Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 6. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Эволюция социального прогресса человечества способствовала упадку рабовладельческого строя. Обогащался духовный мир человека. Переосмысливались социальные ценности трудовой деятельности, взгляды на цель и смысл жизни, добро и зло, зародилось понимание праведности, гуманизма. Появились предпосылки появления новой эры в самосовершенствовании личности в частности и человечества в целом. При таких условиях формируются мировые религии, которые преодолевают этнические ограниченности и возникают доступными для восприятия любого человека. К ним принято относить буддизм, христианство и ислам. Если становление национальных религий отражает процесс образования независимых государств, которым эти религии служили идеологическим під'рунтям, то формирование мировых религий происходит в условиях перестройки „мировых империй” как их дополнение. Своим появлением они как бы сопровождают значительные исторические изменения в жизни больших масс людей, знаменуют появление феодальных отношений. Буддизм, например, возник в VI в. до н.э. в Индии и странах Центральной и Юго-Восточной Азии, когда они, отвергая кастовый строй, переходили в классовых отношений. Утверждение христианства связано с политическими объединениями Средиземноморья под властью Римских императоров. Ислам также появился в годы перехода аравийских племен до феодальных отношений.

Особенности мировых религий:

1. Межэтнический, космополитический характер. Они гарантируют спасения независимо от того, к какому этносу принадлежит ее исповедник.

2. На первых этапах своего становления они не стремятся к своей специфической обрядности, потому что обрядовые формы мешают общаться с иноверцами. Лишь через несколько веков после своего появления мировые религии начали „обрастать” собственной обрядности (в Христианстве с IV века).

3. Признание равенства перед Богом всех людей независимо от их социального положения.

4. Они актуализируют учение о спасении. Идеалы лучшей жизни переносятся с Земли на небо, в ту сторону.

5. их учредители приходят к людям как спасители и как вестники благодати для всего человечества.

Итак, мировые религии служат средством вероисповедного связи людей, независимо от их этнической, языковой, социальной, политической самоидентификации. За конкретных исторических условий в той или иной стране они могут набирать этнических черт.

 

6.1. Буддизм

 

Буддизм является древнейшей из мировых религий. Зародился в VI-V вв. до н.э. в Индии и распространился в Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Существуют общины последователей буддизма в Америке, Европе (в т.ч. и в Украине). Сейчас в мире около 400 млн. буддистов (6% населения) и около 1 млн. монахов. Основатель буддизма Шакьямуни (мудрец) из племени Шакьев - он же Будда (просветленный, пробужденный), он же Сидхартха Гаутама - человек, достигший наивысшего предела духовного развития, перешла от созерцательного состояния сознания к пробуждению. По преданию, после 550 перерождений (85 раз он был царем, 83 раза - отшельником, 5 раз рабом, различными животными) он пришел на землю, чтобы указать человечеству как избавиться от страданий. Для своего последнего перерождения Будда выбрал образ царевича Сідхартху, что означает „тот, что выполняет свое предназначение”. Он принадлежал к знатному роду Гаутама (проживал в долине р. Ганг, в середине ее течения).

Мифы рассказывают, что Будда родился от непорочной царицы Майи сверхъестественным образом (вышел со стороны матери). Мальчик поражал своими незаурядными способностями, силой, мужеством и умом. Он получил всестороннее светское образование, жил в специально построенном для него дворце. Достигнув совершеннолетия, женился. Жена подарила ему сына. Жизнь семьи преисполнилось радости и счастья. Повелитель земли окружил его заботой и богатством, старательно маскируя от него мрачные стороны жизни. Но однажды, проезжая по городу во время прогулки, Шакьямуни увидел четыре знамения. Первые три (покрытый гнойными язвами больной, согбенный годами старец, похоронная процессия) показали ему неустойчивость сансары (круговорота бытия), а последнее (аскет, погрузился в думы) - путь к освобождению. Он решил убежать от роскоши, а потому ночью покинул дворец и присоединился к аскетам. Через семь лет в возрасте 35 лет Шакьямуни достиг бодхи - просветления и стал Буддой. Первую проповедь, согласно легенде, Будда выразил в парке возле м. Бенарес (Венарес) для пятерых своих товарищей-аскетів. ее суть сводится к высказанной идеи тождества жизни и страдания. Сорок лет Шакьямуни ходил по долине Ганга, проповедуя свое учение, и умер, по легенде, в 80-летнем возрасте в день майского полнолуния. Эту дату чтят также как дату его рождения и прозрение и называют „трижды святым днем”.

В зависимости от ориентации исследователя буддизм можно изучать и как религию, и как философию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. В Бенарестській проповеди Будда провозгласил основы буддистского вероучения. Прежде всего это учение о „ Четыре благородные (святые) истины” и „благородный восьмиступенчатый (восьмеричный) путь” Первая истина „жить - значит страдать”. Вторая - „причина страданий - желания”. Третья - „для освобождения от страданий необходимо избавиться от желаний”. Четвертая истина утверждает: „есть путь к прекращению страданий. Это - благородный восьмеричный путь (восемь ступенек):

1) праведные знания (знания „четырех благородных истин”);

2) праведные стремления (решимость проявлять сочувствие ко всему живому);

3) праведная речь (речь без лжи, клеветы, лжесвідчень, грубости);

4) праведное поведение (не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять вина);

5) праведный образ жизни (жизнь по принципам бескорыстия);

6) праведные усилия (усилия, которые направляют к добру и отдаляют от зла);

7) праведная концентрация (самоанализ);

8) праведное самоуглубление (правильная техника медитации - раджа-йога, которая способствует духовной концентрации и делает тело неотделимо от духа).

Высшая цель буддизма - нирвана (успокоение, угасание эмоций, освобождения от своего „Я”). Это достигнутый личными усилиями высшее состояние, когда „человек освобождается от всех земных страстей и склонностей, от „паутины желаний”. Все проявления индивидуальности погасли - нет ни чувств, ни образов, ни сознания. Это не смерть, а особое состояние, которое невозможно описать, используя человеческий опыт. Это - „высшая цель”, „высшее блаженство”, „высшее счастье”. Уже прекращено страдания, грусть, волнение, происходит „завершение пути”. Действие закона кармы (закон воздаяния: поведение человека предопределяет ее нынешнюю судьбу и следующее состояние ее души) прекращается, человек уже не возрождается и оставляет сансаре (повторение рождений и смертей, переход души из одной оболочки в другую).

Итак, самым существенным в учении Будды его сторонники считают то, что он открыл сущность бытия как страдания и одновременно показал людям путь освобождения от физического и морального боли и спасения.

Различные буддийские школы придерживаются отличных взглядов относительно роли Будды. Некоторые считают его всего лишь человеком, который нашел собственный путь к просветлению и показала его всем последователям. Другие почитают его как последнего Будду, который пришел в мир проповедовать или возродить дхарму - учение или путь Будды. Еще другие имеют его за бодхисатву - существо, достигшее просветления, но отложила вход в нирвану, чтобы помочь другим достичь просветления. Просветление является важнейшей наукой во всех буддийских школах.

В III в. до н. э., примерно через 200 лет после смерти Будды, появился величайший поборник буддизма император Ашока, который покорил большую часть Индии. Он принял буддизм и дал ему государственную поддержку, строил религиозные памятники, созывал соборы, призывал людей жить согласно учениям Будды. В основном благодаря усилиям Ашоки буддизм выродился из индийской секты в мировую религию. Кое-кто небезосновательно считает его вторым основателем буддизма.

Основной формой организации жизни буддистских общин есть монастыри. Монахи, которые в них проживают, должны соблюдать устав, подчиняться решениям общего собрания сангхи (монашеской общины) и настоятелю, чья должность - выборная.

Для разработки основополагающих принципов вероучения и принятия важных решений буддисты собирают сангити (соборы), которых за весь период существования этой мировой религии было шесть.

Первый буддийский собор состоялся в пещере Саптапарна монастыря Наланда в городе Раджагриха (штат Бихар) через три месяца после смерти Будды. На нем принято решение о канонизации буддийского Священного Писания - Трипітаки.

Второй собор состоялся через 100 лет в Вайшали. Он закончился расколом сангхи и возникновением двух разветвлений (хинаяны и махаяны).

Через 200 лет в Паталипутре проходил третий собор под председательством царя Ашоки, при правлении которого буддизм стал государственной религией.

Четвертый собор проходил сразу в двух местах. Представители одного из направлений буддизма - хинаяны - проводили съезд в Анурадхапуре и Алувахарі, вблизи Матале. Здесь, на пальмовых листьях сангальською языке была записана Трипитака и комментарии к ней. Представители другого направления, махаяны, собрались в Кашмире (I-II в. н.э.), где канонизировали санскритскую редакцию Трипітаки школы сервастивадинів.

Пятый собор в Мандалае (территория Бирмы - 1871 г.) характеризовался тем, что монахи утвердили на нем унифицированный текст Трипітаки, отчеканили его по частям на 729 мраморных плитах, над каждой из которых впоследствии построили пагоду.

Шестой собор проходил в нескольких городах Мьянмы в 1954 - 1956 гг. На нем были отредактированы все 54 книги палійської Трипітаки, а также канонизированы сокращенные тексты переведенной Трипітаки бирманской, хинди и английском языках.

Структурно буддизм делится на два основных направления - хинаяна (40% общего числа верующих) и махаяна (60%). Хинаяна (малая колесница) проповедует „узкий” путь спасения, а махаяна (большая колесница) - „широкий”. Согласно хінаяною, достичь нирваны может только незначительная часть людей - монахи. Махаяне присущ универсальный характер увольнения: возможность достичь состояния Будды дается всем существам. Центральное место в махаяне - учение о бодхисатвы. Это люди, заслужившие переход в нирвану, но сознательно остались на земле ради спасения всех существ, освобожденных от сансары.

Ваджраяна (алмазная колесница, тантраяна) - направление, возникшее из махаяны и сложился в середине i тыс. н.э. в лоне махаяны. В нем существует идея о возможности достижения состояния Будды в теперешнем жизни человека. В ваджраяне также является учение о бодхистатви, широко практикуются упражнения йогов, тантрические обряды, проникнуты духом эротики, половой активности человека, что якобы имеют связь с плодородием земли и скота, функциями женщины-матери. Особое значение здесь придается соблюдению гуру (духовного наставника).

Буддийская литература насчитывает много тысяч произведений. Канонической считается только Трипитака, включающий три части (“три корзины Закона”): Виная-питака (мифы о Будде и его поучения), Сутта - питака (притчи и беседы Будды и его последователей), Абхидхарма - питака (философия буддизма). Моральные заповеди буддизма (панчашила) имеют характер запретов: 1) не убивать ни одно живое существо; 2) не брать чужой собственности; 3) не касаться чужой жены;

4) не говорить неправды; 5) не пить вина.

Обрядово-культовая практика буддизма подобная обрядов других религий. Главным является культ Будды. Чествуются те населенные пункты, отдельные строения, деревья, которые вроде бы связаны с его биографией, мощи, волосы, зубы, предметы, которыми он пользовался, - одежда, чаши, посохи. Эти предметы были помещены для вечного хранения в многочисленные монастыри и ступы (культовые сооружения, где хранятся реликвии буддизма). Особенно почитаются места, где родился Будда, где он прозрел, место его первой проповеди и место нирваны. Они стали объектами паломничества.

Верующими проводятся ежедневные молитвы и жертвоприношения статуям Будды Гаутамы и другим буддам, паломничество к святым местам, обходы ступ. Храмы и ступы украшены графическими и рельефными изображениями.

В отличие от других религий, богослужения буддистов в храмах совершается исключительно духовенством, без мирян. Миряне являются участниками богослужений вне храмов, на открытых площадях, а молитвы осуществляющих дома перед домашними алтарями.

Монахи, как служители культа, ведут аскетический образ жизни, едят один раз в сутки за счет подаяния, обязательно должны брить голову, лицо, брови. Они носят одежду желтого цвета (признак низших каст). Кандидатов в монахи готовят с восьмилетнего возраста. Отобраны должны быть здоровыми, не иметь долгов. Посвящение в монахи осуществляется в двадцатилетнем возрасте. Монах должен придерживаться строгой дисциплины, повиноваться старшим по возрасту членам общины.

Буддизм способствовал развитию прекрасного искусства - храмовой архитектуры, живописи, скульптуры, которые можно увидеть в разных странах буддийского мира.

В отличие от христианства и ислама, он сегодня переживает кризис. По некоторым прогнозам, его рост к 2006 году составит лишь 6%, причем преимущественно в странах традиционного распространения (Юго-Восточная Азия, Тибет).

В то же время, в условиях глобализации буддизм выходит за пределы своего традиционного распространения и находит последователей в Европе и Америке. Создаются международные объединения буддистов, которые ставят перед собой задачу решения насущных проблем современности, в первую очередь - экологического характера.

Ламаизм (тибетский буддизм) - один из организационно независимых разновидностей махаяністського направления в буддизме, сложившийся в Тибете в VII-XIV в. вследствие проникновения сюда махаяны и тантризма (направление в буддизме и индуизме, который использует методы йоги; представление о женскую и мужскую половую энергетику, трансформация которого приводит к сознания и просветления).

Лама в переводе - монах, высший. Сейчас в мире 20,6 млн. сторонников. Основатель - тибетский лама Цзьон-Каба (конец XIV - начало XV вв.). Распространился среди монголов и проник в Россию. Сохраняя основные буддийские положения, ламаизм, в то же время, имеет специфические особенности: усложненная обрядность (эзотерический ритуал - вера в магические средства общения со сверхъестественным, йогическая практика), массовое распространение института лам, повышенная уважение к ним и др. Старший сын в каждой семье посвящаемый в ламы. Существует огромное количество ламаистских монастырей. Особое место отводится грядущем Будде - Майдарі, который накажет грешников и наградит достойных, установит справедливую жизнь. Разработано учение о „10 черных грехов” и „10 белых добродетелей” как основу морали. Молятся в ламаизме, вращая наполнены молитвенными текстами и священной литературой барабаны, что заменяет многократное произнесение молитв и заклинаний.

Главным каноническим текстом ламаизма является Ганджур - сборник „откровений” Будды (108 томов), а также Данджур - перевод буддийских учений (225 томов). Ламаизм предоставляет Будде атрибутов высшего божества - творца „іситинної сущности мира”. Пантеон ламаизма включает в себя будд, божеств-хранителей, защитников веры и другие фантастические образы. Ламаизм учит: без учения Будды невозможно спасение, но изложить это учение может только лама. Почитание ламы - это почитание Будды. Верховным авторитетом всех приверженцев ламаизма является далай-лама в столице Лхаса, что считается воплощением Будды в сакральном плане. Это выше персонификацию бодхисатвы. Далай-лама сосредоточил в своих руках высшую духовную и политическую власть. Сегодня в тибетском буддизме существует несколько школ, единых в своей основе, но различных в способах наставлений (н'їнма, кагью, сакья, гелуг и др.). Нынешний глава ламаизма - высший духовный авторитет Далай - Лама XIV - буддийский монах Тенцін Гьяцо. В 1989 г. Далай-ламе присуждена Нобелевская премия мира.

Дзен (чань)-буддизм (японский дзэн, китайское чань, на языке санскрит - медитация, созерцание) - один из наиболее влиятельных направлений буддизма на Дальнем Востоке (Китай, Корея, Япония, Вьетнам). Создателем его считается индийский монах Бодхидхарма, который якобы прибыл в 520 г. до Китая и основал там особое „эзотерическую”, предназначенную для узкого круга „посвященных”, школу буддизма. Она получила название чань-буддизма. Он вобрал в себя элементы многих буддийских направлений и даосизма. Дзен признает реальность феноменального мира, но воспринимает его как иллюзорный, как „ничто”. Последователи дзэна считают, что только с помощью медитации (размышления, созерцания, самоуглубления) можно проявить свою первоначальную природу, пробудиться и после этого постичь истинную природу вещей, увидеть их сущность и осознать свою причастность ко всему существующему. Большое внимание уделяется психотренинга. Базовая идея - „передача истины от сердца к сердцу” (уверенность в возможности познать Будду внутренним миром человека) и учение о „внезапном просветлении”. Японский дзен-буддизм существует в двух направлениях - рінзай-сю и сото-сю. В ХIVV вв. дзенські монахи выступали советниками при сьогунському и императорском окружении.

В конце 50-х годов Хх в. дзэн-буддизм стал заметным достоянием западной культуры. Творческая интеллигенция Запада связывала с дзен-буддизмом надежды на духовное обновление. „Дзенський бум” охватил многие американские университеты и влиял на движения битников и хиппи. Они видели в нем идейное оправдание морального нигилизма, бытовой разврата, полное пренебрежение к социальным обязанностям. В этой модной течения видели эффективное средство психотерапии, способный ослабить давление „бессмысленного мира”, а также альтернативу кризиса европейской культуры.

Одна из характерных особенностей дзен-буддизма - негативное отношение к логического мышления, теорий, авторитетов. Согласно учению, спастись, слиться с Буддой можно только с помощью „чистого опыта”, „живой интуиции”. Поэтому некоторые их наставники даже отказывались от языка и общались лишь условными знаками.

Количество сторонников дзен-буддизма в Японии - свыше 10 млн., есть последователи в США, Франции, Англии, Германии и других странах. Общины дзен-буддистов имеются и в Украине.