Основы философских знаний
Раздел пятый ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЭТИКА: ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ
3. Взаимодействие этики с другими науками
Этика как самостоятельная отрасль знаний выделилась в конце XVIII ст. Это обусловлено и сложностью ее предмета, и сложностью морали как социального явления. В реальной жизни мораль не существует автономно, изолированно, а пронизывает все виды деятельности и отношений человека. Мораль как элемент общественного бытия и сознания, а также нравственное воспитание как социальная потребность и задачи, является объектом исследования не только этики, но и других наук. Философия, общая социологическая теория, социология морали, социология личности, общая и социальная психология, психология личности, антропология, педагогика, историческая наука, этнография, правоведение и другие науки находят свои аспекты изучения морали. Знания о морали формируются и накапливаются в результате деятельности этиков и историков, социологов и психологов, юристов и педагогов, а также представителей других наук, которые изучают человека.
Если углубиться в века, то в восточной и античной философии этика вначале слита воедино с философией и правом, имела характер преимущественно практического нравоучения, преподающего телесную и психическую гигиену жизни. Положения этики выводилось непосредственно из природы строения мира, всего живого, в том числе человека, что связано с космо-логичностью восточной и античной философии. В особую отрасль знаний этика выделена Аристотелем, который считает этику учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой); базируясь на психологии, считает этику основой учения о государстве, поскольку ее цель - формирование добродетельного гражданина государства. От стоиков идет традиционное разделение философии на три области: логику, физику (в том числе метафизику) и этику. Разделение проходит Средневековья, воспринимается философией Возрождения и XVII ст. Философ Иммануил Кант обосновывает разделение как разграничение учений о методе, природе и свободе (нравственности). Однако вплоть до XVII - XVIII вв. этику часто понимали как науку о природе человека, причинах и целях его действий вообще. Этика, по сути, совпадала с философской антропологией (в французских просветителей, английского философа Дэвида Юма) или даже сливалась с натурфилософией (Жан-Батиста Робинэ, Бенедикта Спинозы - их учение о субстанции и модусы). Такое расширение предмета этики вытекало из трактовки ее задач. Этика должна научить человека правильной жизни, исходя из ее же собственной (естественной или божественной) природы. Поэтому-то этика совмещала теорию бытия человека, изучение ее страстей и аффектов психики (души) и учение о достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения). Философ Иммануил Кант подверг критике совмещение в этике натуралистических и нравственных аспектов. Этика - наука лишь о должном, а не о том, что есть и причинно обусловлено, должна искать основы не в сущем, природе или общественном бытии человека, а в чистых позаемпіричних постулатах разума. Попытка Иммануила Канта выделить специфический предмет этики (сфера должного) привела к устранению из нее проблем происхождения и общественной обусловленности морали. Вместе с тем практическая философия (которой Иммануил Кант считал этику) оказалась неспособной решить вопрос о практической возможности осуществления принципов, обосновываются ней в реальной истории. Кантівське переосмысление предмета этики приняло широкого распространения в этике XX в., причем если позитивисты исключают нормативную этику из сферы научно-философского исследования, то этики - ірраціоналісти отрицают ее возможности в качестве общей теории, относя решение этических проблем к прерогативам личного морального сознания, действующего в рамках неповторимой жизненной ситуации.
Почему этика не является частью философии и почему философия не является этикой? Возьмите любой учебник по философии или обычный философский словарь. Там можно прочитать, что философия наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Если обратиться к других философских школ XX в., то можно констатировать, что экзистенциализм учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает некоторую среду и человеческую субъективность. Герменевтика, по утверждению философа Ханса-Георга Гадамера, является универсальной философией современности, призванная дать ответ на основной философский вопрос: как возможно понимать окружающий мир и как в понимании воплощается истина бытия? Таких примеров различных взглядов на философию можно привести много.
А чем занимается этика? Этика - наука о сущности и роли морали. Мораль или нравственность, является одно из многочисленных общественных явлений. Это одна из форм общественного сознания, мораль призвана регулировать поведение людей почти во всех сферах их деятельности. В определении морали может быть и действительно есть определенная разница. Одни философы, психологи считают, что мораль - не только форма общественного сознания, но и часть общественного бытия или аспект общественных отношений. Другие же придерживаются классической концепции, что мораль, прежде всего, одна из форм общественного сознания, что проявляется в поведении людей. Но никто из философов до сих пор не утверждал, что предметом этики являются самые общие законы развития природы, общества и мышления или, что этика должна объяснить понимание окружающего мира, как воплощается истина бытия. Тогда на каком основании утверждается, что этика - это часть философии и философская отрасль знаний? Ссылаться лишь на то обстоятельство, что до сих пор ее проблемы формировались философами, - дело несерьезное.
Известно, что в прошлом философы занимались математикой, астрономией, естествознанием и другими отраслями знаний, но никто не говорит, что эти науки являются философскими или частью философии. Нужно добавить, что и философия не нуждается в таких наук, как этика и эстетика, чтобы быть философской наукой. Современная философия - это не собрание философских и частично научных проблем, не конгломерат наук. Для выяснения специфики этики, содержания ее предмета целесообразно сопоставить с другими отраслями научных знаний. Этика исторически сложилась и развивалась в лоне философии как отрасль философского знания наряду с онтологией (учение о бытии) и гносеологією (учение о познании). Известный философ Николай Бердяев рассматривал этику как завершающую часть философии духа. Этика, опираясь на философскую методологию, воспринималась как практическая философия (Аристотель) или моральная философия (Владимир Соловьев). Природа, происхождение, сущность морали, взаимосвязь общественного бытия людей и их морального сознания, моральных фактов и их отражение в моральных представлениях, идеалах, убеждениях, взаимодействия необходимости, свободы и ответственности в морали, проблемы смысла жизни и другие не могут быть решены без философских знаний.
Этика частично обществоведческое наука, призванная исследовать причины существования и изменения нравственного сознания, поведения и поступков людей, социальную сущность и роль морали, ее нормы, принципы и понятие, историческое развитие этических теорий и их роль и функциональное значение морали в жизни людей. Как наука, этика органически связана с другими социально-гуманитарными отраслями знаний. Существование и развитие этики неразрывно связаны с мировоззрением. Философия выступает определенной методологической основой этики. Единство этики и философии выражается еще и в том, что для решения основных этических проблем необходима теоретическая помощь философии. Этические проблемы, связанные, например, с вопросом о том, как человек понимает свое место в мире и в чем видит смысл своего жизни. А это значит: от того, как отвечаем на основной вопрос той или иной школы философии, зависит правильная реализация этических проблем.
Этические проблемы органически связаны с проблемами социологии. Достаточно лишь вспомнить, что мораль как общественное явление не может существовать вне общественной системой. Раскрытие структуры и структурной закономерности общества - предпосылка для правильного понимания этических явлений. А это является задачей и предметом социологии. Единство этика имеет и с политологией. Раскрывая законы возникновения и развития политических систем, политология вооружает этику точным критерием для определения этического прогресса, помогает правильно сформулировать задачи нравственного воспитания. Этика постоянно развивается, использует достижения и многих других наук: психологии, педагогики, истории, кибернетики, экологии, эстетики, этнографии и т.д. Связь этики с психологией является слишком существенным и разнообразным. Достаточно сказать, что предмет этики - нравственность - возможен благодаря существованию сознания, волевого поведения, чьи закономерности изучаются психологией. А воля человека не отчуждена от других сторон сознания, от разума и чувств. Этические черты характера человека: добродетель и порок, существуют не только в форме норм и идей, но и как чувства, склонности, привычки человека. Все это предмет психологии. Если в моральной оценке поведения основным и существенным является мотив, то этика занимается, прежде всего, оценкой мотива. Причины возникновения мотивов, закономерности их изменения, такие необходимые для этических обобщений, изучаются психологией. Если определенная система мотивов оценивается этикой положительно или отрицательно, то психология должна объяснить причины возникновения таких мотивов и указать на возможности их сознательного и направленного изменения.
Педагогика, как известно, исследует принципы, формы и методы воспитания. Одной из важнейших форм воспитательного процесса является нравственное воспитание. Но чтобы успешно осуществить нравственное воспитание, необходимо хорошо познать закономерности самой нравственности. Этика в определенном смысле является теоретическая основа педагогики. Изучение закономерностей воспитательного процесса - это одно из условий изучения этических явлений и особенности формирования нравственного сознания индивида. Следовательно, между этикой и педагогикой есть тесная связь, единство и различие.
Взаимодействует этика с кибернетикой. Кибернетический подход к действительности раскрывает новую взаимозависимость в структуре сложных динамических систем, помогает точнее провести разграничение между руководителями и управляемыми системами, раскрыть еще лучше механизмы социальной саморегуляции и принципы гомеостатического функционирования общественной жизни. Кибернетика дает возможность рассматривать мораль как своеобразный руководящий механизм в системе общества.
В современных условиях в связи с глобальным характером влияния деятельности человека на окружающую среду оказалась взаимодействие этики и экологии. Этический аспект проявляет не вообще изучение связи организмов со средой, а глобальная экология, которая рассматривает крупномасштабные антропогенные изменения биосферы, а также пути ее сохранение и улучшение в интересах человеческого общества. Решение глобальных экологических проблем, кроме всего прочего, зависит от исходных социально-нравственных позиций. Так экология подводит человека к этике. Исторически этика ранее имела дело с обязанностями человека в отношении к обществу, к другим людям и к самой себе. Обязанности отношение к природе оставались вне ее зрением. Однако в современных условиях цель и интересы общественного человека требуют мобилизации нравственно-эмоционального фактора как одного из важных условий воспроизводства здоровой среды жизни. Ведь без естественного базиса невозможно самоутверждения человека как всесторонне развитой, целостной личности. И поэтому этика впитывает экологический аспект, но объектом моральной оценки и регулирования становится не природа сама по себе, а отношение человека к природе, что, по сути, является общественным отношением. Следовательно, мораль не становится моментом универсума, а была, есть и остается историческим явлением. Обосновывая обязанности человека в отношении к природе, этика рассматривает их как удлинение социальных обязанностей человека. Только принципиально гуманистическая ориентация в этике создает такую моральную атмосферу, которая позволяет преодолевать экологические трудности на пути поступательного развития общества.