Государственное регулирование экономики - система государственных мероприятий, направленных на обеспечение нормального процесса общественного воспроизводства, благоприятных условий для функционирования народного хозяйства. Государство никогда не была пассивным наблюдателем развития экономики, она всегда вмешивалась в хозяйственную жизнь. Однако масштабы и формы такого вмешательства были разными. Д. р. э. в рыночной системе прошло два этапа. Сначала это было эпизодическое вмешательство, вызванное в основном чрезвычайными обстоятельствами, необходимостью исправления отдельных диспропорций в экономике. Этот этап продолжался до начала XX века. Ему соответствует концепция „Лессе фер", которая провозглашает Д. р. э. вредным по сути. ЕЕ авторы, в частности а. Смит, считают, что рыночной системе присущ эффективный механизм саморегулирования, своеобразная „ невидимая рука", которая направляет действия хозяйственных субъектов в нужном направлении. Второй этап приходится на XX в., которое подвергло рыночную систему тяжелым испытанием. Речь идет о мировые войны, „ большой кризис" 1929-19ЗЗ-x лет. Они показали, что условия функционирования рыночной системы чрезвычайно усложнились, что механизм саморегулирования не всесилен. Он, с одной стороны, повреждается монополистическими образованиями, которые возникали в конце XIX ст., а с другой - вообще не способен справиться с такими бедствиями, как экономические кризисы, безработица, инфляция, значительное имущественное расслоение общества и т.д. Стало понятным, что рыночная систем без Д. р. э. уже обойтись не может Наиболее убедительно это доказал английский экономист Дж М.Кейнс в книге „ Общая теория занятости, процента и денег" /1936 г ./. Он фактически создал теорию Д. р. э., разработал его главные инструменты. С этого времени Д. р. э. „ узаконивается", становится органичной составляющей социально-ориентированного хозяйственного механизма. Д. р. е. постоянно развивается и совершенствуется. Сегодня оно является логически завершенной системой форм и методов регулирования экономики. Основные формы Д. р. э. кредитно-денежная, финансовая/бюджетная/, структурная /промышленная/политика, государственное планирование, политика доходов. Кредитно-денежная политика основана на регулировании денежной массы и ставок ссудного процента. Суть бюджетной политики заключается в использовании налогов, расходов государственного бюджета, амортизации с целью регулирования экономики. Структурная политика имеет целью формирование оптимальной народнохозяйственной структуры, смягчения социально-экономических последствий структурных кризисов. Государственное планирование прежде всего направляется на достижение пропорциональности и сбалансированности экономики, Политика доходов осуществляет контроль за заработной платой и ценами Д. р. э. пользуется двумя методами: прямое и косвенное регулирование. Прямое - основывается на использовании административных мер и юридических норм, выступают в виде директивных планов, приказов, запретов, фондирования и др. Косвенное - это применение экономических рычагов воздействия на хозяйственные субъекты: ставок налогов, пошлин, государственных заказов и т.д. Система Д. р. э. в Украине только формируется. Теория и опыт показывают, что на переходном этапе построения социальной рыночной системы роль Д. р. э. является значительной, более важной, чем в условиях сложившейся социальной рыночной системы.