяем с учетом ее основы и границ. Основой служат этапы познания содержания, а вне - цели обучения и звенья усвоение информации".

Руководствуясь целью обучения языку и основываясь на этапах познания, автор определяет состав системы и типов уроков с учетом звеньев усвоения. Модель системы типов уроков имеет следующий вид:

 

Эта модель дает новые знания о типах уроков, их место в системе, определяет связи между ними и внешней средой. За С.Караманом, система уроков включает три типы, инвариантом которой является урок изучения информации, поскольку он аккумулирует в себе основные признаки других типов уроков - вариантов системы.

Следует иметь в виду, что названные типы уроков содержат не только языковую, но и речевую информацию. Поэтому на всех уроках имеет место работа по развитию вещания, в том числе и связной. Каждый тип урока объединяет в себе по совместной дидактической целью методические варианты уроков, предусматривающих формирование знаний, умений и навыков (1 тип), укрепление знаний, умений и навыков (2 тип), совершенствование знаний, умений и навыков (3 тип).

К. Плиско предлагает методические варианты уроков первого типа оформить так:

1. Урок формирования новых понятий, изучения языковых явлений.

2. Урок формирования новых способов действий.

3. Урок формирования новых понятий и способов действий.

Уроки закрепления информации направлены на воспроизведение, закрепление и повторение изученной информации. Одновременно осуществляется систематизация и обобщение усвоенного языкового и речевого материала.

Методические варианты 2 типа уроков следующие:

1. Уроки закрепления (воспроизведение) языковых понятий и способов действий. 2. Уроки повторение изученной информации. 3. Уроки обобщения систематизации изученной информации.

Учебной целью уроков применения изученной информации является совершенствование знаний, умений и навыков. Для ее реализации проводится работа по развитию речи, а также проверки и коррекции информации.

Методическими вариантами 3 типа уроков являются:

1. Уроки развития связной речи.

2. Уроки проверки и коррекции выученной информации.

3. Уроки анализа контрольных работ.

Все современные классификации уроков по сути модифицируют традиционную, которой и придерживается большинство учителей. Очевидно, преимущество ее в том, что на каждом новом этапе развития образования, в том числе и обучение украинского языка, она легко модифицируется, подвергается организационным и структурным изменениям, оставаясь в своей основе научно апробированной и оправданной.

Однако изменения в содержании языкового образования, смещение акцентов в смысловых линиях школьной программы вызывают необходимость творческого использования различных типов уроков, моделирование учебного процесса с учетом требований концепции языковой образования 12-летней школы и Государственного стандарта базового полного среднего образования, главной целью которого является формирование коммуникативной компетенции на основе речевой деятельности учащихся.

В этих условиях современная классификация уроков могла бы быть такой:

1. Урок усвоения знаний (формирование языковой и мовленнєвознавчої компетенций).

2. Урок формирования знаний, умений и навыков (формирование языковой и речевой компетенций).

3. Урок повторения, обобщение и систематизации знаний, умений и навыков (формирование речевой компетенции).

4. Уроки развития коммуникативных умений и навыков (формирование коммуникативной компетенции).

5. Урок контроля знаний, умений и навыков (проверки владения всеми видами речевой деятельности).

Такая типология уроков украинского языка позволяет модернизировать традиционную классификацию, не нарушая системы уроков, их целей, задач, и приспособить ее к выполнению главной цели - формирование языковой личности, обладающей высоким уровнем коммуникативной готовности и коммуникативной самореализации.

О. Беляев предлагает выделить в отдельный тип уроки связной речи. Его классификация имеет следующий вид: 1. Урок учебного перевода. 2. Урок контрольного перевода. 3. Урок анализа контрольного перевода. 4. Урок учебного произведения. 5. Урок подготовки к контрольному сочинению. 6. Урок контрольного произведения. 7. Урок анализа контрольного произведения.

Эта классификация долгое время служила основой уроков связной речи. Не потеряла она своей ценности и до сих пор. Однако коммуникативно-деятельностный и функционально-стилистический подходы к обучению создали необходимость выделения и других типов уроков связной речи: уроки аудирование, чтение, составление диалогов и др. Они по другому принципу - коммуникативно-деятельностным - не укладываются в рамки существующей классификации. Интересную классификацию уроков связной речи предлагает Г.Шелехова. Определяя за основу этих уроков ведущую цель, она выделяет 1) уроки формирования новых понятий (текст, стили, типы речи, ситуации общения, требования к речи и нет.); 2) уроки формирования коммуникативных умений и навыков; 3)

уроки контроля; 4) уроки совершенствования устных и письменных высказываний. Однако и эта система уроков связной речи не раскрывает до конца их сути, роли и места в учебном процессе. Дельцом понятно, что возникает необходимость переосмысления сущности уроков связной вещания, места в системе уроков, их структуры, целевого назначения, технологии проведения. Эта проблема еще ждет своего научного исследования.

Очевидно, такой тиш уроков целесообразно назвать уроками формирования мовленнєво-коммуникативной компетенции, или уроками коммуникации, теоретической основой которых будут мовленнєвознавчі понятие, а практической - все виды речевой деятельности, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Реформирования языкового образования, предоставления ей коммуникативного направления вызвало к жизни уроки, непосредственно связанные с речевой деятельностью учащихся. Это уроки аудирование, чтение, говорение (составление диалогов, полілогів, устные отзывы на сообщение товарища и т.д.).

Уроки аудирования и чтения можно объединить в одну группу - уроки восприятия устной и письменной информации. Относительно урока составление диалогов, то он больше тяготеет к урокам творческих работ (сочинений), однако имеет свою специфику по формам и технологии проведения, поскольку процесс обучения диалогов (полілогів) основывается на попарному (групповом) обучении и нуждается в особой организации. Устные отзывы на ответ товарища относятся к особой категории уроков устного речи (устный пересказ, сочинение). Особую группу уроков составляют уроки обработка деловых бумаг, как и работа над деловым вещанием вообще.

Из всего сказанного следует, что классификация уроков языка - гибкая система различных типов уроков, сложившаяся исторически и способна, каждый раз модифікуючись, обеспечивать обучение языку на разных этапах развития образования. А реформирование и стандартизация языкового образования требует новых исследований и научного осмысления типологии уроков украинского языка.