Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел пятый
ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЭТИКА: ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ
2. Структура этики. Категории

Категории этики.

Законы морали не можно объяснить отказом от идеи личной автономии (деонтологические идеи априорно-императивной заданности морали; теологически-универсальная характеристика моральных требований как божественных заповедей), или от идеи всеобщности морали путем ее сведения к природно заданным человеку утилитарным началом (большинство концепций эмпирической этики). Индивидуальная воля выражает нравственный закон не тогда, когда воля свое выдает за общее, а тогда, когда общее выбирает как свое. Возможность свободного нравственного выбора тем шире, чем больше мера свободы личности, определена реальными условиями социального бытия, динамикой преодоления различных форм социального отчуждения. Установление границ цели морально должного как высших принципов нравственности, представлено в содержании категорий морали. Категории (от греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак) - это общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и взаимодействие реальной действительности и познания. Категории устанавливают мере проникновения сознания в порядке сути, раскрытие общих противоречий и законов развития.

Этика как наука возникла и развивалась в рамках философии и рассматривалась как практическая философия или моральная философия, базируется на двух началах: фактах реальной нравственной жизни (поступки индивидов и деятельность социальных общностей) и философском мировоззрении. Мировоззрение всегда ценностно ориентирован и не может быть нейтральным. Поэтому можно говорить о том, сколько исторических типов мировоззрения, философских направлений, столько и этических школ, систем.

Структура этики как науки или структура этического знания охватывает шесть содержательных блоков. Во-первых, эмпирическую, описательную этику, которая рассматривает нравы, обычаи, моральную честность, существовавшие в среде представителей различных народов и народностей, социальных общностей и слоев, разных общинах, то есть установления, описания, утверждение и анализ моральных фактов, реальных нравственных чесностей людей, которые и составляют моральные отношения общества на разных этапах его развития. Во-вторых, общую теорию морали или философские проблемы этики, где речь идет о происхождении морали, ее сущность, структуру, специфику, взаимодействия моральной необходимости, свободы и ответственности, моральные аспекты смысла жизни и др. В-третьих, нормативную этику, как свод требований, предписаний общества и стереотипов поведения личности, ее нравственных качеств, соответствующих общественным моральным нормам. В-четвертых, теорию нравственного воспитания или педагогическую этику, которая обеспечивает усвоение индивидами установленных моральных образцов поведения. В-пятых, профессиональную этику, призванную описать и обосновать особенности морали различных профессиональных групп, исходя из специфики их деятельности. В-шестых, историю этической мысли, что демонстрирует как создаются этические проблемы, как меняются способы постановки вопросов, подходы к их решениям, как углубляется понимание природы морали, ее назначение и функции в жизни общества, а также закономерностей ее развития.

Категории исторические, их содержание уточняется в процессе общественной практики, поскольку путь человечества к Истине всегда тяжелое. На каждом новом этапе развития познания категории все точнее и полнее выражают объективный мир, способствуют углублению и уточнению самого процесса познания. Это, естественно, ведет и к тому, что формируются новые категории, которые отражают необходимость и закономерность общих связей и отношений, которые стали на данном этапе познания известным фактом, а следовательно, обогащают систему категорий определенной науки. Категории определяют систему понятий науки. Каждая наука имеет свои категории, оперирует ими. Этические категории по природе не отличаются от категорий философии и других наук являются логическими формами отражения объективного мира, процесс их формирования логично схож с процессом формирования категорий других наук. Этические категории аналогичны категориям других сфер знания и по функциям. Следовательно, такие понятия этики как обычай.

Поступок, моральная норма, моральный принцип, нравственный идеал, оценка и другие употребляются и содержательно раскрываются преимущественно в этике. К этическим категориям относятся Добро и Зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и ответственность, моральный выбор, моральный конфликт, смысл жизни и счастье, общение, дружба, любовь и т.д. В понятиях раскрываются наиболее существенные свойства моральной реальности. Так, Добро является одной из общих категорий этики, выражающая положительную ценность, положительное нравственное значение явлений, событий общественной жизни, поступков человека в их взаимодействии с нравственным идеалом. Зло - противоположность добру, отрицательная ценность, категория, с помощью которой обозначаются негативные стороны действительности, деятельности людей и отношений между ними. Это все то, что препятствует удовлетворению интересов человека и человечества. Понятие долг - осознанное и добровольно принятая моральная необходимость, зобов'язаність, что стала внутренней потребностью личности. Достоинство - особое отношение со стороны общества к человеку, которое выражается в признании ее ценности независимо от имущественного, статусного положения, национальной, религиозной и иной принадлежности, что основано на признании равных прав каждого на уважение к себе, как равного со всеми морального субъекта, а также степень самоуважения личности. Честь - положительная оценка окружающих ценностей человека, как носителя определенных социальных ролей, функций. Совесть - внутренний самоконтроль личности, связан со способностью формулировать для себя нравственные обязательства, осуществлять самооценку поступков, самоконтроль поведения, что выражается в ответственности человека перед собой как носителем высших, универсальных ценностей.

Понятие Смысл жизни - социально значимая ценность, объясняет, что избирается лицом в жизни в процессе ее социализации и индивидуализации, которая выступает генеральной стратегической установкой на определенный образ жизни, тип жизнедеятельности и дает ответ на вопрос ради чего живет человек и выражается в объективной направленности ее жизни. Счастье - высший степень удовлетворенности человека жизнью, от полноты его самореализации, самоутверждения, достижения социально и лично значимой цели. Система категорий и понятий раскрывает содержание предметной сферы этики.

Содержание предмета этики, как свидетельствует исторический опыт, запечатленный в истории этической мысли, зависит от философской системы мировоззрения, на которой базируется этическое знание, от социокультурного фона конкретно-исторического этапа развития общества, уровня проработки самого этического знания, то есть теоретической рефлексии нравственного сознания о самом себе и социального заказа общества, отдельных общностей, государства на подходящие идеи, концепции, теории. Этика, как наука, выполняет ряд функций. Главными среди них являются: описательная, ценностно-ориентировочная и функция формирования этических знаний, которые реализуются в единстве, и их разграничение носит условный характер. Моральные явления несколько расплывчаты, неуловимые, трудно фиксируются. Поэтому задача этики - высвободить моральную сторону (составляющую) из многообразия человеческой деятельности, определить и описать реальные обычаи, мотивы поведения людей. Мораль не является результатом человеческого произвола, объективно определена и выступает необходимой формой самоорганизации общественных индивидов. Социально-моральное поведение имеет четкую логику. Задача этики состоит в том, чтобы изучать реальные нравственные процессы. Итак, на описательном уровне этика выделяет объект исследования мораль, вводит в научный оборот факты, подлежащие объяснению, интерпретируются теоретически. Описательная функция этики реализуется преимущественно при рассмотрении этапов исторического развития морали или исторических типов.

Функция формирования этических знаний связана с объяснением происхождения морали, фактов нравственной жизни, обоснованием моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, оценочных представлений конкретно-исторического типа общества и в конечном итоге - с созданием знаний о морали. Этика формирует научные знания о морали, превращая эмпирические моральные факты в научные. Философско-мировоззренческие ориентации этики не являются морально нейтральными, а имеют ценностное значение, характеризуются моральной определенностью. Этика обобщает моральные процессы и задает ценностные нормативные перспективы, не создает новых норм морали, а дает существующим законченные формулировки, ориентирует на то, что должно быть. Это достаточно сложное и, по сути, аналитическое задание. Для того, чтобы из существующего многообразия моральных ценностей выделить те, которые наиболее полно и точно выражают глубинные интересы общества и социальных общностей, имеющих историческое будущее, их необходимо подвергнуть научному анализу. Отсюда третья функция этики - ценностно-ориентировочная. Исторический опыт свидетельствует, что такая ценностно-ориентировочная функция зависимости от основного принципа философского мировоззрения, господствующей идеологии, может проявляться в апологетико - прикрашальній или оценочно-критической формах, а также в форме морализаторства или ригоризма и др. Функция формирования этических знаний наиболее полно рассматривается при освещении истории этических учений или этической мысли. Ценностно-ориентировочная функция реализуется преимущественно в нормативной этике. В науке, в частности в этике, категории играют роль средств познания и практического освоения своеобразной стороны общественной жизни - нравственных отношений людей, определяя тем самым структуру науки, ее место в системе гуманитарного знания, ее роль в познании закономерностей общественной жизни. Суть этических категорий предопределяет их специфику, которая заключается в том, что этические категории способны отображать процесс объективизации нравственных отношений, а также выражать взаимосвязь закономерно-устойчивого в таких отношениях, служат практически освоению, регулированию этической стороны жизни общества.

Содержание этических категорий отражает общую определенность взаимодействия общества и лица, выступающие в качестве стали, необходимые, закономерные моральные связи и взаимодействия людей. Категории формируются на основе опыта общества, социальных групп, человечества, практика которых выявляет устойчивые причинно-следственные связи людей, логику связей и отношений в их абстрактной всеобщности. В конкретных поступках и действиях отдельных людей оказываются устойчивые, закономерные выражения объективной качества нравственных отношений: мотив, побуждение, цель, необходимость выбора, характер поступка, его результат и влияние на жизнь общества, социальные общности и др. Поскольку человек есть частичка общества, устанавливается в этом единичном факте общее, то, что имеет определяющее значение для индивида, и для соответствующей социальной общности. Интересы всех представителей социальных общностей, обществ устанавливаются в результате всесторонней оценки и анализа поступков индивидов, вследствие того, что в многообразии конкретных человеческих действий оказывается похоже, общее, необходимо закономерный. Готовится основание для абстрагирования от единичного и конкретного к общему, что отражает это единично-конкретное во всем многообразии и богатстве. Основное содержание таких понятий составляет знание существенных противоречий и закономерных связей.

В этических категориях отражается закономерность причинно-следственного характера, поскольку этическая качество является специфическая определенность и устойчивость такого типа отношений, и здесь, как во всей материальной действительности, возникает условие прохождения определенных последствий из соответствующих причин. Но в моральной сфере специфика действия определяется внутренним выбором, то есть свободным самоопределением воли, зависит во многом от психологической установки личности, предоставляет закономерности причинно-наслідкову сложную своеобразие. Интересы общества и личности, их совпадение и противоречия в своем переплетении создают моральные ситуации и обстоятельства, при которых члены общества, социальных общностей отбирают логический аспект слежения из этих причин и соответствующих результатов. Интересы отдельной личности как представителя социальной общности можно установить, зная, что необходимо общности, обществу, поскольку человек не существует сам собой, вне общества, без связей и отношений с себе подобными, а общество есть совокупность социально-связанных друг с другом людей. В таком значении нравственные понятия совесть, долг, честь и другие вобрали в свое содержание все то, что стало известно благодаря людской действия, мотива, цели. По своей природе понятия, категории с логическими формами мышления. Содержание этических категорий отражает то, что является необходимым, закономерным и поэтому относительно более устойчивым для общественно-личных отношений внутри социальной группы, ибо в них выражается причинно-следственная закономерность связи морального сознания и нравственной жизни, практики. Человек, нарушив обязанность, несет беду многим. Раскрывается диалектика логической причинно-следственной взаимообусловленности жизни социальной общности. Связь морального сознания, выраженной в понимании долга, с практикой поведения, в таком случае является фактом их несоответствия, что имеет место из-за несоблюдения субъектом нравственного долга.

Сформировавшись как абстракции бесчисленного количества отдельных, единичных, конкретных поступков, побуждений, целей и т.д., категории этики могут верно или искаженно отражать и выражать суть соответствующего аспекта поведения социальной общности. Неверное понимание сути этических категорий заключается в абсолютизации их содержания, в предоставлении содержания значение вечной всеобщности и неизменности. На самом же деле, когда в процессе формирования категорий человек абстрагируется от конкретного, единичного, убирая, снимая второстепенное и случайное, условное и характерное только для данной ситуации и данного индивидуума, то находим общее знание, что в многообразии сложного берет существенное для социальной общности. Итак, социально-исторические условия жизни людей не могут прямо или косвенно влиять на содержание этического понятия, формируется, придавая им социально выраженный характер. Моральные интересы людей, которые служат цели развития общества, всегда накладывают соответствующий отпечаток на ту сторону содержания категорий, которая выражает суть того, что отражается. Именно поэтому категории совесть, честь, справедливость и другие вобрали в свое содержание то, что является конкретным выражением социально-исторической цели и интересов социальных общностей. Категории этики это итог, сумма знание нравственной жизни социальной общности или общества, благодаря чему формулируются этические мысли, во многом пронизаны категориальным знанием, которые, обретая характер принципов и норм, выступают как истинные и обязательные для всех представителей социальной общности, общества и те мысли - требования.

Этические категории имеют эмоциональную заряженность и направленность, что отражается, и поэтому предусматривают некоторую эмоциональную внутреннюю деятельность - психологические переживания, связанные с осознанием содержания категорий совесть, счастье, долг и другие. Поскольку сознание есть единство мышления, воли, чувств и т.д., то осознание этических категорий, выявление их нормативно-оценочного характера и выступает в виде стимулятора, побуждение к определенной взаимодействия выбора и оценки самого понятия.

Специфика этических категорий заключается в том, что отражают необходимые связи и все закономерно-устойчивое и постоянное в нравственной жизни, к которому невозможно философско-познавательное, спокойное отношение. Этическое качество, что объективно складывается в моральных отношениях, поэтому специфика этических категорий зависит от того, что и как отражается в соответствующих понятиях. В общественной организации своей жизни люди встречаются и раскрывают определенную качество отношений друг с другом, между личностью и коллективом, которая имеет свою специфику, в отличие от качества других форм общественных отношений, например, политических, правовых и т.д. Познавая причинно-следственные связи отношений, углубленно узнавая о внутренние, скрытые пружины связей люди находят понятие о них, благодаря чему точнее познают сторону своей жизни. Накопленный опыт, итог и сумма знаний, что есть в понятиях, помогают людям осознать место и роль каждого из этических феноменов в нравственной жизни социума. Полученная информация позволяет эффективно влиять на сознание каждого конкретного человека. Мышление этическими категориями является понятийное отражение моральной практики, научный способ отображения качественно своеобразной стороны человеческой общественной жизни.

Этические категории возникают на основе абстрагирования от конкретного действия, в котором сочетаются чувства, переживания, сознание. Мышление как бы розчленовує факт, отбирая то, что служит основой для образования понятия совесть, долг, честь и т.д., и одновременно формирует противоположную соотносительность - бессовестность, бесчестность и т.д. Плохие действия, противоположные добрым, которыми принято считать поступки, которые отвечают интересам общества, социальной общности, показывает, в чем и как проявляется нарушение человеком долга, как и почему человек становится рабом своей подлости, действуя вопреки совести. На базе обобщенного предотвращения, характерного и существенного в соответствующих поступках, общество, социальная общность формируют понятие о моральном и аморальном выражение совести, долга, справедливости, которые затем конкретизируются в нормах и принципах морали. С помощью этических категорий отображается общее, закономерное и существенное, что оказывается людьми в моральных отношениях, как то, что возникает из общественных условий и отношений. Как и законам, категориям этики присущи черты всеобщности, относительной устойчивости, необходимости. Категории этики - это общие истины, прилагаемые для оценки действия с желаемой нормой действия, но в общей истине есть все богатство многообразия реального действия, поскольку выведена, отвлеченная из конкретного множества реальных выборов, действий, отношений.

Этические категории отражают историчность морали, поэтому выступают как истины или заблуждения, поскольку их содержание способен быть адекватно и неадекватно фактическим, объективным. Как истины, в которых выкристаллизованный опыт человечества в конкретно-историческом развитии, категории этики необходимы обществу для правильной ориентации, предвидение результатов определенных поступков для социальной общности и для самого субъекта, что является представителем общности. За содержание категорий этики, которые выступают объективными истинами, человек обретает основу выбора, получает практическую возможность для освоения нравственной жизни. Объективность категорий, их содержание отражают то, что вытекает из социальных отношений и, находя конкретную определенность в соответствующем выборе и действия, способствует прогрессу общества. Объективная истина становится основой внутреннего, субъективного решения, отбора, реализуется практически в действиях субъектов общественных отношений. Но в таком случае от самого субъекта, его возможностей, сознательного стремления зависит правильность выбора и поступка, то есть объективность или субъективность истины практически. Естественно, что сами категории, выступая в качестве истины, что правильно отражают моральные явления, являются своеобразными критериями для оценки мотивов, способов достижения цели и результатов действия. Категории служат как бы идеальным выражением общего образца для сравнения с ним всего конкретного многообразия реальных чувств, состояний, мыслей, что является объектами отражения.